|
Древнерусская живопись XIV—XVII веков
Собрание древнерусского искусства Загорского музея-заповедника — неотъемлемая часть великой сокровищницы культуры русского
народа. Исторически сложившееся в Троице-Сергиевом монастыре, оно представлено превосходными памятниками живописи и прикладного
искусства XIII—XVII веков. Благодаря издавна хорошо поставленному учету поступавших в монастырь вещей и сохранившимся древним
вкладным книгам, описям, синодикам прослеживается одна особенность коллекции Загорского музея-заповедника: она отражает
в основном последовательное развитие московской художественной школы как в живописи, так и в прикладном искусстве. Кроме
московских в собрании музея имеются и древние произведения, связанные с Новгородом, Рязанью, Ростовом, Устюгом, Ярославлем,
Тверью.
|
Никола. Икона ростовской школы. XIV век
|
Многие памятники древнерусского искусства — своеобразные исторические документы, сообщающие нам имена мастеров, владельцев-вкладчиков,
дату выполнения произведения, причину его вклада в монастырь.
Вкладчиками в Троицкий монастырь были цари, великие и удельные князья, бояре, духовенство, торговые и служилые люди. Наряду
с земельными владениями и деньгами монастырю дарили произведения искусства: иконы, древние книги, выполненные из драгоценных
металлов церковные сосуды, шитые шелком, золотом, серебром и жемчугом подвесные пелены, покровы, плащаницы. Причины вкладов
были самые различные. Так, цари и великие князья делали дары монастырю по случаю восшествия на престол, рождения наследника,
а также одержания важных побед; часто вклады давались «на помин души», «ради сохранения древнего письма», за право пострижения
в монастырь и право погребения на его территории. При захоронениях, как правило, на гробах умерших привозились иконы, передававшиеся
затем в собственность монастырю. Являвшиеся в большинстве своем семейными реликвиями, иконы эти представляют большой художественный
и исторический интерес.
Но монастырское собрание росло не только за счет вкладов. Сам Троице-Сергиев монастырь в Древней Руси являлся одним из
центров культуры, в его мастерских работали свои живописцы, ювелиры, резчики по дереву и кости. До нас дошли их произведения,
на некоторых написаны имена мастеров.
Вместе с вкладными вещами художественные изделия троицких мастеров и составляют основу древнего собрания. За годы существования
музея оно пополнилось новыми интересными произведениями.
Большинство экспонируемых в залах музея памятников живописи, шитья, ювелирного искусства стали доступными как для изучения,
так и для обзора благодаря кропотливому и благородному труду советских реставраторов.
|
Покров с изображением Сергия Радонежского. Шитье. 1424. Фрагмент
|
В богатом многообразии древнерусского искусства одно из главных мест занимает живопись. Наиболее распространенным в Древней
Руси ее видом является икона. Писались иконы на хорошо обработанных досках, чаще всего липовых и сосновых. Для предотвращения
деформации на обратной стороне доски врезались шпонки; лицевая ее сторона, как правило, проклеивалась холстом — паволокой,
затем наносился тонкий слой грунта — левкаса, по которому делался контур изображения. Писали иконы темперными красками,
то есть красками, растертыми на яичном желтке. Со временем эти краски приобретали большую прочность и твердость. Тонкий
слой олифы, покрывавший сверху все изображение, усиливал их цветовое звучание, делая его интенсивным и насыщенным.
|
Семен Золотилов. Крест-мощевик. XIV век
|
Русская иконопись — явление глубоко самобытное. Пришедшая на Русь вместе с принятием христианства из Византии, она испытала
на себе огромное воздействие народной культуры. Многие ее образы и сюжеты, возникшие на византийской почве, на Руси получили
иную трактовку, иное содержание, близкое и понятное русскому человеку.
|
Каменная иконка «Борис и Глеб». Первая половина XIVв. Рязань
|
|
Каменная иконка«Георгий Победоносец». Конец XIII—началоXIVв. Москва
|
Мир образов, созданных древнерусской живописью, необычайно своеобразен. Это своеобразие определяется эпохой средневековья,
эпохой, когда единственным господствующим мировоззрением являлось мировоззрение религиозное, когда все явления земной жизни
рассматривались и преломлялись в сознании людей сквозь призму религиозной христианской мифологии. И тем не менее древнерусское
изобразительное искусство конкретно и исторично. В его произведениях находила отражение живая действительность, те ее явления,
которые глубоко волновали людей того времени. Собрание древнерусской живописи Загорского музея — одна из интересных страниц
ее развития.
| |