|
Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов, передавая слова Спасителя о воде живой, сказанные Им на празднике Кущей,
добавляет: Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него после Его прославления
(Ин. 7, 39). Это и произошло в день Святой Пятидесятницы, когда благодать Святого Духа стала преизобильно изливаться и спасительно
действовать на Апостолов и всех верующих во Христа— Искупителя и Спасителя [23, с. 64].
Пасха изо дня в день и из года в год ведет иноков по пути к торжеству престольного праздника Обители — Дню Святой Троицы.
На пути к восприятию сугубой благодати Святого Духа иночествующие притекают к Пресвятой Деве Марии. Чашею спасения именует
Церковь Матерь Божию, как преисполненную благодати и щедрот, которые Она изливает обильно на
всех, кто призывает Имя Господне.
Живоприемным Источником приснотекущей благодати являет Себя Пресвятая Богородица инокам Тро-ице-Сергиевой
Лавры; со всей Церковью они совершают празднование в пятницу Светлой седмицы в честь Живоносного Источника, когда
пи-ющим разумно токи Божественный предлагаются от умного чрева, точащего всем благодать
независтную (обильную) [11, с. 236].
Кондак, глас 8: От неистощимыя Ты, Источниче Богоблагодатный, подаеши ми, точащн воды Твоея Благодати,
Приснотекущин паче слова: яко бо Слово рождшая паче смысла, молю, Тн ся, ороси мя Благодатию, да зову
Ти: радуйся, Водо спасительная. Ексапостиларий: Источник еси вои-стинну воды живые, Владычице:
из-мываеши убо недуги душ и телес лютыя, прикосновением Твоим единым токмо, воду спасения Христа изливающи.
|
|
|
|
|
Драгоценный оклад на икону Святой Троицы, писанную Преподобным Андреем Рублевым. XVI — XVII вв. Вклад Бориса (во иноцех
Боголепа) Годунова в Троице-Сергиеву Обитель.
В иконографическом многообразии пластики заключены идеи, связанные с конкретными историческими событиями и выражающие
самобытные черты Троице-Сергиева монастыря и окружающей его действительности в каждую последующую эпоху. Драгоценные вклады,
творцами которых чаще всего были не Троицкие мастера, свидетельствуют о месте Троицкого монастыря в истории русского искусства.
Хотя каждое выдающееся произведение было индивидуальной работой мастера, выполненной по специальному заказу, тем не менее
оно по-своему приоткрывает колорит и глубину внутренних, духовных отношений с той Обителью, ради которой совершался
подчас титанический труд.
|
|
«Искупительное очищение грехов, огнедухновенную росу Духа, приимите, светоносные чада Церкви...» П8, с. 103]. В праздник
Святой Троицы читаются особые молитвы о ниспослании Благодати на землю.
|
«Чином о Панагии» завершается Божественная литургия в храме.
В панагиар (особый сосуд, с греч. Поташа — Пречистая) влагается Богородичная просфора, в знак присутствия Пречистой Преблагословенной
Приснодевы Марии. Седмичный монах совершает возношение с возгласом: «Молитвами Преподобного и Богоносного отца
нашего Сергия, игумена Радонежского, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!». Все монахи Обители отвечают «Аминь»
и поют тропарь Преподобному Сергию (или тропарь великого праздника, если есть праздник), следуя в трапезную.
На трапезе один из братии читает Житие святого или подобающее по чину слово на праздник.
После второго блюда по звонку наместника Лавры все встают. Наместник возглашает: «Молитвами Святителя Стефани, епископа
Пермского, и Преподобного Сергия, игумена Радонежского, Господи Иисусе
Христе Боже наш, помилуй нас». Все отвечают «Аминь» и затем продолжают трапезу.
Этот обычай Обитель сохраняет по преданию о приветствии и благословении епископом Пермским Преподобного Сергия. Когда
епископ Стефан проезжал в десяти верстах от монастыря, направляясь в Москву, и, по свидетельству его спутников, прочитав
Достойно есть, поклонился святому Сергию со словами: «Мир тебе, духовный брат!», Преподобный Сергий с учениками был
на трапезе. Он провидел духом, что сотворил Святитель Стефан, и, по свидетельству Преподобного Епифания Премудрого, встал,
совершил молитву и, поклонившись, сказал: «Радуйся и ты, пастырь Христова стада, и мир Божий да пребывает с тобой!» [43,
с. 90].
Завершается трапеза особыми молитвословиями из «Чина о Панагии» с раздроблением Богородичной просфоры и вкушением ее
братией.
| |