|
Андрей Рублев
Высокие идеи искусства Москвы второй половины XIV века свое ярчайшее выражение нашли в творчестве гениального художника Андрея Рублева. Имя этого прославленного
мастера неразрывно связано с Троицким монастырем. Здесь «в похвалу Сергию» им написана знаменитая икона «Троица».
В 20-е годы XV века вместе с Даниилом Черным он украсил Троицкий собор фресками и иконами. Иконостас
Троицкого собора, написанный при непосредственном руководстве и участии великого мастера,— памятник исключительной
ценности. Это один из первых образцов развитого высокого иконостаса на Руси и один из редких памятников, сохранивших
свою первозданность.
|
«Деяния Троицы».Конец XVIв. Фрагменты створки к иконе Андрея Рублева«Троица»
|
Лишь царские врата иконостаса в XVII веке были перенесены в небольшую церковь
Больничных палат монастыря и на их месте появились новые. Сейчас врата начала XV века представлены в экспозиции.
Простая и хорошо продуманная композиция, мягкие, певучие, вторящие друг другу линии выразительных силуэтов, спокойный
колорит красноречиво свидетельствуют о том, что произведение создавалось если не самим Рублевым, то под непосредственным
его влиянием. Останавливает на себе внимание клеймо с изображением благовещения, где художник мастерски передает
легкое, стремительное движение архангела Гавриила и трепетно-взволнованное состояние Марии. Какую-то особую прелесть
всей сцене придает изображение юной служанки, расположившейся с прялкой у ног Марии.
|
Оклад на икону «Троица» А. Рублева. XVI — XVII вв. Вклад Бориса Годунова
|
Образы евангелистов сдержанные, внутренне сосредоточенные. Среди них несколько выделяется фигура Иоанна, захватывающая
своей силой и мощью.
|
Цата. Подвеска к венцу на золотом окладе с иконы «Троица» А. Рублева. Середина XVI в.
|
В образах, созданных Андреем Рублевым и художникам и его круга, воплощены идеальные черты физической и духовной красоты
людей того времени. Их отличают глубокая одухотворенность, нравственная чистота и совершенство, лирическая эмоциональность и высокая поэтичность.
|
«Деяния Троицы».Конец XVIв. Фрагменты створки к иконе Андрея Рублева«Троица»
|
Произведения Андрея Рублева, проникнутые светлой радостью, мягкой задушевностью, верой в доброту человека, языком живописи
утверждали идеи гуманизма, идеи самопожертвования во имя любви и справедливости.
Особый интерес представляет золотой оклад для прославленной рублевской иконы, сделанный по повелению Годунова взамен
украшений Ивана Грозного. Золотая рамка с 34 дробницами с изображением святых проходит по краям оклада,
а нимбы всех трех ангелов украшают золотые венцы с изумрудами, сапфирами и рубинами; в венец среднего ангела вставлен
шестигранный изумруд с искусно гравированной композицией «Троица». Изготовление этого оклада отмечалось в ряду с событиями
большой государственной важности. Англичанин Вильям Парри видел и описал торжественную процессию с участием самого царя,
царицы и царевича, а также патриарха, епископов и многих именитых бояр, которая сопровождала оклад на икону от Москвы до
Сергиева монастыря. Сам оклад везли в «большом ящике под охраной пожилого сановника, у которого под начальством было до 500
человек». В конце процессии 3500 человек канатами тащили колокол весом 1850 пудов (29,6 т), специально отлитый для Троицкого
монастыря также в качестве вклада от царского имени.
Позднее царь Михаил Федорович добавил к годуновскому окладу иконы «Троица» золотые цаты (1626), сделанные по образцу
грозненских, а в середине XVIII века, уже по заказу монастыря, на эту особо чтимую икону была изготовлена
сплошная золотая риза, повторившая линии рисунка фигур ангелов с дополнением изящного растительного орнамента. И несмотря
на разновременность отдельных частей, весь этот второй оклад рублевской иконы воспринимается как единое высокохудожественное
произведение ювелирного искусства.
| |