|
МОЛИТВА Преподомному отцу нашему
Сергию Радонежскому и всея России Чудотворцу
О, Священная главо, Преподобие и Богоносне отче наш Сергие! Молитвою твоею и верою, и любовию, яже к Богу, и чистотою
сердца еще на земли во Обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый и Ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения
сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных, наипаче к Богу приближивыйся и Небесныя
силы приобщивыйся, но и от нас духом любве твоея не отступивый и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся,
нам оставивый! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его веру-ющия
и к тебе с любовию притекающия.
Испроси нам от Великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен, веры непорочны соблюдение, градов
наших утверждение, мира умирение, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим утешение,
недугующим исцеление, падшим возставление, заблуждающим на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся укрепление,
благоделающим в делах благих преспеяние и благословение, младенцем воспитание, юным наставление, неведующим вразумление,
сиротам и вдовицам заступление, отходящим от сего временнаго жития к Вечному благое уготовле-ние и напутствие, отшедшим блаженное
упокоение. И вся ны, споспешествующими твоими молитвами, спо-доби в день Страшного Суда шуия части избавитися, десныя же
страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благосло-веннии Отца Моего, наследуйте уготованное
вам Царствие от сложения мира. Аминь.
Молитва вторая
|
|
О, священная главо, Преподобие отче, преблаженне авво Сергие великий! не забуди убогих своих до конца, но поминай нас
во святых своих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо свое, еже сам упасл еси: и не забуди посещати чад своих. Моли
за ны, отче священный, за дети своя духовныя, яко имея дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу и не презри
нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас, недостойных, у Престола Вседержи-телева и не престай моляся о нас ко Христу
Богу: ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо и телом преставился еси от нас, но
и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражи-их и всякия прелести бесовския, и козней
диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очйма нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со Ангельскими
воинствы, со безплотными лики, с небесными силами у Престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится. Веду-ще бо тя воистинну
и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся, еже молитися о нас Всесильному Богу о пользе душ наших и испросити
время на покаяние, и о невозбранном преитии от земли на Небо, мытарств же горьких, бесов, воздушных князей, и вечныя муки избавитися,
и Небесному Царствию наследникам быти со всеми праведными, от века угодившими Господу
нашему Иисусу Христу: Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим,
и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
У древней чудотворной иконы Преподобного Сергия Радонежского «учиненный» чтец читает утренние молитвы по окончании Братского
молебна и псалмы Полунощницы.
Вновь в молитве о всех живых и усопших испрашивается им прощение, ибо «никтоже безгрешен, токмо Ты, Господи, Всемогущий».
Предстоятель испрашивает, по чину, у всех прощение. От лица братии и всех молящихся отвечает духовник: «Бог да простит
и помилует тя, отче святый, помолись и о нас грешных». Предстоятель возглашает: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует
всех нас».
И следует общая молитва о Предстоятеле Русской Православной Церкви — Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Пимене
— Священноархимандрите Лавры, о Богохранимей стране Россий-стей; о властех. и воинстве ея; о всей во Христе братии; о ненавидящих
и любящих нас; о милующих и служащих нам; о заповедавших нам, недостойным, молитися о них; о отшедших отцех и бра-тиях
наших... Эта живая традиция, передаваясь из века в век, собирает неизменно своих духовных чад, чтобы сплотить их в едином
устремлении к миру и благоденствию.
|
По установленному издревле чину, огонь, взятый служащими Подунощницу от негасимой лампады от Преподобного, относится
одним из братии для трапезы при тихом перезвоне колокольчика.
|
С пением тропаря Святой Троице — «Благословен еей, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлен, ниспослав им
Духа Святаго, и теми уловлёй вселённую, Человеколюбие, слава Тебе»—все расходятся, вдохновленные общей братской
молитвой, каждый — на свое делание.
Тропарь Преподобному Сергию Радонежскому,
глас 4:
Иже добродетелей подвижник, яко истинный воин Христа Бога, на страсти вёльми подвизался еей в жизни врёменней,
в пёниих, бдёниих же и пощёниих образ быв твоим учеником: тёмже и вселйся в тя Пресвятый Дух, Егбже действием
светло украшен еси. Но яко имея дерзновение ко Святей Троице, поминай стадо, ёже собрал еей мудре: и не забуди, якоже
обещался еей, посещая чад твоих, Сергие, Преподобие отче наш.
Кондак, глас 8:
Христовою люббвию уязвйвея, Преподобие, и Тому невозвратным желанием последовав, всякое наслаждение
плотское возненавидел еей и яко солнце Отечеству твоему возсиял еей, тем и Христос даром чудес обогати тя.
Поминай нас, чтущих пресвётлую память твою, да зовём ти: Радуйся, Сергие Богомудре.
Величание:
Ублажаем тя, Преподобие отче наш Сергие, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче пребывает во Мне, и
Я в нем, тот приносит много плода» (Ин. 15, 1, 4, 5).
Одни — на проведение исповеди в храме во имя святого Иоанна Предтечи, куда приносят свои душевные скорби и печали из
всех епархий Русской Церкви ищущие благодатной помощи (в праздничные и воскресные дни иноки совершают исповедь в течение
всей ночи, начиная ее с вечера по окончании службы). Они указывают согрешившим законный путь спасения и нравственного возрождения.
Другие идут исполнить клиросное послушание или на чреду священнослужения (зимой — в Трапезный храм во имя Преподобного
Сергия, летом — в собор Успения Пресвятой Богородицы), или на послушания в мастерских, или на многочисленные иные хозяйственные
работы.
|
Предстоятель творит молитву у гроба со святыми мощами Преподобного Сергия. Здесь непрерывно совершаются «оздравные» молебны
с Акафистом Преподобному.
|
Некоторые из братии исполняют послушания в Академии и Семинарии, в Отделе внешних церковных сношений, в хозяйственном
управлении, в Издательском отделе, на Троицком подворье в с. Лукино (Переделкино), в Даниловом монастыре и в других местах.
Иные несут послушания вдали от Родины — в русских епархиях и приходах за рубежом, на Святой Горе Афон, в Русской Духовной
Миссии в Иерусалиме или зарубежных представительствах Русской Церкви.
Все хранят в душе тот благодатный огонек, который возжигают от «негасимой лампады» Преподобного Сергия, вдохновляясь
примером его нелегких трудов и святой жизни.
|
Братский молебен завершается поклонением основателю Обители Преподобному Сергию.
|
|
Здесь, в храме святого Иоанна Предтечи, что над Святыми вратами, после Полунощницы совершается исповедь паломников.
|
|
Икона святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. XVI в. ЦАК МДА.
|
Тропарь, глас 4:
Прордче и Предтече Пришествия Христова, достойно восхвалйти тя недоумёем мы, любовию чтущий тя: неплодство
бо рождшия, и отчее безгласие разрешйся славным и честным твоим рождеством, и воплощение Сына Божия
мйрови проповедуется.
Тропарь, глас 2:
Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече, показал бо ся есй воистйнну и пророков
честнейший, яко и в струях крестити сподобился есй Проповеданнаго. Темже за истину пострадав радуяся, благовестил
есй и сущим во аде Бога явльшагося плотию, взёмлющаго грех мира, и подающаго нам вёлию милость.
Воплощение этой идеи происходит за Божественной литургией в таинстве Евхаристии (Благодарения); в Евхаристии упраздняется
обрядовый Моисеев закон и утверждается новый закон Господа нашего Иисуса Христа, который в видимых внешних формах имеет «не
человекотворное приношение» (так отмечено у апостола Варнавы) [8, с. 12].
Во время чтения 3-го и 6-го часов совершается Проскомидия — чин приготовления к совершению бескровной Жертвы через приношения
в виде просфор и виноградного вина. В священных словах Жрется [приносится в жертву] Агнец Божий, вземляй грех мира
за мирской живот [за жизнь мира] и спасение вновь и вновь открывается тайна Божественного Домостроительства о
спасении человечества.
На Проскомидии символически соединяются Церковь земная и Церковь Небесная: через принесение жертвы духовной и жертвы
вещественной (в виде хлеба и вина) — в честь и память Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, святого
Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных Пророков, Апостолов, Святителей, Мучеников, Преподобных, Бессребренников и
Целителей, родителей Божией Матери — Богоотец Иоакима и Анны, через призывание молитвенной помощи каждого лика святых, а
также святых, память которых приходится на данный день, и русских святых, начиная с равноапостольных Владимира и Ольги и
Преподобного Сергия Радонежского.
Народ участвует в этих молитвах, безмолвно поминая своих сродников, близких, ненавидящих и любящих, служащих братии или
«благословною виною [по благовидной причине] отшедших», болящих и страждущих. Вслед за поминовением «о здравии» совершается
«заупокойное поминовение» - всех усопших православных христиан.
Лаврский колокол — «голос» Церкви — призывает к началу Божественной литургии. На входных молитвах наместник Обители или
седмичный иеромонах и сослужащие испрашивают прощение у братии и у народа. Затем в алтаре, после целования престола и взаимного
приветствия, испрашивается друг у друга благословение, служащие облачаются в священные ризы с чтением подобающих молитв.
|
|
В Служебнике Преподобного Сергия (ГИМ, Синодальное собрание, № 952) чин приготовления к совершению Проскомидии и Литургии
изложен так же, как об этом сказано и в нынешних иерейских служебниках. Прошедшие 600 лет лишь в незначительной мере наложили
свой отпечаток на некоторые внешние формы чинопоследований, существо их осталось тем же, каким оно было в монастыре XIV века.
Но и в этих традиционных формах проявляются самобытные черты духовной культуры Троице-Сергиевой Лавры, ставшей своеобразным
историческим звеном в развитии шитья (облачения, покровы, пелены, плащаницы), литья (потиры, напрестольные кресты, оклады,
образа), резьбы и других видов церковного искусства.
В иконостасах и киотах удивительно тонко раскрыта тема «лозы», восходящая к Евангельской теме. «Я есмь истинная виноградная
лоза, и Отец Мой — Виноградарь.— Свидетельствует Христос Спаситель.— Как ветвь не может приносить плода сама
собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто
С глубоким внутренним трепетом перед величием церковных Таинств, установленных Богом на земле, приступают к Божественной
службе иноки, носящие священный сан. Поочередно в течение всей седмицы (отсюда название — седмичный) они несут чреду служения,
особенно строго готовясь к совершению службы. Накануне, открывая все помыслы духовнику, они очищают душу в благодатном таинстве
Покаяния.
В особо торжественные для Троице-Сергиевой Лавры дни богослужение в Лавре совершает ее Священноархимандрит — Святейший
Патриарх Пимен, в иные воскресные и праздничные дни — его наместник в сослужении братии Обители.
Большое число молящихся стекается к Божественной литургии, совершаемой в 6 и 10 часов утра, чтобы стать причастниками
Чаши Господней. В воспоминание Тайной Вечери (Мф. 26, 26—29) и Голгофских страданий Спасителя на священных алтарях чистый
квасной хлеб, принесенный в жертву Богу, прелагается в Тело Христово, а чистое виноградное вино — в Животворящую Кровь Христову.
Апостол Павел выразил эту тайну такими словами: «Чаши благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение
Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова ? Один Хлеб и мы многие одно тело; ибо все
причащаемся от одного Хлеба» (1 Кор. 10, 16—17). О желании причаститься, вкусить Святых Тайн Христовых святые отцы говорили
так: «Хлеба Божия желаю, Хлеба Небесного, Хлеба Жизни — Хлеба, который есть плоть Иисуса Христа Сына Божия, родившегося в
последнее время от семени Давида и Авраама; и пития Божия желаю, крови Его, которая есть любовь нетленная и Жизнь Вечная»
[9, с. 72].
|
|
|
|
|
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас...
|
| |