Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Уточья башня

Уточья башня
Уточья башня

За Сушильной башней видна Житничная, или Уточья, угловая башня восьмигранной формы. Она богато декорирована плоскими лопатками, поясками, фигур ными бойницами и увенчана стремительно вознесшейся вверх красно-белой надстройкой из кирпича и белого камня. Эта надстройка придает необычный вид всему сооружению и представляет значительный интерес как в художественном, так и в конструктивном отношении. Для ее опоры от основания на всю высоту башни были выведены четыре мощных пилона, в связи с чем разобрали своды подземной камеры и всех вышележащих этажей. При этом венчавший стены башни традиционный парапет зубцов с боевыми амбразурами был заменен открытой аркадой с белокаменными шарами («глобусами») над ее карнизом и с башенками по углам; аркада эта служит ограждением площадки-гульбища, занимающей здесь всю площадь башни.

Уточья башня. XVII век
Уточья башня. XVII век

В центре гульбища возвышается надстройка из кирпича и белого камня, равная по высоте всему нижнему объему башни. Она образована рядом последовательно уменьшающихся и по-разному оформленных восьмериков. Первый из них состоит из восьми массивных пятигранных пилонов, рустованных блоками белого камня, с перекинутыми между ними арками; фасады его украшают богато декорированные модульоны, скульптурные раковины и филенки. Грани следующего, небольшого по высоте восьмерика имеют сквозные проемы — окна или в виде круга, обрамленного кольцом модульонов, или в виде фигурного криволинейного креста, врезанного в массив белокаменной вставки; углы граней восьмерика подчеркнуты вкраплениями блоков белого камня. Выше, над сильно развитым многопрофильным карнизом с кронштейнами, размещается открытая обходная галерея с белокаменной балюстрадой и высокими столбами по углам; от столбов перекинуты арки к находящимся в глубине надстройки пилонам, которые служат опорой для вышерасположенного восьмерика, исполненного в формах беседки с покрытым деревянным лемехом сводом. Венчает башню небольшой граненый барабан с каменной утицей на высоком шпиле. (Предание рассказывает, будто Петр I стрелял отсюда уток, прилетавших на расположенный рядом Белый пруд.) Внутреннее пространство надстройки открыто на всю высоту; здесь размещаются деревянные лестницы, выводящие на галерею третьего яруса, откуда открывается красивый вид на широко раскинувшуюся панораму города.

Уточья башня. XVII в.
Уточья башня. XVII в.

Удачное соотношение между нижним объемом и венчанием башни, изящные пропорции, прекрасно нарисованные детали, необычайно легкий и ажурный силуэт надстройки и, наконец, оригинальное цветовое решение — белый нижний ярус и красно-кирпичная надстройка с белокаменными вставками — все это придает Уточьей башне исключительно народный вид и ставит ее в ряд выдающихся архитектурных памятников конца XVII века. За своеобразную красоту и яркий цвет надстройки Уточья башня долгое время называлась Красной (красивой), а описания монастыря XVIII века отмечают, что «она особливого примечания достойна» и «между наилучшими строениями обретающимися в России иметь место долженствует».

Надстройка Уточьей башни. Реконструкция В. И. Балдина
Надстройка Уточьей башни. Реконструкция В. И. Балдина

Ратуша с башней а г. Маастрихте (Голландия). 1670
Ратуша с башней а г. Маастрихте (Голландия). 1670

Исследователи давно обращали внимание на то, что верх Уточьей башни имеет много общего с башней ратуши в голландском городе Маастрихте, построенной архитектором П. Постом во второй половине XVII века. Однако, в отличие от Уточьей, башня ратуши выполнена в дереве и увенчана крупным «глобусом» с летящим ангелом. Известно, что Пост издал серию гравюр с изображением своих произведений; альбом таких гравюр имелся в библиотеке Петра I (Рукописный отдел библиотеки АН СССР в Ленинграде). Ленинградский исследователь М, Микишатьев обратил внимание, что в этом же альбоме наряду с гравюрами, где представлена ратуша в Маастрихте, помещены также чертежи Званенбурга («Лебединого замка»), завершение которого, подобно Уточьей башне, выполнено в виде граненого шпиля с сидящей на нем птицей.

Весьма вероятно, что при надстройке угловой башни Троицкого монастыря ее строителям были предложены в качестве примера изображения столь любезных царю сооружений голландской архитектуры. И русские мастера очень талантливо и умело интерпретировали мотивы указанных им иноземных образцов, но не в дереве, а в кирпиче и камне, и при этом так изобретательно использовали богатую палитру декоративных возможностей этих материалов, что создали свое, вполне оригинальное и значительно более совершенное произведение архитектуры, достойно украсившее весь ансамбль древних зданий Троице-Сергиева монастыря.