Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Жемчужное шитье

Старинное высокое искусство шитья продолжало развиваться и в XVIII веке. Однако лицевое шитье для этого времени— большая редкость. Зато орнаментальное жемчужное шитье еще довольно широко употреблялось для украшения облачений высшего духовенства и других предметов церковного культа, а также в народных костюмах.

Троицкий монастырь, как и прежде, получал богатые вклады из царского дома, духовенство заказывало новые вещи известным столичным мастерам.

Представленные в экспозиции произведения — одни из лучших образцов этого искусства XVIII века. Мастера, имевшие богатый опыт в шитье, извлекали различный декоративный эффект в зависимости от фактуры и цвета ткани, служившей фоном, расположения жемчуга отдельными бусинами или нитью, сплетающейся в сложный узор, или плотным густым настилом одинаковых по размеру бусин.

Кокошник. Архангельская область. XIX в.
Кокошник. Архангельская область. XIX в.

Отвечая запросам своего времени, они обращались к поискам новых выразительных качеств древнего материала, использовали новые мотивы узора. Характер церковного жемчужного шитья также подчинен стилю времени, а иногда и моде.

Стихарь из золотой парчи шит в первой половине XVIII века. Его оплечье и зарукавья украшены пышным орнаментом, подчеркнутым темно-вишневым бархатным фоном. На зарукавьях исполнен стилизованный растительный узор, упругие завитки которого живо напоминают узорочье XVII века. Оплечье расшито с более тяжеловесной роскошью. Оно в избытке украшено жемчугом и различными ювелирными изделиями, нашитыми в виде громадной звезды. Драгоценные камни воспринимаются яркими декоративными пятнами на общем сверкающем фоне. Характерная для барокко любовь к живописи и яркости сказалась здесь также и в обилии декоративного материала, его массе.

Митра. XVIII в.
Митра. XVIII в.

В ином плане украшена епитрахиль, вложенная в монастырь императрицей Елизаветой Петровной. Ее отличительная черта — монохромность. Фоном для узора, шитого одним жемчугом, служит белый атлас. Вдоль всего полотнища епитрахили дан ритмичный узор из трех параллельных извивающихся полос, изображающих широкие стилизованные листья и цветы, и между ними — повторяющиеся изображения креста. Крест удачно использован мастерами и в качестве декоративного мотива.

Стихарь. Вторая половина XVII — начало XVIII века. Вклад Анны Иоанновны
Стихарь. Вторая половина XVII — начало XVIII века. Вклад Анны Иоанновны

Фелонь. XVIII век. Вклад Екатерины II
Фелонь. XVIII век. Вклад Екатерины II

В отличие от спокойно текущего узора епитрахили в набедреннике (вклад Екатерины II) все линии как бы извиваются и узор словно пульсирует на поверхности ткани.

С изысканной роскошью шита фелонь, также вложенная Екатериной II. Жемчужное шитье здесь приобретает характер почти скульптурной лепки из этого хрупкого и драгоценного материала. Интересно отметить, что на оплечье в картуше шита изящная монограмма Троице-Сергиевой лавры, данная латинскими буквами.

В светском духе украшен и бархатный саккос митрополита Платона, выполненный известной петербургской мастерицей Дарьей Лихновской. Роскошь, праздничная нарядность отличают и другие произведения, представленные в экспозиции.

В XVIII веке мастера продолжали сочетать жемчужное шитье с ювелирным искусством. Особенно часто это сочетание встречается в украшении головных уборов высшего духовенства — митрах.