Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель


а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у

  ф  

х ц ч ш щ ы э ю я






фарфор


Здесь же в посаде в 40-е годы XIX века зародилось и фарфоровое производство, а в конце этого столетия была открыта шелкоткацкая фабрика. Широкую хозяйственную деятельность в это время развивает и Троицкий монастырь, построивший несколько доходных домов и основавший ряд небольших предприятий, сдаваемых в аренду: бумажные фабрики, кирпичный завод, типографию.


фасад


Искусные мастера-градодельцы оживили фасады башни тягами из тесаного кирпича, лопатками, полуколонками, арочками и валиками, включили в общий декор даже орудийные бойницы, придав им фигурную форму. Как и все другие угловые башни, она разделена по высоте на шесть боевых ярусов.


Филарет


Русская церковь в лице Филарета всемерно заботилась о том, чтобы охватить народ религиозным влиянием и оградить его от просвещения, в котором усматривался источник «крамольного вольномыслия». Этот консерватизм и реакционность главы русской церкви нашли свое отражение и в деятельности Троице-Сергиевой лавры.


фрагмент


Один фрагмент раскрытой живописи можно уверенно назвать первоначальным — это роспись дверного откоса в дьяконнике (южная апсида алтаря. Случилось так, что при установке серебряной раки над гробом Сергия Радонежского, изготовленной по повелению Ивана Грозного, необходимо было несколько сместить дверь в алтаре: один откос проема растесали, а другой приложили камнем.


фрески


Произведения местных и ярославских иконописцев — фрески храма почти полностью сохранились. Незамысловатые по исполнению, но искренние и торжественно-праздничные, они одно из основных украшений интерьера собора. Главный западный вход в храм оформляет портал XVIII века.