Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Русская набойка

Издавна на Руси знали способ украшения тканей с помощью резных деревянных досок — «манер». Их делали из твердых пород дерева: клена, груши, ореха. В XVII веке набивные доски были очень массивными, размер каждой из сторон доски иногда достигал 50 сантиметров. Делались они целиком из дерева, узор резался с обеих сторон. В XIX веке манеры стали делать значительно меньше, а для печати мелких элементов узора в деревянную набивную доску включали детали из металла.

Образец набойки. XVIII в.
Образец набойки. XVIII в.

При печати пользовались главным образом естественными растительными и минеральными красками, растертыми на масле.

В XVII веке набивные ткани благодаря их красочности и сравнительной дешевизне широко применялись в быту русского народа. От этого времени, к сожалению, уцелели лишь небольшие, сильно изношенные и довольно выгоревшие куски ткани. Условно орнамент набойки можно разделить на два вида. Простейшие узоры набивных тканей представляют собой сочетание несложных геометрических элементов — кружочки, крестики и т. д. Образцами таких набоек являются ткани с «синими птицами» и «синими дорогами». Иногда геометрические узоры чередовались с растительными мотивами — цветами, ягодами, листьями. Но большое количество образцов XVII века отличаются пышностью растительного орнамента со сложными мотивами фантастических цветов, декоративных листьев, причудливо сплетающихся стеблей. Многие ткани печатались с досок, узор на которых был выпуклым, а фон углубленным. Такая ткань называлась набойкой. Большую деревянную доску намазывали масляной краской, накладывали сверху смоченный холст и прокатывали деревянным вальком, чтобы узор отпечатался на ткань. Кроме набойки, где фон оставался белым, большое распространение имела и выбойка. Для выбойки фон на доске делался рельефным, а узор был углубленным и при печати оставался белым.

В XVIII веке еще продолжала бытовать набойка с узорами геометрического характера, но в основном в орнаментике русской набойки произошли значительные изменения. В музее имеется большое количество набойки XVIII века. Ей присущи легкость и изящество цветочных форм, тонкая разделка деталей. Вместо плотного узорчатого ковра, характерного для набойки XVII века,— легкий рисунок из букетов, гирлянд и хрупких цветов, прихотливо раскинувшийся на ткани, оставлял много свободного фона.

В XIX веке вновь стали возвращаться к печати набойки с простыми мелкими узорами по темно-синему кубовому фону (название от куба, в котором разводили краску). Печатали набойку в основном двумя способами. При прямой печати на синий фон окрашенной ткани узор набивали масляной краской, чаще всего белой. Другой способ более сложный. Воском с глиной на белую ткань набивали рисунок, затем ткань опускали в куб. После окраски воск и глину, защищавшие узор от краски, смывали. Получалась синяя ткань с белым рисунком.

Русская набойка XIX века широко представлена искусством Севера России. В районах реки Пинеги бытовала кубовая набойка с белым рисунком. Здесь даже сложные орнаменты исполнялись очень четко, с большим мастерством. Многоцветным колоритом выделяется мезенская набойка. Набойка районов реки Вычегды пленяет своими яркими, насыщенными по цвету узорами. Особое распространение там имела так называемая «сургучная» набойка.

Но все же самое излюбленное цветовое сочетание крестьянской набойки в XIX веке было синее с белым. Такова набивная скатерть, привезенная из Каргопольского района Архангельской области. Она орнаментирована крупными белыми звездами и птицами.

В коллекции также следует обратить внимание на редкий экспонат — десятиметровую полосу с 55 различными набивными рисунками. Это своеобразный «альбом» для выбора узора заказчиком.

Русские набивные ткани XVII—XIX веков говорят о высоком орнаментальном мастерстве набойщиков и дают яркую картину национального творчества.

В одном из залов музея экспонируется богатейшая коллекция узорного ткачества, вышивки, народного костюма XIX века областей средней полосы России, Поволжья и Севера.

Важное место в декоре костюмов, полотенец, скатертей, подзоров имело закладное и браное ткачество, а также вышивка.

Богато и разнообразно по цветовому решению ткачество Воронежа, исполненное самой простой техникой полотняного переплетения. Неповторимы воронежские поневы своим смелым сочетанием крупной тканой клетки с, многоцветной вышивкой шерстью.

Виртуозной техникой исполнения выделяется закладное ткачество Рязани. Его техника такова, что узор на той и другой стороне получается одинаковым и кажется как бы врезанным. Это придает ему четкость. Основное цветовое сочетание закладного ткачества — белое с красным. Оно украшало запоны, рубахи, становины, полотенца и нарядную верхнюю женскую одежду из белой шерсти — шушпаны. Для декора шушпанов полосы закладного ткачества ткали из яркой шерсти и кроме белого и красного цвета широко использовали желтый, синий, зеленый.

Но более распространенной в русском ткачестве была браная техника. При создании браного узора нитку брали, считали. Отсюда и название ткачества — браное.

Исключительной цветовой насыщенностью отличается браное ткачество Великого Устюга. Густой, плотный, рельефный узор красного цвета на фартуках, головных платках, рубахах и полотенцах подчеркивает белизну холста.

По-иному решены ткани Черевковского района Архангельской области. Красный цвет браных узоров, где преобладают изображения курушек, птиц-пав с пышными хвостами и оленей, очень гармонично и мягко звучит рядом с клетчатыми и полосатыми тканями полотенец и подзоров, концы которых отделывались вязаным кружевом.

Но особенно ярко чувство цвета, ритмики и блестящее техническое мастерство проявились в изготовлении узорных шерстяных поясов. Веселые по цвету, они поражают разнообразием узоров и красотой богатой, звонкой палитры.

Неповторимую самобытность залу, где демонстрируется ткачество, придают тканые половики. Почти во всех областях Севера и Поволжья их продолжают ткать еще до сих пор. В основе их узора лежит чередование поперечных полос, в котором большое значение имеет ритм интенсивных и бледных цветов.

Издавна большое место в творчестве русской женщины занимала вышивка. Она наравне с узорным ткачеством украшала костюм, головные уборы, столешники, подзоры, полотенца.

Вышивки Тулы и Калуги, выполненные техникой «перевити», очень декоративны и насыщены по цвету. Удивительно нарядно выглядит полотенце со сказочными барсами. Изображения барсов не случайны на вышивках ярославской, костромской, новгородской земель — с течением веков в орнаментику русской народной вышивки под влиянием культуры русских городов включались новые мотивы. Фигуры барсов с поднятыми лапами известны по архитектурным памятникам владимиро-суздальской земли.

Вышивки Смоленщины солнечны и лучисты по колориту. Мягкость вышивке придает соседство красного и желтого цветов. Техника строчки называется здесь шитьем по вырези.

На тверской земле техника строчки тоже бытовала издавна, но ее белые узоры очень любили окаймлять цветной шерстью. Большое распространение также имела вышивка двусторонним швом красным цветом. На многих полотенцах вышиты архаические изображения женщины с поднятыми руками и всадников, стоящих по сторонам от нее. Иногда женщина заменена деревом-цветком с птицами. Это — переложение древнейшей легенды о великой богине плодородия.

Сюжеты, пришедшие в XIX век из глубины древней культуры дохристианского периода, характерны и для вышивок Каргопольского района Архангельской области. Они исполнялись очень сочной по цвету техникой застила и двусторонним швом, который здесь часто называли росписью.

При изготовлении женских костюмов мастерицы любили сочетать цвет белого холста с красными узорами ручного ткачества, вышивки или просто кумача. В. пределах этих цветов благодаря разной насыщенности орнамента и фона, построению рисунка, где преобладает то красный, то белый цвет, мастера добивались большой живописности и красочности вещи в целом.

Женские костюмы средних областей России объединяет во многом насыщенный цвет, характер декорировки и покрой. Но в то же время каждая область, часто даже район, имели свои особенности. Существенную деталь русской одежды составляла рубаха. К длинной рубахе из белого холста надевалась шерстяная юбка, или понева, как ее называли во многих местах.

Очень типична для этой группы костюмов женская одежда Сапожковского района Рязанской области. Костюм украшает нарядный белый шушпан, отделанный по подолу и рукавам яркими сочными полосами закладного ткачества. Черная в крупную клетку понева прекрасно гармонирует с белой нарядной одеждой. Костюм Кадомского района Рязанской области вместо шушпана имеет «навершник» — безрукавку, которая надевалась поверх рубахи и поневы. Ее отделка необычайно богата: на белом фоне холста чередуются красные полосы браного узора, вставки кумача и цветные плетеные кружева. В Березовском районе этой области женский костюм дополнен своеобразной деталью одежды — сарафаном в складку из белой шерсти, который назывался «сукман». Его надевали тоже поверх рубахи и алой поневы.

В женском костюме Пензенской области восхищает необыкновенная узорчатость, звучность цветового решения и предельная насыщенность колорита, где рядом с традиционным красным цветом звенит яркая зелень, обогащая гамму костюма. Ткачество на пензенском костюме отличается тонко проработанным орнаментом с очень архаическими мотивами.

Гармоничны женские одежды воронежской земли. По белому холсту рубахи и фартука наложены полосы черной вышивки, исполненные с большим тактом и мастерством. К костюму полагался широкий красочный тканый пояс и своеобразное ожерелье из плетеного шнура с кругами, называвшееся «грибаткой». К свадебному женскому костюму в пару вышивалась холщовая рубаха для жениха.

Необычайно интересны и декоративны костюмы народов Поволжья — мордовские и марийские. В XIX веке костюмы женщин сохраняли традиционный древний покрой рубах и передников, богатую вышивку и всевозможные украшения — бисер, ленты, медные бляшки, раковины и т. д. Эти перечисленные материалы органически сливались с самой вышивкой, составляя ее неотъемлемую часть. Вышивки поволжских костюмов интересны исключительной напряженностью колорита, где основным был темно-красный цвет.

Традиционная расцветка мордовской вышивки включает в себя синий, зачастую черный с синим оттенком и темно-красный цвета как основные тона; желтый и зеленый — для расцвечивания узора. Орнамент на белых рубахах кладется рельефными узкими полосами вдоль швов на рукавах и окаймляет ворот и подол рубахи.

Характерной особенностью орнамента на марийских костюмах является контраст насыщенной по цвету вышивки и белого фона холста. Вышивка в большинстве случаев была плотной, как ковер. Нередко узоры из разноцветной шерсти сочетались с бисером. Отдельные зерна бисера или целые снизки их в виде кисточек нашивались обычно по краю, чередуясь иногда с блестками, ракушками и штампованными бляшками. Применение бисера в костюме было не случайным. В свадебном обряде марийцев, например, долго сохранялся обычай, по которому молодая по приезде в дом мужа подходила в сопровождении его родственников к роднику и бросала в него три зерна бисера, говоря: «Ходить мне за водой да будет спокойно, да не пристанет зло». Существовал обычай одевать детям бусы из бисера как предохранение от болезней.

Строго и величаво выглядят костюмы Ярославской, Костромской, Архангельской, Калининской, Вологодской областей, имеющие отличные от средней полосы России особенности покроя и детали одежды. В этих районах женская одежда состояла в основном из белой холщовой рубахи и сарафана. Рубаха северной женщины всегда украшалась вышитыми или ткаными узорами по подолу, по краю рукавов (иногда узор давался и на плечах), вокруг ворота.

В Калининской области будничные сарафаны делали из домотканой пестряди или набойки. Там бытовали и нарядные шерстяные саяны, близкие по покрою к прямым сарафанам на лямках, характерным для русского Севера. Саяны славились многообразием тканых узоров и красотой ярких цветовых сочетаний. Калининская холщовая белая одежда с рубахой, которую называли «насова», сохранила древние традиции покроя и отделки. Ворот рубахи декорирован красным ситцем. Надевавшийся сверху касталан — косоклинный сарафан из белого холста — отделан по широкому подолу тоже кумачом и ситцем красного цвета.

Женский костюм Ярославской области по покрою также относится к костюмам русского Севера. Обычно он состоял из рубахи и пестрядинного сарафана в сборку на лямках. Под сарафан, как правило, прикрывая становину рубахи, надевалась нижняя юбка из пестряди с яркой полосой браного ткачества из шерсти. Неповторимую прелесть ярославскому костюму придает цветовая изысканность клетки красной юбки.

В Архангельской области нарядно отделывали нижние юбки и белые холщовые рубахи. Женщина имела право ходить без сарафана лишь во время жатвы в поле. Рубаха из холста района реки Вычегды имеет легкую отделку вокруг ворота, крупные полосы браного узора на плечах, широкую окантовку подола. Все это выглядит гармонично, строго, величаво. В Каргопольском районе ткачество в значительной мере уступало место вышивке. Большую роль в украшении костюма в этом районе играла вышивка двусторонним швом («роспись») и цветным тамбуром.

Интересен костюм с реки Пинеги, состоящий из рубахи и косоклинного холщового сарафана, синий цвет которого прекрасно контрастирует с цветной продольной полосой из тканых лент.

Великоустюжские мастерицы из Вологодской области делали свои костюмы особенно декоративными. В отделе экспонируется желтый костюм с рельефно вышитыми женскими фигурками, напоминающими елочки. Цветовая гамма костюма очень яркая: на желтом фоне — алые, синие, красные, зеленые и голубые пятна фигурок, по подолу фартука идет широкий декоративный фриз, и завершает отделку костюма алая оборка из шерстяной фабричной ткани.