Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Лавра - Служение
Страницы истории
Литургическая жизнь
Общественное служение
Московская Духовная Академия
Церковноархеологический кабинет
Обеты монашества
Что говорят о Лавре гости
Краткий указатель книг, статей
Краткая летопись Лавры
Собор Радонежских святых
Молитва ко Пресвятей Троице
Алфавитный указатель

      

Литургическая жизнь  

1 
 2
 
3 
 4
 
5 
 6
 
7 
 8




Устав монастыря. Преподобный Сергий, посылая своего ученика Преподобного Афанасия Высоцкого в Константинополь в 1382 году, направившегося туда вместе со Святителем Всероссийским Киприаном, поручил Преподобному Афанасию прислать Устав Церковный, которым тогда руководствовались на Востоке в повседневной жизни иерархи, игумены, монахи и миряне. Это поручение было выполнено. Преподобный Афанасий стал при этом не только переводчиком Устава, но сделал дополнительную обработку нескольких рукописных греческих Типиков, включая новую редакцию, выполненную Патриархом Филофеем, а также внес необходимые исправления применительно к практике Русской Православной Церкви того времени [2, с. 274— 279].

Устав в редакции Преподобного Афанасия из Троице-Сергиевой Обители быстро получил широкое распространение в Москве, Новгороде и постепенно стал общеупотребительным в Русской Православной Церкви под названием «Око церковное». Его с усердием переписывали в монастырях, где делались свои дополнения. Из монастырей Устав распространился по соборным храмам в епархиях. Со времени появления на Руси книгопечатания «Око церковное» заняло почетное место среди книг вслед за Священным Писанием и Богослужебными книгами, хотя история его издания была очень сложной.

В предисловии к «Оку церковному» наряду с указанием на обязанность всех хранить предание отцов о правиле монашествующих говорится так: «...Ни сам же настояи, сиречь игумен, неимать области в четыре святыя посты, в Великий глаголю, и святых Апостол Петра и Павла, и Пресвятыя Богородицы, пред честным Ея Успением, и иже пред Рождеством Христовым, вне монастыря никакоже исходити, и инде пребывати, но ни во всем купно лете. Точию аще великая нужда монастырьская. Юже совершив, скоро возвращается в Обитель. И о преданных ему паки прилежит. Честнейши бо есть паче всех работ, еже о человеческих душях попечение имети. Не токмо же сам да не исходит из монастыря, но ни иного кого от братии оставляет в сия святыя четыри посты, никакоже исходити из монастыря. Кроме единых служителей безстрастных, на то устроенных благочинных, и деньми престаревшихся, иже беспреткновени бывают.

Вы же отцы и братия вси, иже ко иноческому житию приступльшеи, спасения своего ищущей и Небеснаго Царствия желающей, вместо малых сих, и ничтоже сущих зде брегуще суетных и тленных, зрите и не нерадите, Божественных дел преходяще, и не небрезите о заповедех Господних, да не вместо мзды клятву себе исходотайствуете. Проклят бо рече, всяк, иже Господне дело творит с небрежением. Того ради да не убо с нерадением и унынием, ниже с неволею или с нуждою, но со страхом Божиим и любовию. Тиха бо дателя, рече, любит Господь, и смирена и сокрушена сердцем.

Аще ли себе понудим, вместо малыя сея нужды, Небесное Царство себе наследим. Нужно бо есть Царство Небесное, Христос рече, и нужницы восхищают е, якоже священная нас учат благовестил. Ибо, братия моя любимая, иже всеет каждо, то и пожнет, и своего труда приимет дело. Вся убо иже во общем житии, благообразно и по чину да бывают. Изряднее же чин церковныя службы, вкупе же и стояние, и поклоны.

... Что убо сотворим, иже страшному и Вышних Сил Цареви предстояще, и ум в нижняя и неподобная уклоняющься и прелыцающься имеюще. Аще убо и телом мняса соблюдати свое благообразное устроение, но ничтоже от сего пользует, уму его сице скитающуюся в суетных и в таковей сущу прелести. Темже убо со внешним благолепием и устроением о братие, и о внутреннем попецемся делании, и понудим себе в дело Божие, мъзду труду своему ожидающе. Подвигнемжеся первообразне, паче же в неких служениях упражняющися, купно с клепалным возглашением [со звоном]. Тщательно в церковь тещи и тамо вначале обретатися. И ум весь собирати с чювством сердечным.

Наипаче же в Божественных пениих напервословие, сиречь на Непорочнах, яко зане началу неискусну бывшу и все явится отвержено, якоже глаголет Великий Василии. Зри опасно, о настоятелю, да со всяким благообразием по чину вся да бывают.

По 1-м убо пении утрения службы да поет еклисиарх, ексапсалмы [шестопсалмие]. Или устроеный на то мних, якоже есть обычно косно [медленно], и елико мощно есть с сокрушением и со вниманием. Такоже и вси в себе, якоже к Самому Богу беседующе и о своих молящеся гресех. Подобает же ему кротким и тихим гласом пети, во услышание всем. Покашляти же и плюнути или всяко от места своего преступити, или прейти, или из внешняго притвора в церковь внити, егда поются ексапсалмы, не имать никтоже области. Безстрашия бо и безчиния знамение есть се велие. Якоже сим образом и на Евангелиях, чтомых от иерей. И глаголемому исповеданию православныя веры, сиречь Верую во Единаго Бога, такоже со страхом и великим опасением стояти. Аще же ли кто старостию преклонился есть, или недугом одержим, или великою немощию слякчен [скорчен, согнут] и не может сохранитися, якоже прежде рехом, таковый пребывает пред церковию до скончания ексапсалмов и потом да входит.

Ащели Бог Господь поется или Аллилуйя, излегка да поется. Паче же Тройческия песни и от всех со вниманием и покосну петы да бывают, такоже и псалтырныя стихологии да бывают, кротко и тихим и тонким гласом. Такоже и прочия вся службы с кротостию да будут. Такоже и поклоны творим, кротко и равно вси покланяемся. И вставаем равно вси единокупно, зряще на настоятеля или еклисиарха. Сице убо подобает улепствовати [совершать красиво, благоприлично, пристойно] в чину церковного пения и прочаго всякаго благолепства...

Вы же, отцы и братия о Христе, потщитеся, елико можете, да не и лишитеся сия службы нималоже. Сие будите добре ведуще. Аще же ли о сих не радят, таковии во тме неведения заблудивше ходят. Сами света лишаются, злых воль своих не оставше, и о учении Божественнаго Писания неприлежаще и невнимающе. И в слабой слабости живуще нерадивии о Господних заповедех. И святых Апостол преданию и святых отец учению не внимают. Страшно же речеся о таковых. Горе, горе. Увы, и люте, люте, свет во тму прелагающим. Мы же воспрянем, потщимся, да сохраним заповеди Господня. Яко аще сие с прилежанием соблюдете, Небеснаго Царствия не имате лишитися, Милостиваго Бога человеколюбием и Благодатию, и молитвами Пречистыя Его Матере, и всех святых. Аминь» [1, л. 2—4].

Далее приводится «Предисловие Типику» Святителя Иоанна Златоуста с указанием основных общежительных монастырей, в которых применялся этот Устав на Востоке.

И, наконец, делается следующее уточнение: «Упование по вере имея, коснухжеся трудолюбие книзе сей, устав, еже есть Око Церковное, избран Святыми Отцы.

От многих типик, Иерусалимскаго, и Святыя Горы. И от Студитова, и от многих святых отец, и от вселеньских святых собор. И предан Святей Божией Церкви, еже исправляти чин тоя и пение церковное. Без того мняися исполнити правило церковное, в неведении, яко во тме шатается таковыми, и греху повинен есть. Яко преобидев Божественное Писание, еже рече приточник. Не буди рече мудр о себе.



Изооглавление всегодищного устава. Иже указует сентября с первого числа и месяца августа по 31 день...

Ведоможе буди, яко подобает уставщику повсегда во устав зрети, и Церкви Божий о преданней службе, неленостно прилежание с рассмотрением и с великим рассуждением тщание и бодрость показовати. Еже бы ни в чем погрешити о преданных законех и службах церковнаго исполнения. И ежебы вместо хвалы хулы не приобрести, наипачеже на душю греха не привлещи. Устав убо нарицают Святии Отцы Око Церковное, но противу бы труда своего, мъзду ему от Господа Бога своего восприяти и инем спасение приплодити» [1, л. 2—4, 6].

Но нельзя считать, что Устав Преподобного Афанасия Высоцкого сохранился в первоначальном виде. По мнению авторитетного источниковеда и литургиста И. Мансветова, профессора МДА, «мы имеем в продолжение 50 лет [конец XVI — середина XVII вв.] четыре устава, действовавшие в Троицкой Лавре... Так, Устав из библиотеки Троицкой Лавры № 245, судя по приписке, был в 1594 году переписан игуменом Преображенского монастыря Ивакхом и вновь переплетен в 1627 году при архимандрите Дионисии. По составу принадлежит к четвертой редакции. Устав № 116, из собрания Ундольского, судя по записи, в 1535 году был пожертвован в Троицкую Лавру чернецами Иоанном и Пафнутием. По составу отличается от предшествующего. Синодальный Устав, № 391 — 335, вклад келаря Авраамия Палицына, представляет особый тип как по выбору статей, так и по расположению. Наконец, в 1645 году был написан для Лавры Обиходник, № 249» [2, с. 311]. Вопрос об Уставе Лавры требует дальнейшего специального изучения, так как в настоящее время в повседневном обиходе сохраняется лишь устная традиция Лаврского Типикона. Первую попытку сравнительного анализа основных русских монастырских уставов, включая Устав и «Обиходники» Троице-Сергиевой Лавры, с Иерусалимским Уставом XV—XVI вв. сделал известный литур-гист Русской Церкви профессор Киевской, затем Петербургской Духовной Академии Алексей Афанасьевич Дмитриевский [13, с. 145—240].



ВЕЧЕРНЯ. Порядок Богослужений в монастыре слагается из молитвенного чтения и пения в определенное время суток. Церковный день в Лавре начинается с вечера. Около 17 часов зимой, летом около 18 часов благовест к Богослужению собирает всех в храм. Здесь совершается тот же чин Богослужения, что и во времена Преподобного Сергия. Возможно, иным было пение братии в той пустынной Обители по сравнению с тем, как поют ныне иноки Лавры, но содержание молитвенного правила сохраняется прежним.

«Седмичный» иеромонах в сослужении обычно двух иеродиаконов в алтаре, «учиненный» чтец среди храма после благословения предстоятеля совершают чин 9-го часа.

Смысл и значение службы часов наиболее ясно изложил Святитель Киприан, епископ Карфагенский. «Часовые сроки,— говорит он,— издавна уже соблюдали поклонники Божий, духовно признавая их временами, установленными и узаконенными для молитвы. Впоследствии сделалось явно, что таковые сроки, посвящавшиеся праведниками молитве, заключали в себе таинства. Так, в третьем часу снисшел Дух Святой на учеников (Деян. 2, 4, 15). В шестом часу Петр, взошедши в горницу, увидел знамение (Деян. 10, 9 и далее). В шестом же часу Господь распят, а в девятом Он Своею Кровию омыл грехи наши и

страданием совершил Свою победу, да искупит нас и оживотворит. Но кроме часов, назначенных древле для молитвы, у нас. возлюбленнейшие братья,— замечает святой отец,— с приращением таинств умножились и сроки... Так, надлежит молиться утром, для прославления утреннею молитвою Воскресения Христова. Это древле обозначил и Дух Святой в псалмах (Пс. 5, 3, 4). Опять необходимо молиться при захождении солнца к концу дня» [4, с. 14].

Монахи располагаются на двух клиросах. В воскресные и праздничные дни в Лаврском Богослужении участвует хор студентов и воспитанников Московских Духовных Академии и Семинарии.

Иные иноки молятся о живых и усопших, прочитывая Синодики, в которые вписывают имена родных и близких прибывшие в Лавру паломники, иные творят поминовение на просфорах.

Вслед за 9-м часом совершается Вечерня, чинопоследование которой соответствует общему Уставу Православной Церкви.

«Почему мы пения на дни святых и освященные праздники начинаем с вечера? — спрашивает Блаженный Симеон Солунский и отвечает:—Потому с вечера мы начинаем петь хваления святым, что они, пожив в продолжение дня этой жизни при свете благодати Божией и окончив этот день, душами пребывают в Неприступнем Свеге, а телами находятся еще во власти смерти, ожидая последнего и Невечернего дня, когда, получив их обратно по гласу [трубы] и воскреснув с нами, с нами явятся там и плотию» [5, с. 401—402].

Основу духовной жизни Обители составляют молитва, послушание, труд и покаяние с последующим глубоким внутренним исправлением.



«Троицкий кондакарь». Начало XIII в. ГБЛ, ф. 304, № 23.
«Троицкий кондакарь». Начало XIII в. ГБЛ, ф. 304, № 23.

День за днем суточный круг монашеской жизни переходит в седмичный и затем в годовой. По совокупности исторически сложившихся священных обрядов и действий все они через внешние знаки выражают внутреннее содержание веры. Так, изображением крестного знамения выражается вера в силу воплощения и спасительных Крестных страданий и смерти Иисуса Христа. Сложением трех первых перстов воедино свидетельствуется вера в Пресвятую Троицу, другие два перста выражают веру в Божественное и человеческое достоинство Христа Спасителя. Или: возношением фимиама при каждении указу-ем на святых, изображенных на иконах, и святыни храма, посредством которых в благоговейном их чествовании усиливаем наши молитвы. Каждение служит возношению молитвы к Богу и вместе с тем указывает на ниспослание Божественной благодати предстоящим в храме.

«Дух действует, Сын служит, Отец одобряет, человек же усовершается во спасении,— учит святой Ириней Лионский.— Не было бы нужды ни Господу, ни Апостолам обращаться к людям с увещаниями делать одно и не делать другого, если бы от нас не зависели наши поступки,— говорит он.— Но так как человек изначала имеет свободную мысль, как имеет эту свободную мысль и сам Бог, по подобию Которого он создан, то всегда [через видимые знаки] дается ему совет соблюдать благое, что исполняется через повиновение Богу... И не только в делах, но даже и в вере Господь сохранил для человека свободное и самовластное суждение, говоря: по вере твоей будет тебе, и показывая, что вера человека есть собственная его вера». И вместе с тем, «никогда человек сам по себе не может победить противной силы диавола, если не будет пользоваться Божественной помощью» [10, с. 190—191, 498].

Монастырский Устав всем своим строем способствует вхождению в нужный ритм духовной жизни и в храме, и в келлии.

В воскресные и праздничные дни, когда совершаются всенощные бдения, иноки вычитывают келейно 9-й час, повечерие с канонами и полунощницу, присоединяя к ним канон с акафистом Иисусу Сладчайшему, канон с акафистом Божией Матери, канон Ангелу Хранителю.

Существенной частью литургической жизни Троице-Сергиевой Лавры является пение, которое находится в ряду особых послушаний ее насельников.

Ныне Лавра остается хранительницей древнерусских традиций певческого искусства. Она сохранила свои образцы Знаменного распева. Певческое искусство Лавры близко к искусству Московской школы пения. Певческое наследие монастыря передавалось как в устной, так и в письменной традиции, частично оно сохраняется в рукописях до наших дней (ГБЛ, ф. 304, № 428, л. 99 об.—100) [37].

В XVIII веке основные Лаврские напевы вошли в состав рукописного Ирмология 1748 года. В конце XX века.



XIX века регент Лаврского хора архимандрит Аарон издал Лаврский «Ирмологий нотного пения, содержа щий ирмосы всего лета по напеву, употребляемому в Свято-Троицкой Лавре» [39]. В нем содержатся местные особенности пения, преемственно сохраняемые в хоре Лавры.

Своеобразие местных напевов особенно проявляется в праздничных песнопениях, относящихся к Дню Святой Троицы, и в песнопениях, прославляющих основателя Лавры Преподобного Сергия, а также сподвижника его Преподобного Никона и их учеников. В разные времена напевы Лавры находили различное художественное выражение. В настоящее время сохраняется обычай исполнения созданных в Лавре песнопений в гармонизации иеромонаха Нафанаила, Лаврского регента конца XIX — начала

Хранителем певческого наследия Лавры является хор Лавры и Московской Духовной Академии, который в настоящее время исполняет Богослужебные песнопения не только местными распевами, но и распевами других русских монастырей — Соловецкого, Валаамского, Киево-Печерской Лавры, Оптиной пустыни, а также переложения древних распевов в обработках русских композиторов.