Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Лавра - Служение
Страницы истории
Литургическая жизнь
Общественное служение
Московская Духовная Академия
Церковноархеологический кабинет
Обеты монашества
Что говорят о Лавре гости
Краткий указатель книг, статей
Краткая летопись Лавры
Собор Радонежских святых
Молитва ко Пресвятей Троице
Алфавитный указатель

      

Страницы истории  

1 
 2
 
3 
 4
 
5 
 6
 
7 
 8
 
9 
Основание Преподобным Сергием в 1374 году Высоцкого монастыря. Лицевой Летописный свод. XVI в. БАН, 31.7.30—2, л. 425
об.
Основание Преподобным Сергием в 1374 году Высоцкого монастыря. Лицевой Летописный свод. XVI в. БАН, 31.7.30—2, л. 425 об.



Кроткий и смиренный, Преподобный Сергий явился носителем высокой духовной культуры. По его благословению получили начало или развились целые направления просвещения на Руси. Изучение «Школы Преподобного Сергия» служит ключом к пониманию многих культурно-исторических явлений нашей Родины. Так, он благословил своего любимого ученика Преподобного Афанасия, родом из Ростова, на игуменство в монастыре в честь Зачатия Пресвятой Богородицы «на Высоком», под Серпуховом (в 1374 году), а затем послал его в Константинополь (в 1382 году).

В восприятии опыта мастеров, прибывших из Византии в монастырь Преподобного Афанасия Высоцкого,— каллиграфов, певцов, иконописцев, зодчих— несомненно, выразилось глубокое понимание Преподобным Сергием Радонежским византийской истории и его давнее желание наследовать ее культурно-историческое богатство.

Еще в ранней юности он был свидетелем того, чем богат был «Григорьев Затвор» Ростовского Кремля, где он, как боярский сын, несомненно бывал. В этом греческом монастыре святого Григория Богослова Богослужение с XII века совершалось так же, как и во многих византийских монастырях. Греческие монахи не могли не оставить в душе будущего строителя Дома Живоначальной Троицы то лучшее, что они принесли с собой. (Быть может, не случайно среди книг Преподобного Сергия сохранились списки «Слова святого Григория Богослова на Пасху», которое наряду с другими святыми книгами переписывалось в Троицком монастыре.)

«Григорьев Затвор» в Ростове Великом.
«Григорьев Затвор» в Ростове Великом.

С «Григорьевым Затвором» связаны такие знаменитые подвижники, как Святитель Пермский Стефан и Преподобный Епифаний Премудрый, оказавшие большое влияние на духовное просвещение в XIV веке.

Не с тех ли детских лет они сроднились с Преподобным Сергием? Не «Григорьев Затвор» ли сблизил их? Там обучались будущий миссионерпросветитель Зырянского края и будущий составитель первого Жития Преподобного Сергия и Жития Святителя Стефана. Позднее епископ Ростовский Феодор, племянник Преподобного Сергия, прежде подвизавшийся в его Обители, еще более скрепил узы духовного родства Обители Живоначальной Троицы с родиной Преподобного Сергия — Ростовом Великим. Все лучшее, связанное с родным городом, нашло воплощение в творчестве Преподобного Сергия и его учеников.

Особо следует сказать о монастыре Преподобного Афанасия Высоцкого. Именно туда Преподобный Сергий в 1374 году направил пришедшего к нему из Юрьева юношу, несмотря на слезные просьбы принять его в Троицкую Обитель. Преподобный поручил своему ученику воспитать юношу «на Высоком», ибо провидел в нем своего преемника, будущего строителя Дома Живоначальной Троицы. Преподобный Афанасий Высоцкий совершил постриг этого юноши и нарек его Никоном.



Насколько безошибочно было умение Преподобного Сергия видеть талант своего ученика и развить его, можно судить по тому, сколь высоким был уровень культурной и духовной зрелости, которую проявил Преподобный Афанасий Высоцкий в те недолгие годы, когда создавалась его обитель. Об этом свидетельствуют «Пандекты Никона Черногорца», рукопись 1381 года (возможно, с автографом строителя — л. 211 об. ГИМ, Син. 193), «Высоцкий чин», который Преподобный Афанасий прислал в свой монастырь из Константинополя (иллюстрации вверху), а также рукописи, присланные им на Русь — в монастырь «на Высоком», в Саввин Сторожевский монастырь, в его родную Троицкую Обитель и другие обители (Око церковное — Устав. ГБЛ, ф. 256, Рум., № 445).

Вид Ростова Великого с озера Неро. Эмаль. XVIII в.
Вид Ростова Великого с озера Неро. Эмаль. XVIII в.



Благословение Троицкой обители «Россикону». Икона написана на доске от гробницы
Преподобного Сергия Радонежского.
Благословение Троицкой обители «Россикону». Икона написана на доске от гробницы Преподобного Сергия Радонежского.

Троицкие постриженики.
Троицкие постриженики.

Издавна установились глубокие связи «Дома Живоначальной Троицы» с Русским Пантел Симоновым монастырем. Существуют они и поныне, связуя две обители — на Святой Горе Афон и в России, куда притекают паломники, видя истоки благодати, которую стяжали предшественники наши через подвиги на этих святых местах.

В книгах Троице-сергиевой лавры мы находим ключ к пониманию многого в жизни, речах, действиях столь скупых на слова русских людей прошлого. Яснее становится, каков был путь, следуя по которому, люди того времени достигали в жизни и творчестве такой гармонии духа.

Два автора — воспитатели духа — особо привлекают иноков XIV и XV веков. Они неутомимо переписывают «Лествицу» Преподобного Иоанна Лествичника и «Душеполезные поучения» Преподобного Аввы Доро-фея, списки с которых от XIV — XV веков сохранились в наибольшем числе (с «Лествицы»—12 списков: ГБЛ, ф. 304/1, № 155, 156, 157, 158, 167, 168, 169, 170, 171, 183, 184, 185; с «Душеполезных поучений»—12 списков: № 163, 164, 165, 167, 168, 169, 170, 171, 175, 180, 181, 185). От одного и того же 1412 года сохранились две рукописи «Лествицы». Более того, «Лествица» и «Поучения» Аввы Дорофея нередко списывались в одну книгу. Троицкие иноки XV века проявили большое понимание внутреннего смысла творений этих двух авторов.

Святогорцы-паломники в Троице-Сергиевой Лавре. 1976 год.
Святогорцы-паломники в Троице-Сергиевой Лавре. 1976 год.

По внешним признакам — по стилю и писательским приемам, по характеру авторов, по тем сторонам жизни, которые они освещают,— эти книги несходны. И только углубившись в существо высказываемых мыслей и обдумав даваемые ими указания, понимаешь, сколь тесно они спаяны [145, с. 126—135, 145]. Эти книги являются своего рода определителем «Школы Преподобного Сергия».

Эти творения мы можем увидеть в одном переплете в библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря (ГПБ, ф. 350, № 120). Среди них — автограф его основателя Преподобного Кирилла Белозерского, к которому приходил Преподобный Сергий в бытность его послушником на поварне Богоявленского монастыря в Москве, чтобы поведать законы духовной жизни [227, с. 46].

Русский Пантелеймонов монастырь на Святой Горе Афон
Русский Пантелеймонов монастырь на Святой Горе Афон

Фреска из Троицкого собора Лавры.
Фреска из Троицкого собора Лавры.

Иноки Церкви Русской несут послушание на Афоне.
Иноки Церкви Русской несут послушание на Афоне.

Если вникнуть в содержание этих книг, оставляя в стороне внешнюю форму — форму наставления монахам, то можно убедиться, что едва ли есть в мировой литературе столь удачно выполненная задача — указать путь к духовному устроению души, от немир-ствующего состояния к источникам высокого творчества, к красоте духа, к царству любви, стремление к которому заложено в глубине каждого человека. Такова светлая убежденность авторов.

«Лествица» — это отточенные афоризмы, чеканные фразы, по четкости мысли и формулировок оставляющие впечатление точности математической.

Авва Дорофей — скорее лирик: простым, доступным языком, бесхитростными рассказами он передает глубочайшие мысли и решает, по существу, сложнейшие жизненные задачи. В поучениях его такая безыскусственность, что не догадаешься о большой учености писавшего их человека.

Русские паломники на Святой Горе Афон с иноками Троице-Сергиевой Лавры. 1982 год.
Русские паломники на Святой Горе Афон с иноками Троице-Сергиевой Лавры. 1982 год.

«Лествица» с изумительной силой самоанализа как бы изнутри обнажает тончайшие нити эгоизма, опутывающие душу и мешающие стремящемуся к творческому служению Истине.

Преподобный Авва Дорофей как бы извне, исходя из внешних признаков, научает строить отношения с окружающим его миром. Он учит обновляться и черпать силы из того Троического Света Любви, который открывается и в умозрениях Святителя Григория Богослова, и в иконе письма Преподобного Андрея Рублева «Живоначальная Троица».

Надписи на Лаврских рукописях свидетельствуют, что соединение этих двух авторов в одну книгу не случайно. Упоминаемые рукописи (№ 165 и № 156) писаны разными лицами, но по заказу одного и того же читателя — «священноинока Матфея».

В конце рукописи мы вплотную соприкасаемся с живым историческим лицом — с переписчиком, с его переживаниями, его мыслями, его отношением к самому делу переписывания и содержанию книги:

«Помощь Святыя Троиця съписася книга сиа,— говорится здесь,— ейже именование Лествица, на имя священноиноку Матфею, рукою грубаго и худаго, страннаго, последняго в иноцех смереннаго многыми грехы Варлама. Слава съвершителю Богу и Пречистей Его Матери в векы, аминь. Ты же, възлюблен-ный о Святом Дусе, о священне Матфее, Христа ради не сътвори мя забвена, егда предстоиши пред престолом славы, и ту да помянеши мя в священных ти молитвах, а не сътвори мя забвена грубости ради писаниа. В лето 6920 (1412) написася Божественнаа Лествица месяца октовриа в 14 день, на память святых мученик: Назариа, Гервасиа, Протасиа, Келесиа, в обители преподобнаго игумена Сергиа. В тоже лето и священа бысть церкви в тойже обители месяца семптямвриа в 25 день. О ленивый Варламе, готовися ранам, близь есть конец» (ГБЛ, ф. 304/1, № 156, л. 252).

Видение Преподобного Иоанна Лествичника. Миниатюра из Лествицы. Нач. XVI в. ГБЛ, ф. 304, № 162, л. 8 об.
Видение Преподобного Иоанна Лествичника. Миниатюра из Лествицы. Нач. XVI в. ГБЛ, ф. 304, № 162, л. 8 об.

На другой рукописи такая запись: «В обители царьстей Святыа Живоначальныа Троиця, в устроении преподобнаго игумена Сергиа, на имя священноиноку Матфею списася сиа книга в лето 6922 (1414), индикта 7, месяца февруаря въ 8 день, на память святаго мученика Феодора Стратилата. Списажеся си книга, при настоятельстве преподобнаго игумена Никона, рукою многогрешнаго инока Антоньа. Ты же священноиноче Матфею, помяни мя грешнаго в святыхъ ти молитвахъ. Спаси Христе писавшаго и имети хотяща-го сию книгу» (ГБЛ, ф. 304/1, № 165, л. 314).

Удивительным дополнением к этим книгам в библиотеке Троице-Сергиевой Обители являются созданные в те века списки с творений Преподобного Исаака Сирина (ГБЛ, ф. 304/1, № 13, л. 13 — 91 об.; № 121, л. 1__8; №157, л. 411—422; №164, л. 243 —250; № 171, л. 362 об.—374; № 172; № 173, 174, 175; № 179, л. 74; № 181, л. 164 — 276; № 184, л. 242 об.; №408, л. 398 об.—455).

Этот Сирийский богослов не знает себе равных по психологическому анализу понятий и чувств, по тонкости и глубине постижения души человеческой. Приходишь в изумление от того, что эти трудные для усвоения «Слова подвижнические» находили себе читателя на далеком Севере. Причем, как видно по числу списков, читателя не единичного.

Под таким руководством возрастал дух русских людей. Очистившись, окрепнув, он воспринимал то наиболее углубленное, что находил в мировой литературе (творения Григория Богослова, Аввы Дорофея, Иоанна Лествичника, Исаака Сирина). В области художественной, эстетической — если не находил своим представлениям достаточно полного соответствия в творчестве прошлого — казалось, простой русский умелец искал возможность отобразить свои возвышенные мысли и чувства в иконописи, архитектуре, а также в обычных ремеслах и в повседневном служении людям.

Автограф Преподобного Епифания Премудрого
Автограф Преподобного Епифания Премудрого. Стихирарь минейный, 1380 год, ГБЛ, ф. 304, л. 108: «Многогрешный раб Божий Епифан в недостоянии своем написа си». Далее в этой же рукописи на л. 33: «описалъс/иДпропустил в верхней строке слово «еси»]; на л. 40 другая историческая запись: «В нощи месяца сентября в 21 день, в пяток на память о агиос апостола Кодрата по литургии почата бысть писат[ися] тетрадь 6... во тож день симоновский приездил. Во тожь день келарь поехал на Резань. Во тож... чернца увеща... день Исакии андроников приехал к нам. Во тож день вести приде, яко Литва грядут с агаряны... Во тож день придоша две телезе со мнозем скрипеньем в 1 час нощи». На л. 48: «В лето 6888/1380/ месяца сент/ября/ 26 на память о агиос Иоанна Теолога в среду по вечере начата бысть писати тат... 1 час нощи».

В состав библиотеки Троице-Сергиева монастыря входят «доброписания многа» Преподобного Афанасия Высоцкого, ученого инока, который в течение 20 лет жил и трудился в Константинополе. Вокруг себя он собрал переводчиков и переписчиков.

Насколько оценили на Руси труд Преподобного Афанасия Высоцкого и его учеников, который они совершили в Константинополе, свидетельствуют списки, сделанные с их рукописей в дальнейшем. Так, список Сборника 1392 года, выполненный в XVI веке, привлек особое внимание исследователей благодаря многозначительной исторической записи: «Сию книгу писах я по благословлению и по совету старца моего, священночестнейшаго во иноцех кир Афанасия. Бывшаго прежде стадоохранителя общему житию и в нем братей — в моностири иже именуется на Высоком. И рассмотрив прорассудительным своим разумом, оста-ви монастырь и яже в нем и любезне ища я |Ъще и] плоти и честная сродних и отиде удалился в Костен-тин град. И пребываше яко един от убогих; забывая все земное, печется только о будущем» (ГБЛ, Рум., № 360, л. 422).

Заботами игуменов Преподобных Сергия и Никона, а также Святителя Алексия и иных, подобных им, благодатных мужей, бывших во главе духовно образованного общества тогдашней столицы Руси, трудами мастеров книги Троицкий монастырь приобщался к византийской богословской мысли.



Придел в честь Собора Радонежских святых в храме Всех святых, в земле Российской просиявших
Придел в честь Собора Радонежских святых в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, в Троице-Сергиевой Лавре в крипте под Успенским собором. Освящен 11 июня 1981 года.

Близость Святителя Алексия к Патриархам Константинопольским Каллисту — ученику Преподобного Григория Синаита, Святителю Филофею — ученику Святителя Григория Паламы, несомненно, способствовала восприятию того опыта стяжания Божественного Света, которого приобщились на Святой Горе Синай и на Святой Горе Афон выдающиеся представители духовной жизни Византии — Преподобный Григорий Синаит и Святитель Григорий Палама. Духовные связи с Византией и Афоном приносили на Руси свой «сторичный плод» трудами и подвигами Преподобного Сергия Радонежского и многих его учеников. В далекой от Византии «Московии» благодаря им переписывались и изучались лучшие книги, которыми был богат Константинополь.

По свидетельству Преподобного Иосифа Волоколамского, Блаженный Сергий с первыми сподвижниками своими за неимением пергамена и бумаги писал на бересте. Потому еще большую ценность приобретают те свидетельства, в которых говорится о составе чтений в «Школе Преподобного Сергия» — по каким книгам спасался он сам и соответственно руководил своих учеников.

«Если в каждую рукопись вкладывалось столько труда и времени,— замечает исследователь Лаврской библиотеки священник Сергий Мансуров,— то можно понять, как относились к чтению...»

Имена сподвижников Преподобного Сергия не все известны. «Мнози и инии в Российском государстве свидетельство имут от Святых Писаний,— говорится в одной из Троицких рукописей.— И ведоми быша и почитаеми от человек и благодать от Бога Праведного ради своего жития восприяша, дни в ме-сяцех им не написана быша яко же есть сии Преподобного Сергия ученицы, свидетельствованы быша в Житии его и в прочих повестех» (Сборник исторического содержания, XVIT в., ГБЛ, ф. 173/1, МДА, № 201, л. 330).