Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Лавра - Служение
Страницы истории
Литургическая жизнь
Общественное служение
Московская Духовная Академия
Церковноархеологический кабинет
Обеты монашества
Что говорят о Лавре гости
Краткий указатель книг, статей
Краткая летопись Лавры
Собор Радонежских святых
Молитва ко Пресвятей Троице
Алфавитный указатель

      

Литургическая жизнь  

1 
 2
 
3 
 4
 
5 
 6
 
7 
 8




В храме молящийся находит меру соотнесения жизни временной и Жизни Вечной. Из поколения в поколение, казалось, не меняются характер и течение литургической жизни Обители и не зависят они от числа ее насельников и богомольцев, постоянно сохраняются внешние, исторически закрепленные формы Богослужения.

— Со времени Преподобных Сергия и Никона Радонежских повторяются здесь Евангельские слова: «Возрадуйтеся в тот день и взыграйте, се бо мзда ваша многа на Небесех»; все так же воспевается Трисвятая песнь: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», то же слышится Исповедание православной веры; сохраняется тот же чин совершения Таинств. Но восприятие литургической жизни во многом определяется тем, насколько каждый участник Богослужения, его личный дух изменяется и душа приготовляется к принятию духовных, благодатных даров Божиих.

Братия и народ призываются к созиданию духовного мирного строя в молитве — прошениями ектений: «Миром (букв, с греческого: «в мире») Господу помолимся», «Паки и паки миром Господу помолимся...» и другими прошениями, молитвами и песнопениями. Это необходимое условие для приготовления души к Жизни Вечной. К тем же, кто не ищет и не воспринимает мира духовного, обратил Свои слова Христос: «Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: Благословен Грядый во Имя Господне!» (Лк. 13, 35).

Одно и то же духовное явление, безусловно имеющее историческую реальность, по-разному воспринимается, в зависимости от отношения к нему участников Богослужения: одних — устремленных к духовному созиданию, других — не могущих преодолеть стремления ко греху.

Устав Обители, равно как и Устав всей Церкви, хранит в себе и другие положения духовной закономерности литургической жизни Обители. Явления духовной жизни в литургической практике имеют, с одной стороны, все расширяющийся, с другой — все более углубляющийся смысл.

Так, суточный круг Богослужения сосредоточивается на Божественной литургии. Вместе с тем он расширяется в седмичный, а затем — и в годовой круг Богослужения (по Индикту). И вместе с тем отражающиеся в Литургии события Евангельской истории приобретают литургийный исторический смысл, выраженный в символике Богослужения и как бы нисходящий от годового к суточному кругу и вновь в Божественной литургии находящий свое высшее развитие.

Образ Божий в человеке многогранен. В Литургии особенно обнаруживается многогранное его проявление— каждая его сторона определенно связывается духовными узами с соответствующей ей символической частью Богослужения, а через Богослужение с Пастыреначальником нашим, Господом Иисусом Христом.

Так, во время пения Херувимской песни совершается вхождение всех служащих и молящихся в тайну иного бытия через внутреннее изменение духа, к которому призывает Церковь: «Иже Херувимы, тайно образующе, и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе...»

Евангелие. XV в. ГБЛ, ф. 304/Ш № 5 (М. 8655), л. 180.
Евангелие. XV в. ГБЛ, ф. 304/Ш № 5 (М. 8655), л. 180.







«Великий вход» за Божественной литургией знаменует, по словам Блаженного Симеона Солунского, «последнее пришествие Христово, в нем же приидет со славою... Крест являет от Небеси знамение Иису-

са, хотящее явитисячеловеком, и самого Иисуса… Потом Божественные Дары держащий, по них же прочий все, и на главе священный имущий покров, иже нагаго и мертваго Иисуса образ имать... молящиеся о людех» [11, с 38].

Святой Патриарх Герман (1733) объясняет этот Богослужебный момент Литургии так: «Когда поется Херувимская песнь, с того времени все предстоящие побуждаются к прилежнейшему вниманию, даже до конца священнодействия (Божественной литургии), отложив долу всякое житейское попечение,— яко Царя великого имуще восприять в себе чрез тайну Причащения» [11, с. 121].

Русские богословы-литургисты XIX — XX веков, воспринимая духовный опыт своих предшественников, указывают, что «Литургия своими наружными обрядами представляет всю жизнь и дела Спасителя нашего» [11, с. 132]. Если в Проскомидии заключены образы воплощения и страдания Христа Спасителя, то в Великом входе, когда Предложение [предложенные народом дары] в виде уготованного хлеба и вина переносятся на святой престол,— тем самым выражается исторический и одновременно духовный образ погребения тела Господа Иисуса Христа.









Тайные молитвы священнодействующих, когда поется вторая часть Херувимской песни (перевод на русский язык по смыслу текста: «Сего Царя, грядущего к нам принести Себя в жертву, потщимся встретить с благоговением и принять Его в наши души, воспевая торжественно с Серафимами предте-кущими и восклицающими Ему: Аллилуйя»),«Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и благоуханъми во гробе нове, покрыв, положи»; «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в Раи же с разбойником, и на Престоле был ecu, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя, Неописанный»; «Яко Живоносец, яко Рая краснейший, воистину и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего Воскресения...»—раскрывают неизъяснимую глубину внутренних жизненных «закономерных» антиномий (противоречий), когда душа воспринимает величие тайны, совершаемой на престоле: то, чем обладает ныне человек, во многом превосходит то, чем обладал Адам в первозданном Раю.



Таинство Евхаристии нередко соединяется здесь, в Сергиевой Обители, с таинством Священства, когда поставляется на свещницу Православной Церкви новый клирик — через благодатное возложение рук епископа, посредством особых тайносовершительных молитв, преемственно передающего благодать апостольского служения. Это свидетельство исполнения обетования, данного Богом Преподобному Сергию в явлении многих птиц: «Имже образом видел ecu . птицы сия, тако умножится стадо ученик твоих. И по тебе не оскудеют, аще восхотят стопам твоим последовати». Хиротония во диакона и во пресвитера стала неотъемлемой частью литургической жизни Академического храма.

Единство Неба и земли, Престола Небесного и жертвенника земного, на проскомидии символизируется и теми святыми, имена которых запечатлеваются в частицах на дискосе около Агнца в храме земном, вместе с тем пребывают одновременно и молитвенниками пред Агнцем, «закланном от сложения мира» и Восседающим одесную Славы на Престоле Небесном. Ангельские силы, как участники Евхаристии Небесной, участвуют и в Евхаристии земной. Потому они и призываются в «Молитве входа»: «Владыко, Господи Боже наш... сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти, сослужащих нам и сославословящих Твою благость». «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат»,— произносится в алтаре и поется на клиросе при перенесении Преждеосвященных Даров с жертвенника на престол во время совершения Литургии Преждеосвященных Даров Великим постом.

Духовный смысл Великого входа в Божественной литургии наиболее глубоко раскрывается в двух днях годичного богослужебного круга — в Великий пяток и Субботу Преблагословенную. Чинопоследования этих дней связаны не только с воспоминанием, но ис реальным вхождением соучастников этих литургических действ во всемирную тайну искупления рода человеческого. В этом священнодействии воссоздается Евангельский образ истории, в которой Пресвятая Троица—через Господа Иисуса Христа—является духовным средоточием верующих. Каждый христианин, движимый благодатию Божественной, становится живым участником Домостроительства спасения человека подобно Апостолам, мироносицам и многим другим последователям Христа Спасителя.

Перед исповедением веры во Христа молящиеся выражают свою жертвенную любовь святым лобзанием и заверением друг друга: «Христос поспели нас».

Икона «Снятие со Креста» из иконостаса Троицкого собора
Икона «Снятие со Креста» из иконостаса Троицкого собора, письма Преподобного Даниила Черного (?). 20-е годы XV в.

Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

И воскресшаго в третий день по Писанием. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
И воскресшаго в третий день по Писанием. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино Крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.





Икона «Сошествие Святого Духа на Апостолов»
Икона «Сошествие Святого Духа на Апостолов» в иконостасе собора Живоначальной Троицы, письма Преподобного Андрея Рублева. Нач. XV в.