Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Лавра - Служение
Страницы истории
Литургическая жизнь
Общественное служение
Московская Духовная Академия
Церковноархеологический кабинет
Обеты монашества
Что говорят о Лавре гости
Краткий указатель книг, статей
Краткая летопись Лавры
Собор Радонежских святых
Молитва ко Пресвятей Троице
Алфавитный указатель

      

Церковноархеологический кабинет  

1 
 2


Большое научное и воспитательное значение в работе Московских Духовных Академии и Семинарии имеет Церковноархеологический кабинет (ЦАК) имени Святейшего Патриарха Алексия. По благословению Его Святейшества кабинет был создан профессорами и преподавателями Академии в 1950 году. В основание этого уникального музея, который исполняет функцию также и учебного кабинета, положены прежде всего пожертвования Патриарха Алексия, которые он передавал в кабинет вплоть до последнего дня своей жизни (†l7 апреля 1970 года), а также вклады Преосвященных архиереев, клириков и мирян Русской Церкви, зарубежных гостей, профессоров, преподавателей, выпускников МДА и МДС.

ЦАК является существенным звеном в общественном служении Московских Духовных школ. Ежегодно его посещают более 600 делегаций. Многие тысячи гостей из нашей страны и из-за рубежа знакомятся по экспонатам Церковноархеологического кабинета с многогранной деятельностью Русской Православной Церкви, с ее историей, а также историей искусства других братских Православных Церквей и Церквей иных конфессий. Здесь есть древнеримские монеты, иконы IX—XX вв., произведения живописи и рукописные творения.

Сотрудники ЦАК систематически проводят научные исследования, используя материалы своего собрания, осуществляют реставрацию памятников. К экспонатам обращаются преподаватели и студенты в процессе обучения.

Один из создателей ЦАК, его хранитель профессор протоиерей Алексий Остапов († 1975) свидетельствовал: «Если общеизвестно, что искусство сближает народы, то наша икона, выражая Православную церковность, служит делу христианского единства. Многие из западных братьев-христиан с глубоким интересом и духовным чутьем все более постигают православную икону как явление исключительное и глубокое. Бережно хранимые в Церкви иконы вместе с нашим дивным Богослужением вещают о сокровищах православной церковности каждому, кто захочет узнать о духовной сущности нашей Церкви...

Икона святого Апостола Павла. XVI в. ЦАК МДА.
Икона святого Апостола Павла. XVI в. ЦАК МДА.

Богатства церковного искусства, бережно хранимые в Лавре, в Церковноархеологическом кабинете Академии, помогают нашим учащимся глубже осмыслить своеобразие, священный характер этого искусства и его непреходящую ценность» [254, с. 10, 25]. «Входя в эти залы, испытываешь радость общения с миром прекрасного и мудрого. Здесь особый воздух и свет. Эта благодатная светозарность икон и немеркнующая от времени сила красок... Четкие и плавные линии красноречивее слов, а глубокие глаза ликов льют в сердце радостное утешение надежды...» [254а, с. 265].

Здесь приобретается опыт видения искусства и прежде всего икон, созданных святыми иконописцами, начиная с Апостола и Евангелиста Луки.

Через икону студенты приобщаются к опыту мировой культуры. По тонкому и мудрому слову одного из профессоров Академии священника Павла Флоренского об Апостоле Павле, здесь постигается «образ Великого Художника, Светом Зиждущего в похвалу славы благодати Своея (Еф. 1,6) картину мира — все Домостроительство Божие... [Так] с полной точностью Апостол [Павел] свидетельствует онтологическую реальность иного мира, узренного им собственными очами, и он хочет, чтобы свидетельство его сделалось семенем таких же созерцаний у верующих. Вполне естественно, что расчлененно высказанное свидетельство о духовном зрении оказывается наиболее точной формулой и вторичного свидетельства о духовном мире — иконописи» [78а, с. 144, 145—146]

Икона святых Архистратига Божия Михаила и Апостола Андрея Первозванного
Икона святых Архистратига Божия Михаила и Апостола Андрея Первозванного — первого просветителя Руси. XVI в. ЦАК МДА.

Двухчастная икона Божией Матери «Оранта» и святого Великомученика Георгия Победоносца.
Двухчастная икона Божией Матери «Оранта» и святого Великомученика Георгия Победоносца. ЦАК МДА.

Заведующий Церковноархеологическим кабинетом архимандрит Елевферий и его заместитель иеромонах Иосиф
Заведующий Церковноархеологическим кабинетом архимандрит Елевферий и его заместитель иеромонах Иосиф

С богословской точки зрения, икона в ее просветленной красоте возводит сознание верующего от видимого образа к Божественному Первообразу. Поэтому для будущих пастырей необходимо приобретение опытного познания этого издревле выработанного Православной Церковью пути иконопочитания.

Экспозиция Церковноархеологического кабинета расположена в исторической последовательности. В первом зале макет катакомб и ряд других экспонатов рассказывают о начальном периоде становления христианского искусства. Византийская церковная живопись, отличавшаяся сложной системой иконографии и строгим иератическим стилем, представлена иконами IX— XV веков. Наиболее древней в собрании ЦАК является двучастная икона с изображением Богоматери — Оранты и великомученика Георгия Победоносца. Ее отличают архаические черты, стилевая выразительность, сдержанный колорит. Эпоха расцвета византийского искусства, получившая наименование «палеологовского возрождения», представлена в экспозиции ЦАК рядом икон, в том числе поражающим своим художественным совершенством образом «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Икона изображает встречу первосвященником у врат Иерусалимского храма Пресвятой Девы Марии. Четкая, изысканно ритмизованная композиция, тонко продуманная цветовая символика, одухотворенность образов свидетельствуют о совершенстве тысячелетней византийской традиции иконо-писания. В первом зале представлены также образцы греческой и сербской иконописи XVI — ХТХ веков. Стремление совместить древние иконографические типы с новыми художественными приемами наиболее характерно для этого периода.

Экспозиция, посвященная развитию русского православного искусства, начинается с показа икон XVI века. Особенно хорошо представлена московская школа иконописи с ее величавой торжественностью. Ее характерные черты прослеживаются на иконе, изображающей Небесных покровителей Русской Православной Церкви — Архангела Михаила и святого Апостола Андрея Первозванного. Огненно-красные одеяния Архангела и сдержанно зеленый цвет гиматия Апостола гармонически сочетаются с серебряным басменным окладом тонкой чеканной работы. О высоком уровне московских мастеров второй половины XVI века свидетельствует небольшая по размерам, но отличающаяся тем не менее подлинной монументальностью икона святого Иоанна Предтечи.

В реставрационной мастерской Церковно-археологического кабинета
В реставрационной мастерской Церковно-археологического кабинета

Другая из наиболее известных древнерусских иконописных школ — новгородская, с ее смелым и выразительным рисунком, любовью к ярким контрастным краскам,— также представлена в экспозиции ЦАК. На основе новгородской традиции в дальнейшем развивалось искусство Русского Севера. Примером этого направления служит икона святого великомученика Георгия Победоносца (XVI в.). В задачу Церковноархеологического кабинета

входит также подбор образцов основных иконографических канонов, на основе которых создается церковное искусство. Иконография закрепляет Церковное Предание и дает твердую основу для освобождения подлинной творческой энергии художника. В третьем зале ЦАК выставлены многочисленные канонические типы изображений Иисуса Христа; к наиболее древним и чтимым из них принадлежит Нерукотворный образ.

Крупнейший московский мастер XVII века, определивший на многие десятилетия пути развития русского церковного искусства, Симон Ушаков часто обращался к этому канону, один из образцов письма его школы постоянно украшает экспозицию Церковноархеологического кабинета.

Особым богатством отличается иконография Богоматери, Благой Заступницы рода христианского. В Русской Православной Церкви почитаются около двухсот прославленных богородичных икон. Большинство списков с этих икон находится в академическом собрании. К числу наиболее совершенных по своему письму относится Донская икона Богоматери, которая свидетельствует о глубине молитвенного чувства художника, принадлежащего к кругу московских мастеров середины XVI века.

Среди иконографических типов, восходящих ко времени раннего христианства,— образ Божией Матери «Оранты» (греч.— «Молящейся»). Уже в катакомбах неоднократно встречается изображение Пресвятой Девы с молитвенно воздетыми руками. Иногда Божия Матерь «Оранта» изображалась с орарем, как диакониса, что связано с преданием о Приснодеве Марии — служительнице Иерусалимского храма. Изображения «Оранты» широко распространились и на Руси. Этот образ Божией Матери с поясным изображением Превечного Богомладенца внутри круглого медальона стал величайшей святыней древнего Новгорода и в связи с чудесным избавлением города от осады в 1169 году получил именование «Знамения». В экспозиции Церковноархеологического кабинета находится замечательный по письму список с этой особо чтимой в Русской Православной Церкви иконы.

Святейший Патриарх Алексий в Церковноархеологическом кабинете
Святейший Патриарх Алексий в Церковноархеологическом кабинете

С большой полнотой представлена также иконография Богоматери «Одигитрии» (Путеводительницы), которая, согласно Церковному Преданию, восходит к иконе, написанной святым апосто лом и евангелистом Лукой и благословленной Самой Божией Матерью

«благодать Моя с иконой сей да будет». На Руси особенно распространилось поясное изображение «Одигитрии». Многочисленные варианты этого иконографического типа, известные под названием «Смоленской», «Тихвинской», «Грузинской», «Иерусалимской», «Иверской», «Седмиезерной», и другие иконы представлены в экспозиции Церковноархеологического кабинета.

В целом экспозиция дает развернутое представление о многообразии и духовной красоте иконографии Божией Матери. По словам священника Павла Флоренского, «каждая ... икона Божией Матери ... есть отпечатление одной лишь стороны, светлое пятно на Земле от одного лишь луча Благодатной, одно из живописных имен Ее. Отсюда - существование множества «явленных» икон, отсюда — искание поклониться разным иконам».

Большую ценность представляют выставленные иконы русских святых, хранившие на протяжении столетий живую память о внешнем и духовном образе людей, ставших «земными ангелами и небесными человеками», стяжавших опыт обожения человеческой личности, пронизанной Светом Воскресения. Значительное место в экспозиции уделено церковному прикладному искусству, в частности произведениям «лицевого» шитья XV—XVII веков. Шитые иконы, широко распространенные в Древней Руси, украшали храмы и домашние молельни, их брали с собой в походы и путешествия. Колористический строй изображений отличается изысканной красотой. Шитая икона Владимирской Богоматери (кон. XVI — нач. XVII века) исполнена в лучших традициях этого вида изобразительного искусства. Большой любовью на Руси пользовались металлические литые иконы, а также резьба по дереву, одним из центров которой была с XV века Троице-Сергиевская обитель. Для православной пластики характерно одухотворенное чувство формы, строгая ритмичность композиций, виртуозное мастерство Почетное место в собрании ЦАК занимает также коллекция старопечатных книг и рукописей XVI—XVIII веков. В экспозиции представлены основные работы русского первопечатника диакона Иоанна Федорова: Московский Апостол 1564 года с раскрашенным от руки гравированным фронтисписом, изображающим святого апостола и евангелиста Луку, Львовский Апостол 1574 года, издания Псалтири, Нового Завета и первая печатная славянская Библия 1581 года, известная под названием Острожской.