Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Монастырь-крепость и посад во второй половине XVII века

После обширного строительства первой половины столетия, значительно обновившего весь облик монастыря, крайне невыразительно выглядели оставшиеся деревянными царские хоромы и царицыны кельи, а старая трапезная, поставленная двести лет назад, по своим размерам и состоянию уже не соответствовала возросшим потребностям монастыря. Келарские службы, недавно отстроенные на западной крепостной стене, хотя и давали возможность проводить там приемы знатных гостей, но не могли заменить собой традиционной монастырской трапезной.

Воссоединение Украины с Россией, законодательно оформленное в 1654 году, имевшее общеполитическое значение для всей страны, внесло заметное оживление в ее культурную и художественную жизнь. Украинские и белорусские мастера, приехавшие работать в Москву, привезли с собой технологию изготовления многоцветных изразцов, они также виртуозно владели мастерством исполнения скульптурной резьбы («белорусская резь»), чем привлекли внимание к новым декоративным возможностям камня. В то же время развитие строительной техники и налаженное производство оконного стекла делали возможным создание больших и светлых помещений, а роскошь светского уклада жизни высших слоев общества способствовала появлению в убранстве гражданских и культовых построек пышной, парадной декоративности. Эти новые веяния находят свое применение и в той грандиозной строительной деятельности, которая развертывается в Троицком монастыре в два последних десятилетия XVII века,

В этот период Троицкий монастырь опять оказался в центре важнейших государственных событий, а его укрепления снова использовались в качестве надежной защиты, но теперь уже не от внешних, а от внутренних врагов. В 1682 году, напуганные восставшими стрельцами, юный Петр с братом Иваном и царевной Софьей укрылись в Троицкой крепости, спешно вызвав туда войска из других, не охваченных восстанием городов. Монастырь был превращен в укрепленный лагерь: на стенах находились «великие сторожа и караулы», а в наиболее уязвимых местах стен были установлены орудия, Около двух месяцев оставались здесь представители царской фамилии, пока не были усмирены мятежные стрельцы, а их главарь, князь И.А.Хованский, казнен вместе с сыном Андреем с подмонастырском селе Воздвиженском.

Семь лет спустя, начав решительную борьбу за власть, Петр снова обратился к защите троицких стен. На этот раз он прискакал сюда один темной августовской ночью 1689 года, спасаясь от заговора Софьи. Походным маршем прибыли к нему верные потешные полки, а также Сухаревский стрелецкий полк. Вслед за ними, уверовав в силу молодого царя, заспешили в монастырь представители высшей знати и духовенства. Первые суровые указы Петра, объявленные с высоких крылец царских хором, эхом отозвались по всей стране. Под сводами глубоких монастырских подвалов пытали сторонников Софьи, а на площади перед монастырем вершился над ними кровавый суд. Здесь, в Троицком монастыре, как бы расправляя могучие плечи и пробуя свои силы, семнадцатилетний Петр начинал решительные действия по единоличному управлению огромной страной, чтобы сделать ее могущественной державой. Москва встречала Петра как победителя: при въезде в столицу, начиная от села Алексеевского, по обе стороны дороги провинившиеся стрельцы были поставлены на колени и, положив головы на принесенные ими же плахи с воткнутыми топорами, должны были громко молить о пощаде за участие в заговоре царевны Софьи.

Панорама монастыря в конце XVII века. Реконструкция В. И. Балдина
Панорама монастыря в конце XVII века. Реконструкция В. И. Балдина



Монастырь в конце XVII века. Вид с юго-запада. Макет-Реконструкция В. И. Балдина
Монастырь в конце XVII века. Вид с юго-запада. Макет-Реконструкция В. И. Балдина

Пребывание Петра I в Троицком монастыре и связанные с этим события еще более укрепили значение монастыря в качестве первой «царской» обители. Именно в это время монастырские власти возводят монументальные здания новой трапезной палаты с церковью Сергия и каменный дворец для царя — так называемые царские Чертоги. Обе эти огромные постройки, завершенные в течение двух последних десятилетий XVII века, поражают исключительным великолепием и богатством убранства своих цветисто раскрашенных фасадов. Поставленные друг против друга, они эффектно оформили центр монастыря, придав ему законченность и стилистическое единство. Такую же яркую окраску и пышный декор получили фасады построенных в это же время надвратной церкви Иоанна Предтечи и изящной Надкладезной часовни близ Успенского собора. Все эти четыре новых сооружения образовали своеобразное ожерелье вокруг центральной группы соборов, усилив значение монастырского ядра еще одним средством — цветом. С завершением строительства Трапезной и Чертогов была подчеркнута и окончательно закреплена в камне идея «четверообразной» планировки монастыря (ил, 21, 22), восходящая еще ко времени деревянной обители Сергия Радонежского. Свободное от застройки пространство вокруг стен крепости делало ее хорошо видимой издалека; однако после надстройки стен и башен монастырю явно не хватало высотной доминанты, которая завершила бы всю композицию его зданий.

Поселения вокруг монастыря к концу XVII века складываются уже в единый посад городского типа; по числу жителей он не уступал многим городским центрам того времени. Писцовые книги 1684 года только в одном селе Клементьеве, которое составляло не более трети, а может быть, даже и четверти всего посада, указывают 894 жителя мужского пола, что превосходило численность населения таких известных городов, как, например, Переславль-Залесский (879 человек) или Ростов Великий (765 человек). Посад Троицкого монастыря стал и крупнейшим торговым центром — сюда приезжают с товарами купцы из многих городов и даже из других стран. Широкая торговля и многочисленные паломники способствовали также развитию здесь различных видов художественных промыслов. Среди них особую популярность получило в дальнейшем изготовление резных и крашеных деревянных изделий и детских игрушек.