Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Город и монастырь после 1917 года

Становление Советской власти в Сергиевском Посаде проходило в сложных условиях обостренной классовой борьбы. После Февральской революции в марте 1917 года здесь был избран Совет рабочих и крестьянских депутатов, однако подавляющее большинство мест в нем заняли представители духовенства и местной буржуазии — купцы, торговцы, богатые землевладельцы. Этим определилась политическая ориентация Совета, который после получения известий из Петрограда о захвате власти большевиками поспешил заявить о поддержке Временного правительства. Он не стал также мешать попытке вооруженного восстания со стороны реакционно настроенных элементов, под давлением которых курсанты электротехнической школы прапорщиков, располагавшейся в то время в Посаде, установили на стенах и башнях Троицкой лавры орудия и пулеметы.

Панорама монастыря. Вид с юга, Проект реставрации. Чертеж В. И. Балдина. 1963
Панорама монастыря. Вид с юга, Проект реставрации. Чертеж В. И. Балдина. 1963

В ночь на 15 ноября 1917 года в Сергиевский Посад прибыл небольшой отряд рабочих-красногвардейцев из подмосковного города Мытищи, а также подразделение солдат большевистски настроенного гарнизона соседнего города Александрова. Разоружив офицеров школы прапорщиков, они заняли административные учреждения, почту и телеграф и обеспечили необходимый порядок в городе.

В марте 1918 года приказом Московского военного округа на базе школы прапорщиков были организованы первые Советские военные электротехнические курсы и Высшая электротехническая школа. Одновременно в городе разместилось Главное военно-инженерное управление по снабжению Красной Армии, эвакуированное из Петрограда. Среди их личного состава было много коммунистов, которые и образовали большевистскую организацию Сергиевского Посаде. Вскоре реакционно настроенный Совет был распущен и всю власть временно взял на себя Революционный комитет, организованный большевиками. В январе 1919 года состоялись выборы нового Совета рабочих и крестьянских депутатов; в числе его пятидесяти депутатов было уже двадцать семь большевиков; возглавлял Совет руководитель Главного военно-инженерного управления, участник штурма Зимнего дворца Оскар Генрихович Ванханен (1888—1942). Было раскрыто тайное общество, занимавшееся агитацией крестьян против Советской власти, в лаврских магазинах обнаружены антисоветские листовки, а в принадлежавшем лавре Гефсиманском скиту (2 км от города) — склад оружия. Активной формой саботажа стали поджоги при национализации имущества — так, одна за другой загорались лавки в старых торговых рядах и вдоль крепостных стен; горели склады под Пятницкой башней, откуда огонь перекинулся на кровлю монастырской ограды и башню Святых ворот; подожжен был клуб, устроенный в академической церкви в царских Чертогах. Всего было зафиксировано около двадцати пожаров-поджогов, нередко сопровождавшихся бандитскими налетами. Есть основание полагать, что именно эти пожары, бушевавшие почти две недели, стали поводом срочного выезда В. И. Ленина в Сергиев Посад на дрезине в ночь с 6 на 7 августа 1920 г. Утром он снова принимал участие в заключительном заседании II Конгресса Коминтерна в Москве.

Памятник В. И. Ленину. Скульптор С. Д. Меркуров, архитектор Д. П. Осипов. 1926
Памятник В. И. Ленину. Скульптор С. Д. Меркуров, архитектор Д. П. Осипов. 1926

Многие жители Посада, занимавшиеся ранее обслуживанием паломников, остались без средств к существованию и потому стали покидать город. Советская власть принимала все возможные меры к быстрейшему пуску остановленных производств и трудоустройству безработных, организовывала кооперации кустарей, курсы по ликвидации неграмотности,

Советские административные учреждения разместились в лаврской гостинице и Торговых рядах на Красногорской площади. Здесь в ноябре 1926 года был открыт памятник В. И. Ленину (скульптор С. Д. Меркуров, архитектор Д. П. Осипов. Романтика тех лет отразилась в упразднении старых названий площадей и улиц «как не соответствующих действительности настоящего времени». Красногорская площадь стала Советской, Вознесенская — Спортивной, улицы Вифанская — Комсомольской, Белая — Красной и т. д. Сам город получил название Сергиев, а в 1930 году был переименован в Загорск, в память известного революционера, соратника В. И. Ленина — Владимира Михайловича Загорского (Лубоцкого), погибшего в 1919 году в Москве от бомбы террористов. (На главной улице города в 1976 году ему был установлен памятник работы скульптора А. Ефременко.)

В ноябре 1918 года Троицкий монастырь был национализирован, а через год закрыт; монахам предоставлялась возможность выбрать себе дальнейшее занятие или перебраться в Гефсиманский скит. Специально созданная Коллегия по охране памятников искусства и старины приняла от монастыря его художественные ценности и составила их научные описи. Началась подготовка к реставрации древних зданий монастыря, на что уже в 1919 году было отпущено 440 408 рублей«.

В апреле 1920 года В. И. Ленин подписал декрет «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры». В нем подчеркивалась необходимость создания условий для «использования в целях демократизации художественно-исторических зданий, путем превращения этих зданий и коллекций в музей» и специально оговаривалось, что всякая перестройка или ремонт монастырских сооружений может производиться только с ведома Народного комиссариата просвещения. Художественные сокровища, веками накапливаемые в монастырской ризнице, соборах и кладовых, а также древние здания стали доступны для научного изучения и всеобщего обозрения. В целях поддержания и дальнейшего развития традиционных народных промыслов из Москвы в Загорск был переведен Музей игрушки (1931), основан здесь Научно-исследовательский институт игрушки и открыто училище по подготовке мастеров для этой отрасли (1932). Для института и училища было построено в самом центре города, на месте сгоревших торговых рядов, специальное здание (1935, архитектор П. Голосов).

Братская могила советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны
Братская могила советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны

В годы первых пятилеток в городе стали возникать крупные промышленные предприятия: завод Учоптика (1933), Оптико-механический завод (1934), Электромеханический завод (1938). Была капитально переоборудована трикотажная фабрика им. Розы Люксембург, созданная еще в 1928 году на базе объединения ряда местных артелей. В районе Вифании разместилась база Института птицеводства (1932, теперь Всесоюзный научно-исследовательский технологический институт птицеводства). Продолжали развиваться предприятия местной и кустарной промышленности — ведущей стала фабрика-артель им. РККА по изготовлению игрушек. Население Загорска быстро увеличивалось. На окраинах города росли рабочие поселки и кварталы индивидуального строительства, начал формироваться новый общественный центр к северу от монастыря.

Великая Отечественная война круто изменила жизнь Загорска, как и всей страны. Крупные заводы и десятки предприятий стали выпускать продукцию для фронта. В ряде зданий лавры и города разместились госпитали. Была проведена маскировка промышленных предприятий, электростанций, водокачек и других важных объектов; золотые главы лаврских церквей и колокольни были покрыты защитной окраской, а купол древнейшего Троицкого собора затянут полотнищем холста.

Загорск стал прифронтовым городом; в осенние месяцы 1941 года, когда вражеские полчища рвались к Москве, он готовился к обороне: железные ежи и надолбы размещались на улицах, амбразуры по стенам и в башнях монастыря-крепости приспосабливались к ведению огня. Многие каменные здания в городе оборудовали под огневые точки. На ближайших подступах к городу силами жителей была создана сплошная линия траншей, усиленная надолбами, а на расстоянии 1—1,5 км перед ней устроена полоса лесных завалов. Местные заводы были эвакуированы на восток, где они быстро наладили выпуск военной продукции; были бережно упакованы и отправлены в глубокий тыл также уникальные ценности Загорского государственного историко-художественного музея из лавры. Отряд горожан в пятьсот человек был послан для строительства оборонительных рубежей под город Дмитров. В дни решающей битвы за Москву район Загорска стал одной из баз сосредоточения ударных группировок наших войск, формируемых из резервов Ставки Верховного Главнокомандования. В городе разместился штаб 1-й ударной армии (командарм генерал-лейтенант В. И. Кузнецов), в состав которой входили 8 стрелковых бригад, 3 бригады морской пехоты Тихоокеанского флота, 12 лыжных батальонов, 2 стрелковые дивизии. Когда вечером 29 ноября 1941 года танковые части противника захватили Яхрому и вышли на восточный берег канала Москва—Волга, на следующий же день последовал мощный удар этой армии и враг был отброшен за канал. Подразделения 1-й ударной армии закрепились на южной окраине Яхромы и с началом общего наступления наших войск 6 декабря приняли активное участие в сокрушительном разгроме немецко-фашистских войск под Москвой.

Дворец культуры им. Ю. А. Гагарина. Архитектор Н. А. Метлин. 1954
Дворец культуры им. Ю. А. Гагарина. Архитектор Н. А. Метлин. 1954

Свыше 20 тысяч жителей Загорска ушли тогда на фронт, и большинство из них не вернулось; 16 воинов стали Героями Советского Союза, а командир эскадрильи майор Г. М. Паршин удостоен этого звания дважды. Памятью о тех тяжелых военных годах служит постоянно укрытая цветами братская могила с обелиском из темно-красного гранита и с Вечным огнем. Сюда в 15-ю годовщину Победы с воинскими почестями были перенесены со всех кладбищ города останки 259 воинов, умерших в его госпиталях.

По окончании войны особое внимание было уделено реставрации памятников архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой лавры. В победный 1945 год по инициативе академиков И. Э. Грабаря и А. В. Щусева при Загорском музее было организовано училище по подготовке кадров реставраторов-строителей с трехлетней программой обучения. Сочетая учебную деятельность с практической реставрацией памятников Загорска, Московского Кремля, Новгорода Великого, училище за пять лет своего существования (1945—1950) подготовило свыше двухсот мастеров каменного и белокаменного дела, плотников и краснодеревцев, лепщиков и художников-монументалистов. Выпускники училища работают во многих реставрационных мастерских страны.

Подготовка научной документации на реставрацию ансамбля Троице-Сергиевой лавры велась Центральными научно-реставрационными мастерскими Академии архитектуры СССР (теперь объединение «Союзреставрация» Министерства культуры СССР). Тщательное обследование каждого здания, обмеры, раскрытия и шурфы выявили их первоначальный облик и последующие изменения. Такой анализ позволил проследить закономерности формирования художественного облика всего ансамбля — его объемно-планировочной структуры, силуэта, цветового решения — и на этой основе разработать комплексную программу реставрации. Освобождение зданий и сооружений монастыря от разных учреждений и переселение свыше 1300 жильцов в специально отстроенные для них дома в северной части города (1959) обеспечили широкий фронт реставрационных работ. Работы эти не прекращаются и по сей день.

Общественный центр </b>города. Административное здание. 
 Архитекторы И. Д. Метт, В. Г. Малышев, инженер Р, О Каценбоген. 1973
Общественный центр города. Административное здание. Архитекторы И. Д. Метт, В. Г. Малышев, инженер Р, О Каценбоген. 1973

В послевоенные годы в Загорске особенно активно развернулось строительство промышленных и жилых комплексов. Реконструкции подвергся южный участок проспекта Красной Армии (бывшей Московской улицы). Крупным успехом явилось формирование нового общественного центра к северу от Белого пруда: здесь в 1954 году было завершено строительство Дворца культуры, начатое еще до войны. Праздничный облик здания, выдержанный в классических формах, с колоннадами, портиками и лепными украшениями, воспринимался как своеобразный памятник долгожданной Победе. Рядом с ним возведено здание административных учреждений; удачные пропорции этого сооружения, крупный масштаб вертикальных членений с ритмично расположенными ребрами-пилонами придают ему необходимую представительность и торжественность (1973, архитекторы И. Д. Метт, В. Г. Малышев, инженер Р. О. Каценбоген. Здесь же завершается строительство городской гостиницы с развитыми пластическими формами фасадов и внутренним замкнутым двориком (архитекторы В. Г. Малышев, И. В. Григор). Ограниченная высота построек нового общественного центра не вступает в противоречие с ансамблем Троице-Сергиевой лавры и не закрывает эффектных видов на ее величественную панораму.

К началу 1970-х годов все резервные территории города уже были использованы и многоэтажные типовые дома стали подступать к центральным кварталам, заменяя собой их прежнюю низкую застройку. Предстояло определить направленность дальнейшего развития города с учетом все возрастающего значения его как крупного научного и культурного центра. Авторский коллектив Гипрогора РСФСР под руководством архитектора В. Н. Выборного разработал новый генеральный план перспективного развития Загорска (утвержден в 1974 г.). Дальнейшее жилищное строительство решено вести на территориях вокруг старого города, а в пределах его исторического ядра строго оберегать сложившуюся планировку улиц и характер невысокой и редкой застройки. Особое внимание уделяется созданию лучших условий для памятников архитектуры и восстановлению свободной зоны вокруг стен монастыря-крепости. На площади перед главным входом в лавру уже разобраны загромождавшие ее торговые сооружения XIX—XX веков, восстановлена форма земляного бастиона у подножия Пятницкой башни, а зеленый луговой газон заменил асфальтовое покрытие склона холма на Подоле (1968). Значительно обогатит центр города также раскрытие участка рва с мостом перед входной башней и воссоздание существовавшей прежде системы прудов и запруд вокруг стен крепости.