Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Лавра - Служение
Страницы истории
Литургическая жизнь
Общественное служение
Московская Духовная Академия
Церковноархеологический кабинет
Обеты монашества
Что говорят о Лавре гости
Краткий указатель книг, статей
Краткая летопись Лавры
Собор Радонежских святых
Молитва ко Пресвятей Троице
Алфавитный указатель

      

Литургическая жизнь  

1 
 2
 
3 
 4
 
5 
 6
 
7 
 8

МОЛИТВА Преподомному отцу нашему

Сергию Радонежскому и всея России Чудотворцу

О, Священная главо, Преподобие и Богоносне отче наш Сергие! Молитвою твоею и верою, и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца еще на земли во Обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый и Ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных, наипаче к Богу приближивыйся и Небесныя силы приобщивыйся, но и от нас духом любве твоея не отступивый и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его веру-ющия и к тебе с любовию притекающия.

Испроси нам от Великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен, веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим утешение, недугующим исцеление, падшим возставление, заблуждающим на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся укрепление, благоделающим в делах благих преспеяние и благословение, младенцем воспитание, юным наставление, неведующим вразумление, сиротам и вдовицам заступление, отходящим от сего временнаго жития к Вечному благое уготовле-ние и напутствие, отшедшим блаженное упокоение. И вся ны, споспешествующими твоими молитвами, спо-доби в день Страшного Суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благосло-веннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.



Молитва вторая



О, священная главо, Преподобие отче, преблаженне авво Сергие великий! не забуди убогих своих до конца, но поминай нас во святых своих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо свое, еже сам упасл еси: и не забуди посещати чад своих. Моли за ны, отче священный, за дети своя духовныя, яко имея дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас, недостойных, у Престола Вседержи-телева и не престай моляся о нас ко Христу Богу: ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо и телом преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражи-их и всякия прелести бесовския, и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очйма нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со Ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами у Престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится. Веду-ще бо тя воистинну и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся, еже молитися о нас Всесильному Богу о пользе душ наших и испросити время на покаяние, и о невозбранном преитии от земли на Небо, мытарств же горьких, бесов, воздушных князей, и вечныя муки избавитися, и Небесному Царствию наследникам быти со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

У древней чудотворной иконы Преподобного Сергия Радонежского «учиненный» чтец читает утренние молитвы по окончании Братского молебна и псалмы Полунощницы.

Вновь в молитве о всех живых и усопших испрашивается им прощение, ибо «никтоже безгрешен, токмо Ты, Господи, Всемогущий».

Предстоятель испрашивает, по чину, у всех прощение. От лица братии и всех молящихся отвечает духовник: «Бог да простит и помилует тя, отче святый, помолись и о нас грешных». Предстоятель возглашает: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас».

И следует общая молитва о Предстоятеле Русской Православной Церкви — Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Пимене — Священноархимандрите Лавры, о Богохранимей стране Россий-стей; о властех. и воинстве ея; о всей во Христе братии; о ненавидящих и любящих нас; о милующих и служащих нам; о заповедавших нам, недостойным, молитися о них; о отшедших отцех и бра-тиях наших... Эта живая традиция, передаваясь из века в век, собирает неизменно своих духовных чад, чтобы сплотить их в едином устремлении к миру и благоденствию.

По установленному издревле чину, огонь, взятый служащими Подунощницу от негасимой лампады
По установленному издревле чину, огонь, взятый служащими Подунощницу от негасимой лампады от Преподобного, относится одним из братии для трапезы при тихом перезвоне колокольчика.

С пением тропаря Святой Троице — «Благословен еей, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлен, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлёй вселённую, Человеколюбие, слава Тебе»—все расходятся, вдохновленные общей братской молитвой, каждый — на свое делание.

Тропарь Преподобному Сергию Радонежскому,

глас 4:

Иже добродетелей подвижник, яко истинный воин Христа Бога, на страсти вёльми подвизался еей в жизни врёменней, в пёниих, бдёниих же и пощёниих образ быв твоим учеником: тёмже и вселйся в тя Пресвятый Дух, Егбже действием светло украшен еси. Но яко имея дерзновение ко Святей Троице, поминай стадо, ёже собрал еей мудре: и не забуди, якоже обещался еей, посещая чад твоих, Сергие, Преподобие отче наш.

Кондак, глас 8:

Христовою люббвию уязвйвея, Преподобие, и Тому невозвратным желанием последовав, всякое наслаждение плотское возненавидел еей и яко солнце Отечеству твоему возсиял еей, тем и Христос даром чудес обогати тя. Поминай нас, чтущих пресвётлую память твою, да зовём ти: Радуйся, Сергие Богомудре.

Величание:

Ублажаем тя, Преподобие отче наш Сергие, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» (Ин. 15, 1, 4, 5).

Одни — на проведение исповеди в храме во имя святого Иоанна Предтечи, куда приносят свои душевные скорби и печали из всех епархий Русской Церкви ищущие благодатной помощи (в праздничные и воскресные дни иноки совершают исповедь в течение всей ночи, начиная ее с вечера по окончании службы). Они указывают согрешившим законный путь спасения и нравственного возрождения.

Другие идут исполнить клиросное послушание или на чреду священнослужения (зимой — в Трапезный храм во имя Преподобного Сергия, летом — в собор Успения Пресвятой Богородицы), или на послушания в мастерских, или на многочисленные иные хозяйственные работы.

Предстоятель творит молитву у гроба со святыми мощами Преподобного Сергия.
Предстоятель творит молитву у гроба со святыми мощами Преподобного Сергия. Здесь непрерывно совершаются «оздравные» молебны с Акафистом Преподобному.

Некоторые из братии исполняют послушания в Академии и Семинарии, в Отделе внешних церковных сношений, в хозяйственном управлении, в Издательском отделе, на Троицком подворье в с. Лукино (Переделкино), в Даниловом монастыре и в других местах.

Иные несут послушания вдали от Родины — в русских епархиях и приходах за рубежом, на Святой Горе Афон, в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме или зарубежных представительствах Русской Церкви.

Все хранят в душе тот благодатный огонек, который возжигают от «негасимой лампады» Преподобного Сергия, вдохновляясь примером его нелегких трудов и святой жизни.

Братский молебен завершается поклонением основателю Обители Преподобному Сергию.
Братский молебен завершается поклонением основателю Обители Преподобному Сергию.

После Полунощницы совершается исповедь паломников.
Здесь, в храме святого Иоанна Предтечи, что над Святыми вратами, после Полунощницы совершается исповедь паломников.

Икона святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. XVI в. ЦАК МДА.
Икона святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. XVI в. ЦАК МДА.

Тропарь, глас 4:

Прордче и Предтече Пришествия Христова, достойно восхвалйти тя недоумёем мы, любовию чтущий тя: неплодство бо рождшия, и отчее безгласие разрешйся славным и честным твоим рождеством, и воплощение Сына Божия мйрови проповедуется.

Тропарь, глас 2:

Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече, показал бо ся есй воистйнну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился есй Проповеданнаго. Темже за истину пострадав радуяся, благовестил есй и сущим во аде Бога явльшагося плотию, взёмлющаго грех мира, и подающаго нам вёлию милость.

Воплощение этой идеи происходит за Божественной литургией в таинстве Евхаристии (Благодарения); в Евхаристии упраздняется обрядовый Моисеев закон и утверждается новый закон Господа нашего Иисуса Христа, который в видимых внешних формах имеет «не человекотворное приношение» (так отмечено у апостола Варнавы) [8, с. 12].

Во время чтения 3-го и 6-го часов совершается Проскомидия — чин приготовления к совершению бескровной Жертвы через приношения в виде просфор и виноградного вина. В священных словах Жрется [приносится в жертву] Агнец Божий, вземляй грех мира за мирской живот [за жизнь мира] и спасение вновь и вновь открывается тайна Божественного Домостроительства о спасении человечества.

На Проскомидии символически соединяются Церковь земная и Церковь Небесная: через принесение жертвы духовной и жертвы вещественной (в виде хлеба и вина) — в честь и память Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, святого Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных Пророков, Апостолов, Святителей, Мучеников, Преподобных, Бессребренников и Целителей, родителей Божией Матери — Богоотец Иоакима и Анны, через призывание молитвенной помощи каждого лика святых, а также святых, память которых приходится на данный день, и русских святых, начиная с равноапостольных Владимира и Ольги и Преподобного Сергия Радонежского.



Народ участвует в этих молитвах, безмолвно поминая своих сродников, близких, ненавидящих и любящих, служащих братии или «благословною виною [по благовидной причине] отшедших», болящих и страждущих. Вслед за поминовением «о здравии» совершается «заупокойное поминовение» - всех усопших православных христиан.



Лаврский колокол — «голос» Церкви — призывает к началу Божественной литургии. На входных молитвах наместник Обители или седмичный иеромонах и сослужащие испрашивают прощение у братии и у народа. Затем в алтаре, после целования престола и взаимного приветствия, испрашивается друг у друга благословение, служащие облачаются в священные ризы с чтением подобающих молитв.



В Служебнике Преподобного Сергия (ГИМ, Синодальное собрание, № 952) чин приготовления к совершению Проскомидии и Литургии изложен так же, как об этом сказано и в нынешних иерейских служебниках. Прошедшие 600 лет лишь в незначительной мере наложили свой отпечаток на некоторые внешние формы чинопоследований, существо их осталось тем же, каким оно было в монастыре XIV века. Но и в этих традиционных формах проявляются самобытные черты духовной культуры Троице-Сергиевой Лавры, ставшей своеобразным историческим звеном в развитии шитья (облачения, покровы, пелены, плащаницы), литья (потиры, напрестольные кресты, оклады, образа), резьбы и других видов церковного искусства.

В иконостасах и киотах удивительно тонко раскрыта тема «лозы», восходящая к Евангельской теме. «Я есмь истинная виноградная лоза, и Отец Мой Виноградарь.— Свидетельствует Христос Спаситель.— Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто

С глубоким внутренним трепетом перед величием церковных Таинств, установленных Богом на земле, приступают к Божественной службе иноки, носящие священный сан. Поочередно в течение всей седмицы (отсюда название — седмичный) они несут чреду служения, особенно строго готовясь к совершению службы. Накануне, открывая все помыслы духовнику, они очищают душу в благодатном таинстве Покаяния.

В особо торжественные для Троице-Сергиевой Лавры дни богослужение в Лавре совершает ее Священноархимандрит — Святейший Патриарх Пимен, в иные воскресные и праздничные дни — его наместник в сослужении братии Обители.

Большое число молящихся стекается к Божественной литургии, совершаемой в 6 и 10 часов утра, чтобы стать причастниками Чаши Господней. В воспоминание Тайной Вечери (Мф. 26, 26—29) и Голгофских страданий Спасителя на священных алтарях чистый квасной хлеб, принесенный в жертву Богу, прелагается в Тело Христово, а чистое виноградное вино — в Животворящую Кровь Христову. Апостол Павел выразил эту тайну такими словами: «Чаши благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова ? Один Хлеб и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного Хлеба» (1 Кор. 10, 16—17). О желании причаститься, вкусить Святых Тайн Христовых святые отцы говорили так: «Хлеба Божия желаю, Хлеба Небесного, Хлеба Жизни — Хлеба, который есть плоть Иисуса Христа Сына Божия, родившегося в последнее время от семени Давида и Авраама; и пития Божия желаю, крови Его, которая есть любовь нетленная и Жизнь Вечная» [9, с. 72].





Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас...
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас...