Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Лавра - Служение
Страницы истории
Литургическая жизнь
Общественное служение
Московская Духовная Академия
Церковноархеологический кабинет
Обеты монашества
Что говорят о Лавре гости
Краткий указатель книг, статей
Краткая летопись Лавры
Собор Радонежских святых
Молитва ко Пресвятей Троице
Алфавитный указатель

      

Страницы истории  

1 
 2
 
3 
 4
 
5 
 6
 
7 
 8
 
9 

Преподобный Дионисий не переставал воодушевлять посланиями народ и войска, обличая измену и малодушие некоторых казаков и перебежчиков. Вместе со старцем Авраамием Талицыным он убеждал всех «постоять за благочестие и Отечество крепко и мужественно».

Мужество и героизм были проявлены иноками и жителями Посада при нападении на монастырь войск королевича Владислава 24 сентября 1618 года. В результате 1 декабря в селе Деулино, близ Троице-Сергиева монастыря, был заключен мир между Россией и Польшей. В память об этом событии в селе был построен храм во имя Преподобного Сергия.

Современники той бедственной для Руси эпохи описывают ее самыми мрачными красками. «И было тогда,— говорит один из них,— такое лютое время Божия гнева, что люди и не чаяли впереди спасения себе. Чуть не вся Земля Русская запустела. И прозвали старые люди наши это лютое время лихолетьем» [77, с. 3].

А. Новоскольцев. «Смерть Патриарха Гермогена». (В период польско-литовского нашествия.) 1915 год.
А. Новоскольцев. «Смерть Патриарха Гермогена». (В период польско-литовского нашествия.) 1915 год.

Грамота царя Петра Алексеевича властям Троице-Сергиева монастыря о получении 30 000 рублей
Грамота царя Петра Алексеевича властям Троице-Сергиева монастыря о получении 30 000 рублей (от 14 декабря 1699 года). ГБЛ. ф. 303/1, № 885.
В этом документе говорится: «... в Троицкой Сергиев монастырь богомолцам нашим архимандриту Евфимию, келарю старцу Мисаилу, казначею старцу Пахомию з братиею в нынешнем в 208-м году декабря в 4 день послана к вам наша, великого государя, грамота из оружейной полаты, а велено по нашему, великого государя, именному указу ис Троиецкого Сергиева монастыря денги тритцать тысяч рублев, которые в Троицком монастыре описаны, из приказа Болшого Дворца прислал на дачю нашего великого государя жалованья ратным людсм в оружейную полату да о том и нам, великому государю, писать...»


Патриотический подвиг Преподобного Дионисия и его собратий и бесценный вклад в отечественную историю возвысили авторитет Троице-Сергиевой Обигели. Сюда часто прибывают именитые люди: Патриархи, государи, почетные зарубежные гости. Один из преемников Преподобного Дионисия архимандрит Иоасаф II (1656—1667) был избран на Всероссийский Патриарший престол после Патриарха Никона — в 1668 году. В 1697 году другой Троицкий архимандрит Иов был хиротонисан во епископа и возведен на древнюю митрополичью кафедру в Новгороде; в 1704 году архимандрит Иларион (1701 —1704) рукоположен во епископа и возведен в сан митрополита на Крутицкую кафедру; в 1707 году архимандрит Сильвестр Волынский (1704—1707) хиротонисан во епископа и возведен в сан митрополита Нижегородского; в 1718 году архимандрит Георгий Дашков (1711 —1718) рукоположен во епископа на Ростовскую кафедру.

С начала правления Петра I (1682) Сергиев монастырь становится его основным прибежищем. Во время стрелецких мятежей в 1682 и 1689 годах Петр I был спасен здесь от неминуемой, казалось, смерти. Управляя огромной Российской империей, он не раз потом находил в нём необходимую поддержку. С 1682 по 1701 год для государственных нужд из Троице-Сергиевой Обители было взято 129 570 рублей.

История Троице-Сергиева монастыря отмечена своеобразной печатью надвигающейся новой исторической эпохи. Уже в конце XVII века в Обители были проведены грандиозные перестройки в духе запросов нового времени. В 1686—1692 гг. сооружается большая праздничная Трапезная палата (длина 86 м) с храмом во имя Преподобного Сергия и царские Чертоги. Над Трапезным храмом была устроена библиотека. В 1692—1699 гг. был перестроен надвратный храм во имя святого Иоанна Предтечи и перестроена надкладезная часовня. «Мирская нарядность и жизнерадостность, только наметившаяся в сооружениях начала XVII века,— отмечают современные архитекторы,— становится теперь ведущей темой каждой новой постройки монастыря» [157, с. 123].

По указу императрицы Анны Иоанновны от 21 сентября 1738 года в Троицком монастыре было введено соборное управление, по примеру Киево-Печерской Лавры:

чтобы ни Архимандрит один, ни Келарь, ни Казначей особливой власти не имели, но избраны были двенадцать разумных и добродетельного жития старцев, с которыми обще и должен Архимандрит рассуждать обо всех делах;

чтобы при сем монастыре учреждена была Семинария для приготовления достойных людей на места священническия. Для сего повелено было собрать из детей священно-церковно-служительских и монастырских слуг до 200 человек и обучать их риторике, философии и богословию, языкам латинскому, греческому и, если возможно, еврейскому;

чтобы устроен был на кошт Троицкого монастыря в каком-либо из женских монастырей сиротский дом для детей обоего пола, в котором бы сироты и дети, брошенные преступными родителями, могли найти призор и воспитание до известнаго возраста (Полное собрание законов Российской империи, № 7928).

Семинария была открыта в октябре 1742 года архимандритом Кириллом III Флоринским, в прошлом ректором Славяно-греко-латинской Академии.

С назначением настоятелем Лавры придворного проповедника архимандрита Арсения II Могилянского (1744—1752) и рукоположением его во архиепископа Переяславского, а затем и назначением его постоянным членом Святейшего Синода с сохранением должности настоятеля, указом императрицы Елизаветы Петровны была введена в Троицкой Обители новая должность наместника.

22 июня 1744 года Елизавета Петровна издала следующий указ:

«Указ Ея Императорского Величества, самодержицы всероссийския, и Святейшаго правительствующего Синода синодалному члену Троицкия Сергиевы Лавры архимандриту Арсению. Имянным ея императорскаго величества за собственноручным ея императорскаго величества подписанием, данным святейшему Синоду сего июня 8 дня, высочайшим указом повелено: когда оброк Троицкой Сергиевой Лавры требовано будет о монашествующих из коих бы ни было епархий, также и Киево-Печерской Лавры, кого имянно или числом; тогда по тому требованию оные святейшему Синоду велеть во оную Троицкую Сергиеву Лавру от суды отпускать неописываяся к ея императорскому величеству.

Митрополичьи (Патриаршие) покои. Построены по благословению митрополита Платона Левшина.
Митрополичьи (Патриаршие) покои. Построены по благословению митрополита Платона Левшина.

И во исполнение онаго ея императорскаго величества высочайшаго указа святейший правительствующий Синод приказали: учинить следующее: (1) Когда о чем из вышепоказанного святейшему Синоду от оной Троицкой Сергиевой Лавры представлено будет исполнение, в святейшем Синоде чинить, как оным ея императорскаго величества указом повелевается непременно. (2) В посылаемые из Святейшаго Синода во оной, по-прежнему титлу, Троицкой Сергиев монастырь о всяких делах указ, оной монастырь от ныне, в силу онаго ея императорскаго величества указа, имяновать и писать Троицкою Сер-гиевою Лаврою, а дабы и в подчиненных Святейшему Синоду местах, когда кому о чем-либо случится со оною Лаврою иметь сношение, от ныне потому ж поступаемо, о том синодалным членом в епархии к архиереом и в протчие подчиненныя святейшему Синоду места, куда надлежит послать указы и посланы, а о том же для ведома и правительствующему Сенату сообщено ведение и синодалному члену Троицкия Сергиевы Лавры архимандриту Арсению о том ведать и чинить по сему ея императорскаго величества указу» (ГБЛ, ф. 303/1, № 1003, л. 1 — 1 об.).

Выдающимся строителем Троице-Сергиевой Лавры был святой Иоасаф Горленко, когда стал ее наместником (1745—1748). Он восстановил Лавру после большого пожара, случившегося 17 мая 1746 года. В Лавре тогда сгорели все деревянные постройки, а также деревянные перекрытия стен и храмов. Объемы работ особенно хорошо видны в указе Священноархимандрита Лавры архиепископа Тверского Арсения. В нем говорится: «1) На погорелых церквах Божиих Иоанна Предтечи, что над вратами, и великого чудотворца Сергия, называемую трапезной, главы возобновить и церковные своды около них для безопасности впредь покрыть железом, которое («с заводов господ Демидовых») просить в кредит. 2) Церковь же Явления Пресвятые Богородицы, что над гробом чудотворца

Указ Святейшего Синода архимандриту Арсению об именовании Троице-Сергиева монастыря Лаврою
Указ Святейшего Синода архимандриту Арсению об именовании Троице-Сергиева монастыря Лаврою (от 22 июня 1744 года). ГВЛ. ф. 303/1. № 1003.

Придел во имя Святителя Иоасафа, епископа Белгородского в Трапезном храме Преподобного Сергия.
Придел во имя Святителя Иоасафа, епископа Белгородского в Трапезном храме Преподобного Сергия.

Михея и трапезу, за недостатком денег, покрыть тесом. 3) Покои Его Преосвященства, властелинския и братским кельи, ограду вокруг Лавры и башни починить и покрыть тесом, для чего предварительно пригласить архитектора, чтоб тог составил рисунки всем постройкам, попорченным пожаром, и рисунки деревянных крыш на них и представил в Учрежденный Собор. 4) В церквах и во всех каменных палатах деревянныя оконныя рамы заменить каменными, а также в братских кельях, «при которых были для переходов деревянные столбы», заменить каменными. 5) Для всех этих построек вырубить годнаго красного леса неподалеку от Троицкой Лавры в заповедных Озерецковских, Стромынских, Захарьинских и др. лесах, который вотчинные крестьяне по зимнему пути (деревьев тысяч до двух и больше) могут перевести; на кровельные же решетки можно вырубить осинаво-го и березоваго леса. 6) «На крышу кровель и другое строение» тес и дранье скупить, «описавши настоящею ценою», у Троицких крестьян ближних и посторонних вотчин... 10) Собрать в Лавру всех мастеровых людей, столяров, кузнецов, каменыдиков и содержать их в Лавре во время работ на пище Троицкой и т. д. 11) Вместо сгоревшей деревянной кузницы построить каменную и покрыть черепицею и т. д.» [56, с. 55—56J.

Этим указом не исчерпывается описание всех трудов святого Иоасафа и соборных старцев. Достаточно упомянуть, что было построено новое помещение для семинарской библиотеки и составлена в ней опись книг, возобновлены монастырские стены и Каличья башня, перестроено Троицкое подворье в Москве и положены немалые труды по закладке колокольни (по проекту И. Ф. Мичурина; завершалось строительство колокольни, без последнего яруса, в 1753 году по проекту Д. В. Ухтомского) и построена Смоленская церковь (1745—1748). отлит и расчеканен лаврский царь-колокол в 4000 пудов [57, с. 3251.



Строительство колокольни и реставрация завершены Священноархимандритом Троице-Сергиевой Лавры митрополитом Платоном Левшиным (1766—1812). Признание его перед концом жизни свидетельствует о его большом вкладе в сохранение Обители. В похвале Преподобному Сергию он говорит: «Я воспитанник его Обители, и в ней яко отродивыйся духом, и уповая с перстию священнаго места сего смешать тленную свою персть?.. Рука Божия присовокупила меня к избранному Обители сея стаду и к роду жизни, Преподобнаго жизни сообразной. И се уже близ пятьдесятый год, а настоятельства моего минуло уже сорок лет, как долготерпение Божие благоволило пребывать мне в месте сем» [85, с. 166].

МИТРОПОЛИТ ПЛАТОН ЛЕВШИН (1737—1812).
МИТРОПОЛИТ ПЛАТОН ЛЕВШИН (1737—1812).

АРХИЕПИСКОП АВГУСТИН ВИНОГРАДСКИЙ (1766—1819).
АРХИЕПИСКОП АВГУСТИН ВИНОГРАДСКИЙ (1766—1819).

МИТРОПОЛИТ СЕРАФИМ ГЛАГОЛЕВСКИЙ (1757 — 1843).
МИТРОПОЛИТ СЕРАФИМ ГЛАГОЛЕВСКИЙ (1757 — 1843).

В знак особого уважения к Лавре, из числа ее наместников были хиротонисаны на святительские кафедры многие архимандриты. Среди них Антоний Нарожницкий — на Тобольскую кафедру (1742), Феодосии Янковский — на Петербургскую кафедру (1745), Иоасаф Горленко — на Белгородскую кафедру (1748), Афанасий Волховской — на Тверскую кафедру (1758), Гедеон Криновский — на Псковскую кафедру (1761), Иннокентий Нечаев — Кексгольмским, викарием Новгородской епархии (1768), Платон Левшин — на Тверскую кафедру (1770), позже, в 1775 году, он получил назначение на Московскую кафедру, оставаясь Священноархимандритом Лавры вплоть до своей кончины в 1812 году.

МИТРОПОЛИТ ФИЛАРЕТ ДРОЗДОВ (1782—1867).
МИТРОПОЛИТ ФИЛАРЕТ ДРОЗДОВ (1782—1867).

МИТРОПОЛИТ АМВРОСИЙ ПОДОБЕДОВ (1742—1818).
МИТРОПОЛИТ АМВРОСИЙ ПОДОБЕДОВ (1742—1818).

МИТРОПОЛИТ ГАВРИИЛ ПЕТРОВ (1730—1801).
МИТРОПОЛИТ ГАВРИИЛ ПЕТРОВ (1730—1801).

Тропарь Святителю Белгородскому Иоасафу, глас 3:

Святителю Христу Богу возлюбленне, правило веры и образ милосердия людем был есй, бдением же, постом и молитвою яко светильник пресвётлый просиял есй, и прославлен от Бога явился есй: телом убо в нетлении почивая, духом же Престолу Божию предстоя, чудеса преславная источаеши. Моли Христа Бога, да утвердит нас в Православии и благочестии и спасёт души наша.

МИТРОПОЛИТ МАКАРИЙ НЕВСКИЙ (1835—1926).
МИТРОПОЛИТ МАКАРИЙ НЕВСКИЙ (1835—1926).

МИТРОПОЛИТ ИОАННИКИЙ РУДНЕВ (1826—1900).
МИТРОПОЛИТ ИОАННИКИЙ РУДНЕВ (1826—1900).

МИТРОПОЛИТ СЕРГИЙ ЛЯПИДЕВСКИЙ (1820—1898).
МИТРОПОЛИТ СЕРГИЙ ЛЯПИДЕВСКИЙ (1820—1898).

Кондак, глас 3:

Многоразличные подвиги жития твоего кто исповёсть? Многообразные милости Божия Тобою явленный кто исчислит? Дерзновение же твое у Пречйстыя Богородицы и Всещёдраго Бога добре вёдуще, во умилении сердёчнем зовём ти: не лиши и нас твоея помощи и заступления, Святителю Христов и чудотворче Иоасафе.

Троице-Сергиева Лавра в XIX веке обогатила историю Русской Православной Церкви, оказав духовное влияние на развитие русского отечественного Богословия. Лавра содействовала более широкому и углубленному изучению святоотеческих творений, она внесла также вклад в развитие исторических дисциплин и содействовала большему вниманию богословов к актуальным церковно-общественным проблемам.

МИТРОПОЛИТ МАКАРИЙ БУЛГАКОВ (1816—1882).
МИТРОПОЛИТ МАКАРИЙ БУЛГАКОВ (1816—1882).

МИТРОПОЛИТ ЛЕОНТИЙ ЛЕБЕДИНСКИЙ (1822—1893).
МИТРОПОЛИТ ЛЕОНТИЙ ЛЕБЕДИНСКИЙ (1822—1893).

МИТРОПОЛИТ ВЛАДИМИР БОГОЯВЛЕНСКИЙ (1847—1918).
МИТРОПОЛИТ ВЛАДИМИР БОГОЯВЛЕНСКИЙ (1847—1918).

Выдающиеся иерархи того времени, занимавшие Московскую кафедру, были не только настоятелями-священноархимандритами Троице-Сергиевой Лавры, определившими формирование и направление богословской мысли, они и личными трудами обогатили русское православное богословие.

Примером такого самоотверженного подвига является митрополит Макарий Булгаков, оставивший большие труды по догмагическому богословию и истории Русской Церкви. Святой митрополит Иннокентий Попов-Вениаминов и митрополит Макарий Невский, личными пастырскими подвигами послужили высокой миссии Православной Церкви на далеких окраинах нашей страны. Архиепископ (впоследствии Патриарх) Тихон Белавин совершил поистине исторический подвиг: создавая Православную Церковь в Северной Америке, он внес также значительный вклад в миссионерское дело в западных епархиях Холмской Руси. Святейший Патриарх Сергий связал свою жизнь с Троице-Сергиевой Лаврой в бытность его архимандритом — инспектором Московской Духовной Академии (1893—1894); своими архипастырскими, а затем и патриаршими трудами он содействовал новому расцвету Обители.

СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ ТИХОН (1865—1925).
СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ ТИХОН (1865—1925).

СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ СЕРГИЙ (1867—1944).
СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ СЕРГИЙ (1867—1944).

СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ ВЕНИАМИНОВ (1797—1879).
СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ ВЕНИАМИНОВ (1797—1879). Портрет из собрания Московского Епархиального управления.