|
Монастырь-крепость и посад во второй половине XVII века
После обширного строительства первой половины столетия, значительно обновившего весь облик монастыря, крайне невыразительно
выглядели оставшиеся деревянными царские хоромы и царицыны кельи, а старая трапезная, поставленная двести лет назад, по своим
размерам и состоянию уже не соответствовала возросшим потребностям монастыря. Келарские службы, недавно отстроенные на западной
крепостной стене, хотя и давали возможность проводить там приемы знатных гостей, но не могли заменить собой традиционной
монастырской трапезной.
Воссоединение Украины с Россией, законодательно оформленное в 1654 году, имевшее общеполитическое значение для
всей страны, внесло заметное оживление в ее культурную и художественную жизнь. Украинские и белорусские мастера, приехавшие
работать в Москву, привезли с собой технологию изготовления многоцветных изразцов, они также виртуозно владели мастерством
исполнения скульптурной резьбы («белорусская резь»), чем привлекли внимание к новым декоративным возможностям камня. В то
же время развитие строительной техники и налаженное производство оконного стекла делали возможным создание больших и светлых
помещений, а роскошь светского уклада жизни высших слоев общества способствовала появлению в убранстве гражданских и культовых
построек пышной, парадной декоративности. Эти новые веяния находят свое применение и в той грандиозной строительной деятельности,
которая развертывается в Троицком монастыре в два последних десятилетия XVII века,
В этот период Троицкий монастырь опять оказался в центре важнейших государственных событий, а его укрепления снова использовались
в качестве надежной защиты, но теперь уже не от внешних, а от внутренних врагов. В 1682 году, напуганные восставшими стрельцами,
юный Петр с братом Иваном и царевной Софьей укрылись в Троицкой крепости, спешно вызвав туда войска из других, не охваченных
восстанием городов. Монастырь был превращен в укрепленный лагерь: на стенах находились «великие сторожа и караулы», а в
наиболее уязвимых местах стен были установлены орудия, Около двух месяцев оставались здесь представители царской фамилии,
пока не были усмирены мятежные стрельцы, а их главарь, князь И.А.Хованский, казнен вместе с сыном Андреем с подмонастырском
селе Воздвиженском.
Семь лет спустя, начав решительную борьбу за власть, Петр снова обратился к защите троицких стен. На этот раз он прискакал
сюда один темной августовской ночью 1689 года, спасаясь от заговора Софьи. Походным маршем прибыли к нему верные потешные
полки, а также Сухаревский стрелецкий полк. Вслед за ними, уверовав в силу молодого царя, заспешили в монастырь представители
высшей знати и духовенства. Первые суровые указы Петра, объявленные с высоких крылец царских хором, эхом отозвались по
всей стране. Под сводами глубоких монастырских подвалов пытали сторонников Софьи, а на площади перед монастырем вершился
над ними кровавый суд. Здесь, в Троицком монастыре, как бы расправляя могучие плечи и пробуя свои силы, семнадцатилетний
Петр начинал решительные действия по единоличному управлению огромной страной, чтобы сделать ее могущественной державой.
Москва встречала Петра как победителя: при въезде в столицу, начиная от села Алексеевского, по обе стороны дороги провинившиеся
стрельцы были поставлены на колени и, положив головы на принесенные ими же плахи с воткнутыми топорами, должны были громко
молить о пощаде за участие в заговоре царевны Софьи.
|
Панорама монастыря в конце XVII века. Реконструкция В. И. Балдина
|
|
Монастырь в конце XVII века. Вид с юго-запада. Макет-Реконструкция В. И. Балдина
|
Пребывание Петра I в Троицком монастыре и связанные с этим события еще более укрепили значение монастыря в качестве первой
«царской» обители. Именно в это время монастырские власти возводят монументальные здания новой трапезной палаты с церковью
Сергия и каменный дворец для царя — так называемые царские Чертоги. Обе эти огромные постройки, завершенные в течение двух
последних десятилетий XVII века, поражают исключительным великолепием и богатством убранства своих цветисто раскрашенных
фасадов. Поставленные друг против друга, они эффектно оформили центр монастыря, придав ему законченность и стилистическое
единство. Такую же яркую окраску и пышный декор получили фасады построенных в это же время надвратной церкви Иоанна Предтечи
и изящной Надкладезной часовни близ Успенского собора. Все эти четыре новых сооружения образовали своеобразное ожерелье вокруг
центральной группы соборов, усилив значение монастырского ядра еще одним средством — цветом. С завершением строительства Трапезной
и Чертогов была подчеркнута и окончательно закреплена в камне идея «четверообразной» планировки монастыря (ил, 21, 22), восходящая
еще ко времени деревянной обители Сергия Радонежского. Свободное от застройки пространство вокруг стен крепости делало ее
хорошо видимой издалека; однако после надстройки стен и башен монастырю явно не хватало высотной доминанты, которая завершила
бы всю композицию его зданий.
Поселения вокруг монастыря к концу XVII века складываются уже в единый посад городского типа; по числу жителей он не
уступал многим городским центрам того времени. Писцовые книги 1684 года только в одном селе Клементьеве, которое составляло
не более трети, а может быть, даже и четверти всего посада, указывают 894 жителя мужского пола, что превосходило численность
населения таких известных городов, как, например, Переславль-Залесский (879 человек) или Ростов Великий (765 человек). Посад
Троицкого монастыря стал и крупнейшим торговым центром — сюда приезжают с товарами купцы из многих городов и даже из других
стран. Широкая торговля и многочисленные паломники способствовали также развитию здесь различных видов художественных промыслов.
Среди них особую популярность получило в дальнейшем изготовление резных и крашеных деревянных изделий и детских игрушек.
| |