Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Древнерусская живопись XIV—XVII веков

Собрание древнерусского искусства Загорского музея-заповедника — неотъемлемая часть великой сокровищницы культуры русского народа. Исторически сложившееся в Троице-Сергиевом монастыре, оно представлено превосходными памятниками живописи и прикладного искусства XIII—XVII веков. Благодаря издавна хорошо поставленному учету поступавших в монастырь вещей и сохранившимся древним вкладным книгам, описям, синодикам прослеживается одна особенность коллекции Загорского музея-заповедника: она отражает в основном последовательное развитие московской художественной школы как в живописи, так и в прикладном искусстве. Кроме московских в собрании музея имеются и древние произведения, связанные с Новгородом, Рязанью, Ростовом, Устюгом, Ярославлем, Тверью.

Никола. Икона ростовской школы. XIV век
Никола. Икона ростовской школы. XIV век

Многие памятники древнерусского искусства — своеобразные исторические документы, сообщающие нам имена мастеров, владельцев-вкладчиков, дату выполнения произведения, причину его вклада в монастырь.

Вкладчиками в Троицкий монастырь были цари, великие и удельные князья, бояре, духовенство, торговые и служилые люди. Наряду с земельными владениями и деньгами монастырю дарили произведения искусства: иконы, древние книги, выполненные из драгоценных металлов церковные сосуды, шитые шелком, золотом, серебром и жемчугом подвесные пелены, покровы, плащаницы. Причины вкладов были самые различные. Так, цари и великие князья делали дары монастырю по случаю восшествия на престол, рождения наследника, а также одержания важных побед; часто вклады давались «на помин души», «ради сохранения древнего письма», за право пострижения в монастырь и право погребения на его территории. При захоронениях, как правило, на гробах умерших привозились иконы, передававшиеся затем в собственность монастырю. Являвшиеся в большинстве своем семейными реликвиями, иконы эти представляют большой художественный и исторический интерес.

Но монастырское собрание росло не только за счет вкладов. Сам Троице-Сергиев монастырь в Древней Руси являлся одним из центров культуры, в его мастерских работали свои живописцы, ювелиры, резчики по дереву и кости. До нас дошли их произведения, на некоторых написаны имена мастеров.

Вместе с вкладными вещами художественные изделия троицких мастеров и составляют основу древнего собрания. За годы существования музея оно пополнилось новыми интересными произведениями.

Большинство экспонируемых в залах музея памятников живописи, шитья, ювелирного искусства стали доступными как для изучения, так и для обзора благодаря кропотливому и благородному труду советских реставраторов.

Покров с изображением Сергия Радонежского. Шитье. 1424. Фрагмент
Покров с изображением Сергия Радонежского. Шитье. 1424. Фрагмент

В богатом многообразии древнерусского искусства одно из главных мест занимает живопись. Наиболее распространенным в Древней Руси ее видом является икона. Писались иконы на хорошо обработанных досках, чаще всего липовых и сосновых. Для предотвращения деформации на обратной стороне доски врезались шпонки; лицевая ее сторона, как правило, проклеивалась холстом — паволокой, затем наносился тонкий слой грунта — левкаса, по которому делался контур изображения. Писали иконы темперными красками, то есть красками, растертыми на яичном желтке. Со временем эти краски приобретали большую прочность и твердость. Тонкий слой олифы, покрывавший сверху все изображение, усиливал их цветовое звучание, делая его интенсивным и насыщенным.

Семен Золотилов. Крест-мощевик. XIV век
Семен Золотилов. Крест-мощевик. XIV век

Русская иконопись — явление глубоко самобытное. Пришедшая на Русь вместе с принятием христианства из Византии, она испытала на себе огромное воздействие народной культуры. Многие ее образы и сюжеты, возникшие на византийской почве, на Руси получили иную трактовку, иное содержание, близкое и понятное русскому человеку.

Каменная иконка «Борис и Глеб». Первая половина XIVв. Рязань
Каменная иконка «Борис и Глеб». Первая половина XIVв. Рязань

Каменная иконка«Георгий Победоносец». Конец XIII—началоXIVв. Москва
Каменная иконка«Георгий Победоносец». Конец XIII—началоXIVв. Москва

Мир образов, созданных древнерусской живописью, необычайно своеобразен. Это своеобразие определяется эпохой средневековья, эпохой, когда единственным господствующим мировоззрением являлось мировоззрение религиозное, когда все явления земной жизни рассматривались и преломлялись в сознании людей сквозь призму религиозной христианской мифологии. И тем не менее древнерусское изобразительное искусство конкретно и исторично. В его произведениях находила отражение живая действительность, те ее явления, которые глубоко волновали людей того времени. Собрание древнерусской живописи Загорского музея — одна из интересных страниц ее развития.