Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Надвратная церковь (1693-1699 гг.)

Перед Красной башней, на месте надвратной Сергиевской церкви начала XVI века, на средства «именитых людей» Строгановых была воздвигнута церковь Рождества Иоанна Предтечи. Полуколонны с капителями, восьмигранные, обрамленные белокаменными резными вставками окна придают фасадам церкви праздничный вид.

Надвратная церковь Иоанна Предтечи. 1693-1699 годы
Надвратная церковь Иоанна Предтечи. 1693-1699 годы

Высокая арка ворот под церковью расписана художниками Палеха на сюжеты из жития Сергия Радонежского.

Первоначально церковь имела пять глав. В настоящее время завершены работы по их восстановлению.

Надкладезная часовня и Надвратная церковь, отличающиеся богатым убранством фасадов, явились как бы связующим элементом между Трапезной и Чертогами, распространяя влияние их праздничной архитектуры на весь монастырь.



Надвратная церковь
Надвратная церковь

Надвратная церковь Иоанна Предтечи. План. Чертеж XVIII в.
Надвратная церковь Иоанна Предтечи. План. Чертеж XVIII в.



Своды надвратной церкви Иоанна Предтечи. Стенопись 1872 г.
Своды надвратной церкви Иоанна Предтечи. Стенопись 1872 г.

К концу XVII века относится надвратная церковь Иоанна Предтечи (1693—1699) у главного входа в монастырь. Она поставлена на месте пришедшей в ветхость каменной церкви Сергия 1513 года. Строилась она на средства Г. Д. Строганова и носит все отличительные черты так называемых строгановских построек с их яркой индивидуальностью и свободной трактовкой классических форм. Надвратная церковь Троицкого монастыря относится к числу лучших памятников этого типа.

Иконостас надвратной церкви Иоанна Предтечи. 1872
Иконостас надвратной церкви Иоанна Предтечи. 1872

Изразцовая печь на галерее надвратной церкви Иоанна Предтечи, XVII в.
Изразцовая печь на галерее надвратной церкви Иоанна Предтечи, XVII в.

Нижний куб сооружения прорезан высокой аркой проездных ворот, в северном пилоне которых размещена просторная лестница; она выводит на верхнюю площадку, где расположен стройный и нарядно убранный трехапсидный храм, увенчанный пятью вытянутыми вверх гранеными главами. Многие элементы декора церкви Иоанна Предтечи точно повторяют детали убранства Трапезной: полуколонны в обрамлении прямоугольных рам с «кудрявыми» капителями коринфского типа, профили развитого карниза с модульонами, скульптурные «раковины» в верхней части стен и др. Однако расположение полуколонн на фасадах четверика церкви совершенно необычно: они то неожиданно обрываются на половине высоты стены, то как бы «подвешены» капителью к венчающему карнизу и, не доходя до пола, опираются на фигур ные кронштейны. Классические ордерные формы теряют, таким образом, свою конструктивную логику и используются как декоративный элемент. Своеобразны также восьмигранные окна, обрамленные вставками резного белого камня неповторяющегося рисунка. Есть основание полагать, что стены церкви Иоанна Предтечи, подобно Трапезной и Чертогам, первоначально также были расписаны «в шахмат» и лишь в XIX веке получили красный цвет с белыми деталями. Гульбище вокруг церкви сначала было открытым и только в его северо-западном углу была выгорожена одна келья; в ней можно видеть интересную изразцовую печь, самую древнюю из сохранившихся в монастыре. Устроенная позднее крыша над гульбищем за крыла нижний ряд полуколонн четверика церкви, и теперь снаружи видны только их капители. Для внутреннего пространства храма, перекрытого четырехлотковым сомкнутым сводом с широким квадратным отверстием в основании центральной световой главы, характерна устремленность ввысь. (При небольших размерах в плане, 6,5X7,8 м, высота церкви от пола до скуфьи свода барабана составляет более 22 м.) Первоначальная роспись стен не сохранилась — существующие иконостас и стенопись относятся к 1872 году (поновлены в 1978 г.).

Надвратная церковь Иоанна Предтечи со Святыми воротами. 1693—1699. Вид с запада
Надвратная церковь Иоанна Предтечи со Святыми воротами. 1693—1699. Вид с запада

В настоящее время облик надвратной церкви Иоанна Предтечи существенно отличается от первоначального. В пожар 1746 года храм «со всей утварью и украшением» погорел; над ним были вновь сделаны пять барабанов с куполами другой формы («в наилучшей пропорции»); фасады расписаны «разными красками», а капители полуколонн и венчающие стены «раковины» «позлащены червонным листовым золотом». В 1809 году монастырские власти, мотивируя свои действия заботой о «лучшей соразмерности с небольшой величиной церкви», четыре из пяти ее глав разобрали. Пятиглавие церкви было восстановлено только в 1974 году, что вернуло памятнику его прежнее значение основного компонента главного входа в монастырь.

Значительно превышая высоту беленых крепостных стен, церковь Иоанна Предтечи видна издалека, отмечая насыщенным цветом своих фасадов и ярким блеском золотых куполов главный вход в монастырь. Выполненная в пышных барочных формах, она, подобно Надкладезной часовне, подхватывает архитектурную тему Трапезной и Чертогов, усиливая стилистическое единство центральной части монастырского ансамбля.