Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Лавра - Служение
Страницы истории
Литургическая жизнь
Общественное служение
Московская Духовная Академия
Церковноархеологический кабинет
Обеты монашества
Что говорят о Лавре гости
Краткий указатель книг, статей
Краткая летопись Лавры
Собор Радонежских святых
Молитва ко Пресвятей Троице
Алфавитный указатель

      

Литургическая жизнь  

1 
 2
 
3 
 4
 
5 
 6
 
7 
 8


Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов, передавая слова Спасителя о воде живой, сказанные Им на празднике Кущей, добавляет: Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него после Его прославления (Ин. 7, 39). Это и произошло в день Святой Пятидесятницы, когда благодать Святого Духа стала преизобильно изливаться и спасительно действовать на Апостолов и всех верующих во Христа— Искупителя и Спасителя [23, с. 64].

Пасха изо дня в день и из года в год ведет иноков по пути к торжеству престольного праздника Обители — Дню Святой Троицы. На пути к восприятию сугубой благодати Святого Духа иночествующие притекают к Пресвятой Деве Марии. Чашею спасения именует Церковь Матерь Божию, как преисполненную благодати и щедрот, которые Она изливает обильно на всех, кто призывает Имя Господне.

Живоприемным Источником приснотекущей благодати являет Себя Пресвятая Богородица инокам Тро-ице-Сергиевой Лавры; со всей Церковью они совершают празднование в пятницу Светлой седмицы в честь Живоносного Источника, когда пи-ющим разумно токи Божественный предлагаются от умного чрева, точащего всем благодать независтную (обильную) [11, с. 236].









Кондак, глас 8: От неистощимыя Ты, Источниче Богоблагодатный, подаеши ми, точащн воды Твоея Благодати, Приснотекущин паче слова: яко бо Слово рождшая паче смысла, молю, Тн ся, ороси мя Благодатию, да зову Ти: радуйся, Водо спасительная. Ексапостиларий: Источник еси вои-стинну воды живые, Владычице: из-мываеши убо недуги душ и телес лютыя, прикосновением Твоим единым токмо, воду спасения Христа изливающи.





Драгоценный оклад на икону Святой Троицы, писанную Преподобным Андреем Рублевым.
Драгоценный оклад на икону Святой Троицы, писанную Преподобным Андреем Рублевым. XVI — XVII вв. Вклад Бориса (во иноцех Боголепа) Годунова в Троице-Сергиеву Обитель.
В иконографическом многообразии пластики заключены идеи, связанные с конкретными историческими событиями и выражающие самобытные черты Троице-Сергиева монастыря и окружающей его действительности в каждую последующую эпоху. Драгоценные вклады, творцами которых чаще всего были не Троицкие мастера, свидетельствуют о месте Троицкого монастыря в истории русского искусства. Хотя каждое выдающееся произведение было индивидуальной работой мастера, выполненной по специальному заказу, тем не менее оно по-своему приоткрывает колорит и глубину внутренних, духовных отношений с той Обителью, ради которой совершался подчас титанический труд.


Искупительное очищение грехов
«Искупительное очищение грехов, огнедухновенную росу Духа, приимите, светоносные чада Церкви...» П8, с. 103]. В праздник Святой Троицы читаются особые молитвы о ниспослании Благодати на землю.

















«Чином о Панагии» завершается Божественная литургия в храме.

В панагиар (особый сосуд, с греч. Поташа — Пречистая) влагается Богородичная просфора, в знак присутствия Пречистой Преблагословенной Приснодевы Марии. Седмичный монах совершает возношение с возгласом: «Молитвами Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!». Все монахи Обители отвечают «Аминь» и поют тропарь Преподобному Сергию (или тропарь великого праздника, если есть праздник), следуя в трапезную.

На трапезе один из братии читает Житие святого или подобающее по чину слово на праздник.

После второго блюда по звонку наместника Лавры все встают. Наместник возглашает: «Молитвами Святителя Стефани, епископа Пермского, и Преподобного Сергия, игумена Радонежского, Господи Иисусе

Христе Боже наш, помилуй нас». Все отвечают «Аминь» и затем продолжают трапезу.

Этот обычай Обитель сохраняет по преданию о приветствии и благословении епископом Пермским Преподобного Сергия. Когда епископ Стефан проезжал в десяти верстах от монастыря, направляясь в Москву, и, по свидетельству его спутников, прочитав Достойно есть, поклонился святому Сергию со словами: «Мир тебе, духовный брат!», Преподобный Сергий с учениками был на трапезе. Он провидел духом, что сотворил Святитель Стефан, и, по свидетельству Преподобного Епифания Премудрого, встал, совершил молитву и, поклонившись, сказал: «Радуйся и ты, пастырь Христова стада, и мир Божий да пребывает с тобой!» [43, с. 90].

Завершается трапеза особыми молитвословиями из «Чина о Панагии» с раздроблением Богородичной просфоры и вкушением ее братией.