Жемчужное шитье
Старинное высокое искусство шитья продолжало развиваться и в XVIII веке. Однако лицевое шитье для этого времени— большая
редкость. Зато орнаментальное жемчужное шитье еще довольно широко употреблялось для украшения облачений высшего духовенства
и других предметов церковного культа, а также в народных костюмах.
Троицкий монастырь, как и прежде, получал богатые вклады из царского дома, духовенство заказывало новые вещи известным
столичным мастерам.
Представленные в экспозиции произведения — одни из лучших образцов этого искусства XVIII века. Мастера, имевшие богатый
опыт в шитье, извлекали различный декоративный эффект в зависимости от фактуры и цвета ткани, служившей фоном, расположения
жемчуга отдельными бусинами или нитью, сплетающейся в сложный узор, или плотным густым настилом одинаковых по размеру бусин.
|
Кокошник. Архангельская область. XIX в.
|
Отвечая запросам своего времени, они обращались к поискам новых выразительных качеств древнего материала, использовали
новые мотивы узора. Характер церковного жемчужного шитья также подчинен стилю времени, а иногда и моде.
Стихарь из золотой парчи шит в первой половине XVIII века. Его оплечье и зарукавья украшены пышным орнаментом,
подчеркнутым темно-вишневым бархатным фоном. На зарукавьях исполнен стилизованный растительный узор, упругие
завитки которого живо напоминают узорочье XVII века. Оплечье расшито с более тяжеловесной роскошью. Оно в избытке украшено
жемчугом и различными ювелирными изделиями, нашитыми в виде громадной звезды. Драгоценные камни воспринимаются яркими декоративными
пятнами на общем сверкающем фоне. Характерная для барокко любовь к живописи и яркости сказалась здесь также и в обилии декоративного
материала, его массе.
|
Митра. XVIII в.
|
В ином плане украшена епитрахиль, вложенная в монастырь императрицей Елизаветой Петровной. Ее отличительная черта
— монохромность. Фоном для узора, шитого одним жемчугом, служит белый атлас. Вдоль всего полотнища епитрахили дан ритмичный
узор из трех параллельных извивающихся полос, изображающих широкие стилизованные листья и цветы, и между ними — повторяющиеся
изображения креста. Крест удачно использован мастерами и в качестве декоративного мотива.
|
Стихарь. Вторая половина XVII — начало XVIII века. Вклад Анны Иоанновны
|
|
Фелонь. XVIII век. Вклад Екатерины II
|
В отличие от спокойно текущего узора епитрахили в набедреннике (вклад Екатерины II) все линии как бы извиваются и узор
словно пульсирует на поверхности ткани.
С изысканной роскошью шита фелонь, также вложенная Екатериной II. Жемчужное шитье здесь приобретает характер почти
скульптурной лепки из этого хрупкого и драгоценного материала. Интересно отметить, что на оплечье в картуше шита изящная
монограмма Троице-Сергиевой лавры, данная латинскими буквами.
В светском духе украшен и бархатный саккос митрополита Платона, выполненный известной петербургской мастерицей
Дарьей Лихновской. Роскошь, праздничная нарядность отличают и другие произведения, представленные в экспозиции.
В XVIII веке мастера продолжали сочетать жемчужное шитье с ювелирным искусством. Особенно часто это сочетание встречается
в украшении головных уборов высшего духовенства — митрах.
|