Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Лавра - Служение
Страницы истории
Литургическая жизнь
Общественное служение
Московская Духовная Академия
Церковноархеологический кабинет
Обеты монашества
Что говорят о Лавре гости
Краткий указатель книг, статей
Краткая летопись Лавры
Собор Радонежских святых
Молитва ко Пресвятей Троице
Алфавитный указатель

      

Литургическая жизнь  

1 
 2
 
3 
 4
 
5 
 6
 
7 
 8


После Шестопсалмия в Троице-Сергиевой Лавре, как и во всех храмах Православной Церкви, совершается «Великая», или «Мирная», ектения (с греч. εχτενεια— прилежное моление). Ею все приступающие к Богослужению и иноки, и миряне призываются к стяжанию мирного духа, без чего нельзя приступать ни к Вечерней молитве, ни к Утрени, ни тем более к Божественной литургии, ради которой совершается весь суточный круг Богослужения.

Молитва о мире лейтмотивом проходит через все Богослужение, которым испрашивается «вышний мир и спасение душ» и творится молитва о мире всего мира.

Вершиной этого моления является радостная песнь Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне со стихами из 117-го Псалма, который, по преданию, воспели Христос и ученики Его. Эта песнь свидетельствует о трех явлениях нам Сына Божия: в Воплощении, Воскресении и будущем пришествии (Деян. 13, 33; Рим. 1, 14; Кол. 1, 18; Евр. 1, 6; Апок. 12,5). К этому времени зажигаются светильники в ознаменование общей радости.

Затем вычитываются отдельные кафизмы, с которых начинается главная часть Утрени — Полиелей (с греч. πολης— много, ελεος — милость). Господу возносится хвала за многие милости роду человеческому, особенно же — за спасение и тайну искупления, открытые миру через Евангелие. Слава Небесного Отечества в эти моменты отображается во всем строе Богослужения. Лучшему пониманию Евангелия — Божественной Книги, которая выносится к народу из святого алтаря,— служат молитвенные песнопения антифонов и прокимнов, возглашаемых в сопровождении колокольного звона. Они приуготовляют к слушанию Божественных глаголов. [3, с. 243 — 246]. После чтения Евангелия праздничная радость молящихся выражается в пении пасхальных песнопений Воскресение Христово видевше... и Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам Живот Вечный [Жизнь Вечную] и велию милость.







Изнесение Евангелия на середину храма для целования предстоящими за Богослужением знаменует явление Христа Спасителя по Воскресении. Типикон подробно излагает чин целования Евангелия. В дни учиненных праздников наряду с Евангелием (на воскресной Утрени) совершается также целование икон, чем выражается особое почитание изображенных на них святых. В Лавре, как и в других русских православных храмах, при этом совершается помазание братий и богомольцев освященным на литии елеем.

Таким образом, пение полиелейных псалмов (134 и 135), возвещающих дивные дела Божий, особенно же переход душ наших из «Египта греха» и от заблуждения— к вере во Христа с припевом яко в век милость Его, торжественное каждение всего храма и молящихся в нем, символизирующее священную силу и принятие Богом молитвы, освящаемой благодатию Духа Святого и соединенной с воспоминанием подвига жен-мироносиц, с милостивными слезами растворяющими миро, свечи в руках священноиноков, воз-жженные паникадила, пение тропарей (Ангельский собор удивися с припевом Благословен ecu, Господи, научи мя оправданием Твоим), выражающих чувства, переживавшиеся «собором» Ангелов и мироносицами после смерти и Воскресения Спасителя, а также прославляющих Святую Троицу и Божию Матерь, молитва об исправлении и очищении души благодатию Духа Святого (в ней звучит торжество победы над страстями), возвышающие душу «Ипакои» и «степенные антифоны» и, наконец, елеопомазание,— все это составляет «Полиелей».

Третья часть Утрени — это каноны (с греч. χανών— правило, закон), порядок чтения которых определяется Типиконом, сообразно дню года и дню недели. В память святых и тех священных событий, которые разъясняют смысл каждого дня и сообразуются с делом спасения христианина, вычитывают соответствующие каноны. Учение Христа Спасителя и опыт подвижников провославной веры раскрываются в ирмосах (с греч. Ειρμος — связь) и тропарях канона на Утрени.



Песнь 1-я канона раскрывает смысл жизни в Церкви Христовой, указывая на исторический опыт древней, или Ветхозаветной Церкви. Как пророк Моисей и сестра его Мариам (Исх. 15) воспевали победную и благодарственную песнь Богу по избавлении от рабства Египетского и после чудесного перехода через Чермное (Красное) море, так и ныне христиане в Церкви Новозаветной ежедневно благодарят Бога за избавление от рабства греха и моря греховных наваждений и страстей (моря «фараона мысленного»): Грядите, людие, поим песнь Христу Богу, раздельшему море и наставлъшему люди, яже изведе из работы Египетския: яко прославися (ирмос канона 2-го гласа).

Канон праздника Рождества Пресвятой Богородицы, начинающийся с этого ирмоса, стал особенно дорог русским людям после победы на Куликовом поле, происшедшей в этот знаменательный праздник. Иноки Троице-Сергиевой Обители сохраняют свои монастырские напевы этого и других канонов в «Ирмологии».

Всякая духовная победа христианина, а тем более монаха, совершается силой Креста. Жезл Моисеев прообразовал Крест: пророк Моисей — предводитель народа Божия — жезлом рассек Чермное море, изобразив крест «в прямоту» (то есть указал проход прямо между расступившимися водами), и по дну моря прошел вверенный ему народ, а ударом «против» колесниц (по этому же морю) явил Крест как непобедимое оружие. Поэтому воспевается песнь Христу Богу, славно явившему Крест древле, но более прославившему его в Новом Завете: Крест начертав Моисей впрямо жезлом, Чермное пресече Израилю пешеходящу, тойже обратно фараоновым колесницам ударив совокупи, вопреки написав непобедимое оружие: тем Христу поим Богу нашему: яко прославися (канон 8-го гласа на Воздвижение Креста Господня составил святой Косма Маюмский) [18, с. 126].

Иноки и умельцы из мирян много сил и таланта отдали воспроизведению Креста из дерева, металла, камня. Нередко они украшали свое рукоделие драгоценными камнями, вкладывая в них большую часть своего состояния, а иногда и все состояние. В ризнице Троице-Сергиевой Лавры до сего времени хранится крест, вырезанный из жезла пророка Моисея [описание его дано Т. В. Николаевой — 217, с. 314—316]. В Лавру он принесен 26 декабря 1634 года от княгини Соломониды Мезецкой. В Москву же принес его в 1624 году митрополит Ираклийский Дионисий из монастыря святой великомученицы Екатерины на Синае. Создан этот крест по указанию императора Юстиниана в 545 году и отдан им на Синай в 553 году. Крест должен быть особо детально исследован: его резьба с лицевой и оборотной стороны уникальна (на с. 112 помещен лишь общий его фотоснимок).



Русские мастера, воспринимая опыт своих предшественников, вкладывали в произведения своих рук все новое и новое осмысление каждой новой темы.

Одна из таких тем воспринята из 1-й песни великого канона святого Андрея Критского: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог и прославлю его, Бог отца моего и вознесу Его: славно бо прославися [18, с. 153—154].

Другая тема, созвучная всем прочим канонам 1-й песни, связана с воспоминанием Великого Четвертка, когда совершилось Великое Таинство установления Нового Завета Бога с человеком: Сеченое сечется море Чермное, волнопитаемая же изсушается глубина, таяжде купно безоружным бывши проходима и всеоружным гробом: песнь же Богокрасная воспевашеся: славно прославися Христос Бог наш (канон святого Космы Маюмского) [18, с. 221].

Крестом побеждает монах стихию страха. Примером такой победы человека над страхом перед дикими зверями была жизнь великого пустынножителя — преподобного Сергия, подвижника Радонежских лесов.

Смысл утреннего Богослужения наиболее ясно объясняет пасхальная песнь: Встанем глубоким утром, и вместо ароматного мира принесем песнь Владыке, и узрим Христа Солнце правды, всех жизнью просвещающего (Лк. 24, 1; Мал. 4, 2) [18, с. 70]. От нощи утреннюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на земли.

С утром связано появление света. В 5-й песни канона на Преображение Господне раскрывается духовная взаимозависимость этих понятий. Векую мя отринул ecu от Лица Твоего, Свете Незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тьма окаяннаго; но обрати мя и к свету заповедей Твоих пути моя направи, молюся (Пс. 42, 2—3) [18, с. 120]. В великом каноне святого Андрея Критского эта взаимосвязь углубляется с раскрытием необходимости исполнять волю Божию: От нощи утренююща, Человеколюбче, просвети, молюся, и настави и мене на повеления Твоя, и научи мя, Спасе, творити волю Твою [18, с. 217].

По слову пророка, Господь Иисус Христос пострадал за мир: Той язвен бысть за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша, наказание мира нашего на Нем и язвою Его мы исцелехом (Ис. 53,5).

Напоминанием о ввержении пророка Ионы в море за непослушание (4 Цар. 14, 25; Иона, гл. 2) и о его раскаянии во чреве кита Церковь указывает на исполнение надежды в Новом Завете (Мф. 12, 40; 16, 4; Лк. 11, 29; 1 Кор. 15, 4; Еф. 4, 10) и на обновление человека через Приобщение Божественной Крови (Иер. 31, 31; Мф. 26, 28). Возопи, прообразуя погребение тридневное, пророк Иона, в ките моляся: от тли избави мя, Иисусе, Царю сил (канон на Благовещение Пресвятой Богородицы) [18, с. 40].

Крест-мощевник «Крест» на Голгофе» Конец XVI в. 15,5х10,8х1,5 см. ЗГИХМЗ, № 308.
Крест-мощевник «Крест» на Голгофе» Конец XVI в. 15,5х10,8х1,5 см. ЗГИХМЗ, № 308.



Наиболее полно смысл этого духовного состояния раскрыт в каноне Пятидесятницы: Нлавающаго в молве житейских попечений, с кораблем потопляема грехи, и душетленному зверю приметаема, яко Иона, Христе, вопию ти: из смертоносным глубины возведи мя. В тексте канона последовательно раскрывается путь спасения человека: как врачевал Бог Слово умы Апостолов и уготовлял их в чистое себе жилище и как ныне вселяется в нас свет Равносильного и Единосущного Ему Духа Святого (Ин. 14, 10, 23), обновляя в сердцах наших Дух правый, попаляя скверны тленного существа и очищая ум от нечистоты (тропарь праздника Пятидесятницы).

Церковь призывает души верных возвеличить Пресвятую Богородицу, возвысившуюся среди земнородных, единственную Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим.

Величанием Пресвятой Девы Марии, Которой подражают все христиане, завершается пение и чтение канона: Величит душа Моя Господа... и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем...

В 9-й песни заключено понимание тайны человеческого спасения через Божию Матерь.

Наиболее ярко это выражено в каноне праздника Успения Пресвятой Богородицы:

Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево Чистая; девствует бо рождество, и живот предобручает смерть; по рождестве Дева и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое. (Перевод на русский язык: Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая; в рождении сохраняется девство и со смертью сочетается жизнь; пребывая по рождении Девою и по смерти живою, Ты спасешь всегда, Богородица, наследие Твое.)