Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Лавра - Служение
Страницы истории
Литургическая жизнь
Общественное служение
Московская Духовная Академия
Церковноархеологический кабинет
Обеты монашества
Что говорят о Лавре гости
Краткий указатель книг, статей
Краткая летопись Лавры
Собор Радонежских святых
Молитва ко Пресвятей Троице
Алфавитный указатель

      

Страницы истории  

1 
 2
 
3 
 4
 
5 
 6
 
7 
 8
 
9 




В иконе выражена основная мысль всего иноческого служения Преподобного Сергия
В иконе выражена основная мысль всего иноческого служения Преподобного Сергия.
О чем говорят склоненные головы трех Ангелов и руки, ниспосылающие благословение на землю? Их любвеобильные взоры полны возвышенной печали. Глядя на них, становится очевидным, что они выражают слова Первосвященнической молитвы, где мысль о Святой Троице сочетается с печалью о людях. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! Соблюди их во Имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы (Ин. 17, 11).— Это та самая мысль, которая руководила Святым Сергием, когда он воздвиг собор Святой Троицы в лесной пустыни. Он молился, чтобы разделенный ненавистью мир преисполнился той любовью, которая царствует в Предвечном Совете Живоначальной Троицы. Преподобный Андрей Рублев явил в красках эту молитву, выразившую и надежду, и печаль Святого Сергия о России [67, с. 52].


Лицевое Житие Преподобного Сергия Радонежского. XVI в. Из собрания Троице-Ссргиевой Лавры. ГБЛ, ф. 
 304/Ш, № 21 (М. 8663), л. 1.
Лицевое Житие Преподобного Сергия Радонежского. XVI в. Из собрания Троице-Ссргиевой Лавры. ГБЛ, ф. 304/Ш, № 21 (М. 8663), л. 1.



Троице-Сергиева Лавра. В самом названии раскрывается особое почитание православными иноками Живоначальной Троицы и основателя Обители — Преподобного Сергия Радонежского, всея России чудотворца.

XIV век, на который пришлась жизнь Преподобного Сергия Радонежского (1314—1392), насыщен историческими событиями. На Востоке и Западе идет напряженный процесс консолидации наций, формирования государств.

Полчища Тимура (Тамерлана), завоевавшего Среднюю Азию, Хорезм, Ургенч, угрожают Ирану, Армении, Грузии, Ближнему Востоку. В трех походах разгромив Золотую Орду, разрушив Сарай-Берки, Астрахань, Азов, войска Тамерлана в 1395 году доходят до русского города Ельца. Явление Божией Матери устрашило завоевателя, заставило уйти с Русской земли. В 1396 году турецкий султан Баязед вынужден снять осаду Константинополя вследствие неожиданного вторжения Тамерлана в пределы султаната.

На Балканах Болгария, освободившаяся в 1280 году от подчинения Византийской империи, переживает краткий расцвет, но к 1398 году склоняется под иго османских завоевателей.

В 1386 году в результате Кревской унии, вызванной браком королевы Ядвиги и великого князя литовского Ягелло, происходит объединение Польши и Русско-Литовского государства.

В 1397 году по Кальмарской унии произошло объединение Дании, Швеции и Норвегии под владычеством датской короны.

На крайнем западе христианского мира, в Испании, близится к завершению Реконкиста - многовековая освободительная война против мусульман-мавров.

Для Западной Европы XIV век был переходным к эпохе Возрождения.

В процессе становления западноевропейских монархий нарастают противоречия между светской и духовной властью. Борьба французского короля Филиппа IV Красивого против светских притязаний папы Бонифация VIII привела в 1305 году к «авиньонскому пленению» пап, продолжавшемуся до 1377 года.

Король Англии Эдуард I Плантагенет получает поддержку парламента против папской дипломатии в борьбе за Шотландию.

В 1356 году в Германии принята «Золотая Булла»— документ, в котором говорилось, что папский престол не должен принимать участия в выборах императора.

К середине XIV века обстановка в Западной Европе чрезвычайно обострилась: в 1350 году между Францией и Англией началась Столетняя война.

Противоречия между духовной и светской властью в Европе проявлялись, с одной стороны, в предреформационных и откровенно еретических движениях, с другой—в усилении духовного традиционализма и всевозможных охранительных тенденций.

В Византии и на Афоне развивается богословие, и прежде всего в связи с Константинопольскими Соборами, на которых Святители Григорий Палама, Фило-фей и Каллист утвердили основы православного вероучения в борьбе с ересью Варлаама и Акиндина.

В эпоху торжества православного Богословия расцветает на Маковце у Радонежа дело Преподобного Сергия. Русь становится преемницей Византии, а Сергиева Обитель – Домом Живоначальной Троицы.







 

Преподобный Сергий Радонежский родился в 1314 году в семье ростовского боярина Кирилла и его жены Марии, которые во Святом Крещении назвали сына Варфоломеем. По преданию, они жили тогда в селении Варницы, в своем имении под Ростовом Великим.

В семилетнем возрасте Варфоломей вместе со старшим братом Стефаном и младшим Петром был отдан в «учение книжное». Братья и их сверстники преуспевали в книжной премудрости, а Варфоломею она не давалась, отчего он, как свидетельствует списатель его Жития, «много браним бываше, боле же от учителя томим [наказан], а от дружины [товарищей] укоряем».

Однажды, в безмолвии проходя дубравой, Варфоломей увидел старца-пресвитера, стоявшего под деревом на молитве, и с верою стал просить помолиться за него, чтобы Господь помог ему в учении. «Известно бо знаю, яко твоего моления Бог не презрит»,— говорил он. Старец сотворил молитву и благословил отрока со словами: «Се отныне, чадо, дарова ти Бог грамоту, ею же возможеши иных пользовати». Другой списатель Жития сообщает иные подробности: старец дал отроку частицу антидора или просфоры и произнес: «Приими сие и снеждь. Се тебе дается знамение благодати Божией и разума Святаго Писания». Далее в Житии повествование записано, видимо, со слов самого Преподобного: «И бысть сладость во устех его, аки мед сладян. И рече: не се ли есть реченное: коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим. И душа моя возлюби я зело».

Варфоломей умолил старца посетить родительский дом. В домашней часовне по его благословению отрок, ко всеобщему удивлению, без труда прочитал псалом. Родителям старец прорек: «Сын ваш велик будет пред Богом и многия ради его добродетели и великаго жития будет избранным сосудом Святыя Троицы» [45, с. 218]. Отрок Варфоломей быстро возрастал в меру духовного совершенства, пребывая в послушании родителям.

В 1328 году Московский князь Иоанн Данилович Калита, мудро продолжая дело объединения русских земель, получил в Орде ярлык на великое княжение. Спустя год ему было отдано Ростовское княжество, куда он послал своего наместника, но тот в корыстных целях стал притеснять и обирать ростовских жителей, обвиняя их в «неверности Москве». Старейшего боярина Ростова Аверкия наместник подверг мучительным истязаниям. Многие не выдерживали жестокостей и покидали родные земли. В числе переселенцев были родители Варфоломея. К тому времени отец его, боярин Кирилл, верно служивший Ростовским князьям, разорился, так как ему, как и другим боярам, приходилось тратить большие средства на подношения при посещении Орды и на приемы ордынских послов в Ростове.

Семья нашла пристанище в Радонеже, где переселенцам были обещаны многие льготы. Город Радонеж, находившийся в Московском княжестве, был отдан великим князем Иоанном Калитой в удел младшему сыну Андрею. Там, близ храма Рождества Христова, и поселился боярин Кирилл со всем своим семейством. Варфоломею в то время было около пятнадцати лет.

К характеристике юного подвижника Преподобный Епифаний добавляет: «Как рассказать его тихость, кротость, молчаливость в слове, смирение, безгневие, неподдельную простоту, любовь ко всем людям равную? Никогда не подвигся он на гнев, ничем никогда не соблазнился, никого не обидел, ни в чем себе не попускал послабления, ни смеха. Если когда и встречалась надобность улыбнуться, так как этого нельзя избежать, то это было у него благопристойно и воздержно... Псалмы в устах его никогда не прекращались. Украшением было для него воздержание; удручению тела он радовался; худость одежды принимал с усердием. Ни пива, ни меда никогда не вкушал, даже к устам не подносил и не обонял. Он желал и любил проводить жизнь во всех отношениях подвижническую, и все это, как естественное, казалось ему недостаточным. Всегда тихий и молчаливый, кроткий и смиренный, он со всеми был ласков и обходителен, ни на кого не раздражался, от всех с любовию принимал случающиеся неприятности» [43, с. 29—30].

Глубоко переживший в детские годы тяжелую участь своих близких и родного города, он стал в будущем великим «Печальником Земли Русской».

Великий русский художник М. В. Нестеров (1862—1942), которого называют 
 «певцом Преподобного Сергия», одно из своих полотен назвал «Видение отроку Варфоломею» (ГТГ). Это видение произошло под Ростовом Великим.
Великий русский художник М. В. Нестеров (1862—1942), которого называют «певцом Преподобного Сергия», одно из своих полотен назвал «Видение отроку Варфоломею» (ГТГ). Это видение произошло под Ростовом Великим.









 

Около пяти лет Варфоломей прожил с родителями в Радонеже. После того как женились братья Стефан и Петр, Варфоломей испросил благословения родителей на монашеский путь. Они одобрили решение сына, но просили повременить, так как видели в нем единственную свою надежду и опору в старости.

Старший брат Стефан вскоре овдовел, оставшись с сыном Иоанном на руках. Позже он принял постриг в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы. Там же приняли схиму и их родители — Преподобные Кирилл и Мария. Есть предположение, что перед смертью они благословили Варфоломея на иноческий подвиг двумя иконами: Божией Матери Одигитрии (см. с. 19) и Святителя и Чудотворца Николая (см. с. 245).

По преставлении родителей Варфоломей отдал свою часть наследства младшему брату Петру, а сам с родительским благословением — моленными иконами и с книгами — решил искать пустынного жития. Он уговорил брата Стефана идти вместе с ним. В лесной чаще, в 10 километрах от Хотькова, на возвышенном месте — «Маковце», они срубили скромную келлию, а потом и малую церковь. Так в 1337 году было заложено основание будущей Обители.

В 1340 году митрополит Феогност прислал из Москвы священнослужителя, и храм был освящен во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы.

Не выдержав трудностей и искушений, Стефан ушел в Москву в Богоявленский монастырь, где в числе иноков этой обители подвизался будущий великий Всероссийский Святитель Алексий. Вскоре митрополит Феогност назначил Стефана игуменом Богоявленской обители, а великий князь и знатные бояре избрали его своим духовником.

«Бог, как сердцеведец,— отмечает составитель Жития Преподобного Сергия,— Един сведый сердечная, Един ведущий тайное, провидя о нем [Варфоломее], будущее, зная, что он носит в сердце своем многие добродетели и усердную любовь,— провидел, что по своему благому и доброму изволению, он будет сосудом избранным, будет игуменом многочисленного братства и отцем многих монастырей» [43, с. 35].

Ковчег-мощевик Радонежских князей
Ковчег-мощевик Радонежских князей. Спас на Престоле с предстоящими: БожиеЙ Матерью, Иоанном Предтечей, Архангелами Михаилом и Гавриилом, Апостолами Андреем, Петром и Павлом, Святителями Иоанном Златоустом и Спиридоном Тримифунтским, Мучеником Евдокимом, Преподобным Феодором Студитом, святым князем (или Пророком — ?) Даниилом, Великомученицей Анастасией Узорешительницей и святой Мученицей Феодосией Девой. В подписи — слова тропаря: «Более отец наших, творяй присно с нами по твоему [Твоей кротости]». В Описи 1641 года на л. 85 об. запись: «Кробица серебряная з двема затворы золочена с обе стороны, а в ней образ серебряной тощей, а на образе вверху — апостоли, в исподнем ряду — многи святые, литье, золочены, а надпись: Боже отец наших, творяй присно с нами, а в нем мощи многие». 19,7x12,2x1,8 см. ЗГИХМЗ, № 5836.