|
Живопись конца XV - начала XVI века
Замечательное мастерство иконописцев XV века нашло свое завершение в творчестве Дионисия, жившего и работавшего на рубеже
XV—XVI веков. Его искусство явилось отражением возросшего авторитета и могущества Русского государства. Произведения этого
времени отличает настроение торжественной праздничности, им свойственна особая нарядность и декоративность, которые свидетельствовали
об усилении светского начала в живописи. Мастерам
круга Дионисия присуща любовь к изящным формам, удлиненным пропорциям, свободным многофигурным композициям. Необычайно красив
их колорит.
|
Василий Ермолин. Богоматерь Одигитрия. Икона. XV век
|
Характерным произведением этого времени является икона «Варвара», происходящая из Покровской церкви города
Волоколамска. Изображение на иконе поясное, пропорции фигуры вытянутые, маленькая голова Варвары в ореоле красивых густых
волос изящна; одежды свободными складками ниспадают с плеч. Образ Варвары, исполненный мужества и энергии, в то же время
необыкновенно женствен. Цветовая гамма произведения изысканная и благородная, построена на сочетании чуть разбеленной зелени,
приглушенной киновари, золота и охры. Великолепно и совершенно письмо лика Варвары, отличающееся особой плавкостью и красивой
розоватой подрумянкой.
|
Покровец «Троица». 1598—1604 гг.
|
Близость произведениям круга Дионисия ощущается в иконе «Распятие» повествующей об одном из драматических евангельских
эпизодов. Первое, что останавливает внимание в ней,— это легкие, стройные, полные грации фигуры предстоящих и необычайно
красивое по своим пропорциям и пластичности тело Христа. Не смерть и не страдания подчеркивает в этом произведении мастер,
а восхищение и преклонение перед совершенным подвигом. Поэтому так величаво-сдержанны фигуры богоматери и следующих за ней
жен, так глубоко задумчив Иоанн Богослов, так поражен увиденным Лонгин Сотник. Строгая композиция, сдержанная и уравновешенная
цветовая гамма сообщают произведению настроение торжественной приподнятости.
| |