Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Живопись конца XV - начала XVI века

Замечательное мастерство иконописцев XV века нашло свое завершение в творчестве Дионисия, жившего и работавшего на рубеже XV—XVI веков. Его искусство явилось отражением возросшего авторитета и могущества Русского государства. Произведения этого времени отличает настроение торжественной праздничности, им свойственна особая нарядность и декоративность, которые свидетельствовали об усилении светского начала в живописи. Мастерам круга Дионисия присуща любовь к изящным формам, удлиненным пропорциям, свободным многофигурным композициям. Необычайно красив их колорит.

Василий Ермолин. Богоматерь Одигитрия. Икона. XV век
Василий Ермолин. Богоматерь Одигитрия. Икона. XV век

Характерным произведением этого времени является икона «Варвара», происходящая из Покровской церкви города Волоколамска. Изображение на иконе поясное, пропорции фигуры вытянутые, маленькая голова Варвары в ореоле красивых густых волос изящна; одежды свободными складками ниспадают с плеч. Образ Варвары, исполненный мужества и энергии, в то же время необыкновенно женствен. Цветовая гамма произведения изысканная и благородная, построена на сочетании чуть разбеленной зелени, приглушенной киновари, золота и охры. Великолепно и совершенно письмо лика Варвары, отличающееся особой плавкостью и красивой розоватой подрумянкой.

Покровец «Троица». 1598—1604 гг.
Покровец «Троица». 1598—1604 гг.

Близость произведениям круга Дионисия ощущается в иконе «Распятие» повествующей об одном из драматических евангельских эпизодов. Первое, что останавливает внимание в ней,— это легкие, стройные, полные грации фигуры предстоящих и необычайно красивое по своим пропорциям и пластичности тело Христа. Не смерть и не страдания подчеркивает в этом произведении мастер, а восхищение и преклонение перед совершенным подвигом. Поэтому так величаво-сдержанны фигуры богоматери и следующих за ней жен, так глубоко задумчив Иоанн Богослов, так поражен увиденным Лонгин Сотник. Строгая композиция, сдержанная и уравновешенная цветовая гамма сообщают произведению настроение торжественной приподнятости.