|
Монастырь и слободы в XV веке
Более полувека простоял отстроенный Сергием монастырь. Отряды хана Тохтамыша, захватившие Москву в 1382 году, не нашли
тогда эту затерявшуюся в лесах обитель, хотя вся его братия во главе с игуменом предусмотрительно бежала в Тверь. Но двадцать
шесть лет спустя (1408), уже после смерти Сергия, не сумев захватить Москву, жестокие кочевники опустошили и разграбили Переславль-Залесский,
Ростов Великий, Дмитров, Клин, Нижний Новгород и многие другие города; был сожжен также и Сергиев монастырь.
Преемник Сергия по игуменству Никон с помощью московских князей быстро отстраивает монастырь вновь, во всем повторяя
его прежнюю планировку: на месте сгоревшей церкви, в которой был похоронен Сергий, строится новая, тоже деревянная, но больших размеров (освящена в 1412 г.),
а вокруг нее так же, «четверообразно» располагаются кельи и другие постройки.
|
Троицкий собор 1422 года. Первоначальный вид. Реконструкция В. И. Балдина
|
К этому времени широкий размах получает колонизация северных областей: мимо монастыря из Москвы на Ростов Великий, а
затем и далее, до «Студеного моря», прокладывается государственная дорога — «большак». Вдоль дороги появляются новые населенные
пункты, многие из которых постепенно переходят в собственность монастыря или в зависимость от него. Троице-Сергиева обитель
начинает превращаться в крупнейшего собственника-феодала, богатство которого непрерывно растет, создавая широкие возможности
для строительства и украшения монастырских зданий.
Соперничая с другими удельными княжествами, великие московские князья стремились заручиться поддержкой Троицкого монастыря.
Они оказывали ему подчеркнутое внимание, делали богатые вклады, часто совершали торжественно обставленные богомольные «походы
к Троице». И не случайно в 1422 году, когда Московскую Русь постигло тяжелое «лихолетье» (при небывало морозной зиме разразился
такой страшный голод, что, по словам летописца, люди «мертвыа скоты ядаху и кони, и псы и кошьки» и даже «людей ядоша»),
церковь и князья использовали авторитет Троице-Сергиева монастыря для поддержания моральных сил народа и упрочения своей
власти. Они предпринимают торжественный акт канонизации Сергия (причисляют его к лику святых), официально провозглашают
его «покровителем земли Русской» и «заступником перед богом». В связи с этим над гробом Сергия вместо недавно
срубленной церкви возводят новый Троицкий собор из белого камня, а деревянную церковь относят на другое место, несколько
на восток. Это самое первое каменное здание монастыря сохранилось и до сих пор поражает строгим величием и совершенством
своих монументальных форм.
Поставленный «в похвалу» выдающихся заслуг Сергия Радонежского перед Отечеством, Троицкий собор стал, таким образом,
одним из первых мемориальных памятников Московской Руси, и его сооружение явилось актом большого государственного значения.
Летописи отметили, что на торжество закладки храма прибыли видные церковные деятели и князья, с помощью которых Никон
«собирает отвсюду зодчиа и камнесечцы мудры» и очень скоро «церковь прекрасну вздвиже».
Украшение церкви иконами и стенописью поручается прославленным художникам — Андрею Рублеву и Даниилу Черному, которые
так «различными подписаниями чудесных удобревши ту церковь», что «могуще зрящих всех удивить и доныне». Этот храм-мавзолей
служил постоянным напоминанием современникам о славной победе на Куликовом поле, вдохновлял их на продолжение борьбы за
национальную независимость, вселяя веру в ее близкий и окончательный успех.
Троицкий собор особенно почитался московскими князьями. Здесь, у гроба Сергия, торжественным «крестоцеловани-ем» скрепляли
они договоры и союзы, совершали молебны перед военными походами и по окончании их. Под сводами собора состоялось клятвенное
примирение великого князя Василия
II с двоюродным братом Дмитрием Шемякой (1442), что не помешало, однако, последнему четыре года спустя здесь же, в соборе,
схватить князя, а затем и ослепить его. Главный собор монастыря долгое время служил крещальней для наследников московского
престола; в нем крестили Василия III (1479), его сына Ивана IV (1530), который в свою очередь крестил
здесь своих сыновей.
|
Панорама монастыря в XV веке. Реконструкция В. И. Балдина
|
|
Монастырь в XV веке. Вид с юго-запада. Макет-Реконструкция В. И. Балдина
|
Почти пятьдесят лет Троицкий собор оставался единственным каменным сооружением монастыря, пока не были выстроены из
камня трапезная и поварня (не сохранились), заменившие собой деревянные здания того же назначения.
В русских монастырях трапезные палаты играли важную роль: в них собиралась братия для общего приема пищи, проводились
торжественные церемонии и принимались знатные посетители. Недаром иностранцы отмечали, что «в монастырях
московской земли. . . более всего тщеславятся благолепием, величиной и обширностью помещения трапезных, кои бывают
просторные, высокие, каменные». Необходимой частью трапезной была поварня (кухня), которая до XVI века строилась обычно
отдельно.
Летописи сообщают точную дату сооружения трапезной Троице-Сергиева монастыря: 1469 год — и называют ее строителя— Василия
Дмитриевича Ермолина, известного московского зодчего и скульптора (умер между 1481 и 1485 гг.). Его имя часто упоминается
летописями в связи с постройками в Московском Кремле, во Владимире, Переславле-Залесском и Юрьеве-Польском. Он был тесно
связан с Троицким монастырем, монахами которого в разное время были его дед, отец и дядя. Построенное Ермолиным здание состояло
из «малой трапезы отцов», служившей для повседневного обслуживания братии, и парадной палаты, которую отворяли во время
приездов царя. «Эта трапеза как бы висячая, — писал Павел Алеппский, — выстроена из камня и кирпича с затейливыми украшениями,
посредине ее один столб, вокруг которого расставлены на полках в виде лесенки всевозможные серебряно-вызолоченные кубки».
На иконах XVII века трапезная изображается в виде нарядного двухэтажного здания с башней, увенчанной шатром с прапором;
стены трапезной украшает богатый декор, лестничные всходы ведут на второй этаж, в «царскую» палату.
Именно в трапезной Троице-Сергиева монастыря впервые появился тот тип торжественной одностолпной палаты, который двадцать
два года спустя был повторен в Грановитой палате Московского Кремля и получил затем широкое распространение на Руси. Вполне
вероятно, что строителям Грановитой палаты (1487—1491), итальянцам Марко Фрязину и Пьетро Антонио Солари, ермолинская трапезная
в Сергиевом монастыре была указана в качестве образца, подобно тому как Аристотелю Фиораванти до начала постройки Успенского
собора в Московском Кремле было предложено внимательно изучить архитектурные формы одноименного собора во Владимире.
|
Центральная часть монастыря в XV веке. Вид с запада: рубленая ограда, Троицкий собор (1422), Духовская церковь
(1476). Реконструкция В. И. Балдина
|
Поварня при трапезной, по всей вероятности, была построена также Ермолиным. Несмотря на чисто хозяйственное назначение,
она выглядела весьма нарядной; к основному
объему здания, увенчанному узорчатым карнизом, примыкали башня с высоким шатром и более низкая пристройка, покрытая
вальмовой кровлей. Формы окон и украшения стен весьма близко напоминали убор трапезной. На фасаде поварни помещалась резанная
из камня икона-киот «Богоматерь Одигитрия» (Загорский музей-заповедник). По характеру рисунка и манере исполнения она очень
близка к скульптурному изображению Георгия Победоносца, выполненному Василием Ермолиным для Спасской башни Московского
Кремля в 1464 году (ГТГ).
После сооружения трапезной и поварни на центральной площади монастыря оставалось только одно деревянное здание — церковь
Троицы, которая прежде стояла над гробом Сергия и была перенесена в связи с постройкой на ее месте каменного собора. И снова
она уступает свое место другому храму: летописи отмечают, что в 1476 году «заложена бысть почата делати в Сергиеве монастыре
церковь Троицы, кирпичная другая, на месте деревянные церкви». С возведением этого нового храма, со звонницей в основании
главы и дошедшего до нас под названием церкви Сошествия святого Духа на апостолов (или Духовской церкви), центральная площадь
монастыря получила свою композиционную законченность.
К концу XV века монастырь выглядел весьма живописно. Четырехугольник низких деревянных келий обрамлял открытую площадь,
по двум сторонам которой возвышались две группы каменных зданий: с южной — Троицкий собор и Духовская церковь, а с северной,
как бы уравновешивая их,— трапезная палата и поварня. Позади келий с восточной стороны располагались хозяйственные службы
и огороды. Весь монастырь, территория которого уже приближалась к современным размерам, окружала рубленая стена с башнями
и церковью над главным входом.
Особенно эффектно раскрывалась панорама монастырского ансамбля с высокого холма, расположенного к западу от него: обе
каменные церкви, а также трапезная и поварня своими размерами и белизной фасадов четко выделялись на темном фоне низких деревянных
келий и окружавшего их тына и леса.
К ограде монастыря с восточной стороны почти примыкали Служние слободы, где селились «троицкие слуги» —
доверенные чиновники, главным образом дворянского происхождения, которые осуществляли управление монастырскими вотчинами или
служили в его учреждениях. Здесь, на склоне холма (на Подоле), стояла деревянная приходская церковь.
В одном-двух километрах от обители располагались другие поселения: село Клементьево — с юга, Копнино — с юго-запада,
Панино — с запада, Благовещенское — с северо-запада, Кукуево — с севера. Число дворов в каждом из этих селений колебалось
от одного до трех десятков, и только в селе Клементьеве их насчитывалось свыше ста (см.: Писцовые книги 1504 г.).
|
В. Д. Ермолин. Богоматерь Одигитрия. Икона с фасада поварни. Камень. XV в.
|
Непосредственно через это село проходила дорога из Москвы в северные города Руси; здесь останавливались многочисленные
обозы, велась бойкая торговля. Эта дорога была одной из первых, где стала действовать хорошо налаженная регулярная перевозка
пассажиров; так, например, Судебник 1497 года регламентировал твердую оплату за проезд: от Москвы до Переславля-Залесского
— 20 алтын, до Ростова Великого — рубль, до Ярославля — рубль с четвертью, до Вычегды — 7 рублей, до Двины и Холмогор — 8
рублей. Жителям села Клементьева вменялось в обязанность «поставлять для скорого дела подводы под государевы
гонцы и для монастырские рассылки».
Во время частых богомольных выездов «к Троице» великокняжеские, а позже и царские обозы («поезда») делали в этом селе
свою последнюю остановку («слазку»). Здесь обычно раскидывался шатер для отдыха и смены дорожного платья и затем, после
краткого молебна в сельской церкви, многолюдное шествие под колокольный звон и пушечную пальбу торжественно двигалось к
монастырю пешком. В связи с этим село Клементьево пользовалось различными льготами: жители его освобождались
от дани и пошлин, сюда запрещалось въезжать на пиры «незваным боярским людям», ставиться «ездокам» и брать «безденежно»
корм и подводы.
Располагаясь в отдалении от монастыря, за оврагами и перелесками, все эти села только намечали то кольцо застройки вокруг
него, которое со временем образовало единый посад.
| |