|
В храме молящийся находит меру соотнесения жизни временной и Жизни Вечной. Из поколения в поколение, казалось, не меняются
характер и течение литургической жизни Обители и не зависят они от числа ее насельников и богомольцев, постоянно сохраняются
внешние, исторически закрепленные формы Богослужения.
— Со времени Преподобных Сергия и Никона Радонежских повторяются здесь Евангельские слова: «Возрадуйтеся в тот день
и взыграйте, се бо мзда ваша многа на Небесех»; все так же воспевается Трисвятая песнь: «Святый Боже, Святый Крепкий,
Святый Безсмертный, помилуй нас», то же слышится Исповедание православной веры; сохраняется тот же чин совершения
Таинств. Но восприятие литургической жизни во многом определяется тем, насколько каждый участник Богослужения, его личный
дух изменяется и душа приготовляется к принятию духовных, благодатных даров Божиих.
Братия и народ призываются к созиданию духовного мирного строя в молитве — прошениями ектений: «Миром (букв,
с греческого: «в мире») Господу помолимся», «Паки и паки миром Господу помолимся...» и другими прошениями,
молитвами и песнопениями. Это необходимое условие для приготовления души к Жизни Вечной. К тем же, кто не ищет и не воспринимает
мира духовного, обратил Свои слова Христос: «Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите
Меня, пока не придет время, когда скажете: Благословен Грядый во Имя Господне!» (Лк. 13, 35).
Одно и то же духовное явление, безусловно имеющее историческую реальность, по-разному воспринимается, в зависимости
от отношения к нему участников Богослужения: одних — устремленных к духовному созиданию, других — не могущих преодолеть стремления
ко греху.
Устав Обители, равно как и Устав всей Церкви, хранит в себе и другие положения духовной закономерности литургической
жизни Обители. Явления духовной жизни в литургической практике имеют, с одной стороны, все расширяющийся, с другой — все
более углубляющийся смысл.
Так, суточный круг Богослужения сосредоточивается на Божественной литургии. Вместе с тем он расширяется в седмичный,
а затем — и в годовой круг Богослужения (по Индикту). И вместе с тем отражающиеся в Литургии события Евангельской истории
приобретают литургийный исторический смысл, выраженный в символике Богослужения и как бы нисходящий от годового к суточному
кругу и вновь в Божественной литургии находящий свое высшее развитие.
Образ Божий в человеке многогранен. В Литургии особенно обнаруживается многогранное его проявление— каждая его сторона
определенно связывается духовными узами с соответствующей ей символической частью Богослужения, а через Богослужение с Пастыреначальником
нашим, Господом Иисусом Христом.
Так, во время пения Херувимской песни совершается вхождение всех служащих и молящихся в тайну иного бытия через внутреннее
изменение духа, к которому призывает Церковь: «Иже Херувимы, тайно образующе, и Животворящей Троице Трисвятую
песнь припевающе...»
|
Евангелие. XV в. ГБЛ, ф. 304/Ш № 5 (М. 8655), л. 180.
|
«Великий вход» за Божественной литургией знаменует, по словам Блаженного Симеона Солунского, «последнее пришествие Христово,
в нем же приидет со славою... Крест являет от Небеси знамение Иису-
са, хотящее явитисячеловеком, и самого Иисуса… Потом Божественные Дары держащий, по них же прочий все, и на главе священный
имущий покров, иже нагаго и мертваго Иисуса образ имать... молящиеся о людех» [11, с 38].
Святой Патриарх Герман (1733) объясняет этот Богослужебный момент Литургии так: «Когда поется Херувимская песнь, с того
времени все предстоящие побуждаются к прилежнейшему вниманию, даже до конца священнодействия (Божественной литургии), отложив
долу всякое житейское попечение,— яко Царя великого имуще восприять в себе чрез тайну Причащения» [11, с. 121].
Русские богословы-литургисты XIX — XX веков, воспринимая духовный опыт своих предшественников, указывают, что «Литургия
своими наружными обрядами представляет всю жизнь и дела Спасителя нашего» [11, с. 132]. Если в Проскомидии заключены образы
воплощения и страдания Христа Спасителя, то в Великом входе, когда Предложение [предложенные народом дары] в виде уготованного
хлеба и вина переносятся на святой престол,— тем самым выражается исторический и одновременно духовный образ погребения
тела Господа Иисуса Христа.
|
|
|
|
|
|
|
|
Тайные молитвы священнодействующих, когда поется вторая часть Херувимской песни (перевод на русский язык по смыслу текста:
«Сего Царя, грядущего к нам принести Себя в жертву, потщимся встретить с благоговением и принять Его в наши души, воспевая торжественно с Серафимами предте-кущими
и восклицающими Ему: Аллилуйя»),— «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою
обвив и благоуханъми во гробе нове, покрыв, положи»; «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в Раи же
с разбойником, и на Престоле был ecu, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя, Неописанный»; «Яко
Живоносец, яко Рая краснейший, воистину и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой,
источник нашего Воскресения...»—раскрывают неизъяснимую глубину внутренних жизненных «закономерных» антиномий
(противоречий), когда душа воспринимает величие тайны, совершаемой на престоле: то, чем обладает ныне человек, во многом
превосходит то, чем обладал Адам в первозданном Раю.
|
|
Таинство Евхаристии нередко соединяется здесь, в Сергиевой Обители, с таинством Священства, когда поставляется на свещницу
Православной Церкви новый клирик — через благодатное возложение рук епископа, посредством особых тайносовершительных молитв,
преемственно передающего благодать апостольского служения. Это свидетельство исполнения обетования, данного Богом Преподобному
Сергию в явлении многих птиц: «Имже образом видел ecu . птицы сия, тако умножится стадо ученик твоих.
И по тебе не оскудеют, аще восхотят стопам твоим последовати». Хиротония во диакона и во пресвитера
стала неотъемлемой частью литургической жизни Академического храма.
Единство Неба и земли, Престола Небесного и жертвенника земного, на проскомидии символизируется и теми святыми, имена
которых запечатлеваются в частицах на дискосе около Агнца в храме земном, вместе с тем пребывают одновременно и молитвенниками
пред Агнцем, «закланном от сложения мира» и Восседающим одесную Славы на Престоле Небесном. Ангельские силы, как участники
Евхаристии Небесной, участвуют и в Евхаристии земной. Потому они и призываются в «Молитве входа»: «Владыко, Господи Боже
наш... сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти, сослужащих нам и сославословящих Твою благость».
«Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат»,— произносится в алтаре и поется на клиросе при перенесении Преждеосвященных
Даров с жертвенника на престол во время совершения Литургии Преждеосвященных Даров Великим постом.
Духовный смысл Великого входа в Божественной литургии наиболее глубоко раскрывается в двух днях годичного богослужебного
круга — в Великий пяток и Субботу Преблагословенную. Чинопоследования этих дней связаны не только с воспоминанием, но ис
реальным вхождением соучастников этих литургических действ во всемирную тайну искупления рода человеческого. В этом священнодействии
воссоздается Евангельский образ истории, в которой Пресвятая Троица—через Господа Иисуса Христа—является духовным средоточием
верующих. Каждый христианин, движимый благодатию Божественной, становится живым участником Домостроительства спасения человека
подобно Апостолам, мироносицам и многим другим последователям Христа Спасителя.
Перед исповедением веры во Христа молящиеся выражают свою жертвенную любовь святым лобзанием и заверением друг друга:
«Христос поспели нас».
|
Икона «Снятие со Креста» из иконостаса Троицкого собора, письма Преподобного Даниила Черного (?). 20-е годы XV в.
|
|
Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единаго Господа
Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога
истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго
с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и
страдавша, и погребенна.
|
|
И воскресшаго в третий день по Писанием. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со
славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца
исходящего, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и
Апостольскую Церковь. Исповедую едино Крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго
века. Аминь.
|
|
Икона «Сошествие Святого Духа на Апостолов» в иконостасе собора Живоначальной Троицы, письма Преподобного Андрея Рублева.
Нач. XV в.
|
| |