Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Художественно-педагогический музей игрушки

Музей игрушки в городе Загорске является одним из немногих в мире музеев подобного рода. Основанный в Москве в октябре 1918 года художником Н. Д. Бартрамом при активном содействии А. В. Луначарского, музей через тринадцать лет был переведен сюда. Теперь фонды музея насчитывают свыше 30 тысяч экспонатов, куда входят уникальные игрушки из археологических раскопок, коллекции игрушек стран Востока и Западной Европы и разного рода этнографические материалы. Особенно полно представлены игрушки народов России, а также советского времени всех республик нашей страны.

Лавра. Игрушка. Сергиевский посад. Вторая половина XIX века
Лавра. Игрушка. Сергиевский посад. Вторая половина XIX века

А.А.Рыжов. Медвежья свадьба. Игрушка. Начало XX века
А.А.Рыжов. Медвежья свадьба. Игрушка. Начало XX века

В. И. Соколов. Боярыня. Матрешка. 1910-е годы
В. И. Соколов. Боярыня. Матрешка. 1910-е годы

Кузнецы. Игрушка. Деревня Богородское. 1920-е годы
Кузнецы. Игрушка. Деревня Богородское. 1920-е годы

Тройка. Игрушка. Деревня Богородское. 1920-е годы
Тройка. Игрушка. Деревня Богородское. 1920-е годы

С.Л.Нечаев. Матрешка. Т980 год
С.Л.Нечаев. Матрешка. 1980 год

М. И. Смирнов. Куликовская битва. Игрушка. 1980 год
М. И. Смирнов. Куликовская битва. Игрушка. 1980 год

В фондах музея хранятся детские мебель и посуда, азбуки, а также уникальная коллекция настольно-печатных, спортивных, строительных игр, конструкторов двух последних веков. Особый раздел составляют детские портреты известных художников: Ж,-Б. Грёза, В. А. Тропинина, Е. К, Макарова, Н. В. Неврева, Н. П. Богданова-Бельского и других.

Фонды и экспозиции музея размещаются в специально приспособленном для него здании бывшей гимназии (1893), расположенном в центре города, на высоком берегу Келарского пруда. Большую коллекцию в музее составляет русская народная игрушка из традиционных материалов — дерева и глины. Это целая галерея фигурок — от светских красавиц и генералов до купцов, монахов, разносчиков товаров и крестьян. Производство таких игрушек в XIX веке приобрело в России характер промысла, одним из крупных центров которого стал Сергиевский Посад. Развитию и процветанию здесь этого промысла во многом способствовало то обстоятельство, что Троицкую лавру посещало большое число паломников, которые охотно покупали эти игрушки. Сергиевские мастера выработали рациональные приемы обработки дерева, что и определило своеобразие местных игрушек.

Старик и старуха. Резное дерево с росписью. Сергиевский Посад Вторая половина XIX в.
Старик и старуха. Резное дерево с росписью. Сергиевский Посад Вторая половина XIX в.

Большим разнообразием сюжетов отличаются Сергиевские игрушки из папье-маше, которые получили распространение в начале прошлого века. Они изготовлялись с помощью деревянных форм — «болвашек». С различных деревянных фигурок и предметов делались слепки из специально приготовленной бумажной массы (папье-маше). Затем сделанную таким образом пустотелую игрушку соединяли с простейшими механизмами движения и звучания. Темы таких игрушек самые разные, Это многокрасочные карусели с движущимися фигурками всадников, няньки, качающие барских детей, объедала, пожирающий дичь, вожатый с медведем, девочка на качелях, плясуны, музыканты. Выразительность таких игрушек определялась прежде всего самой формой «болвашки», и поэтому их старались заказывать тем мастерам-резчикам, которые отличались выдумкой и юмором. Имена таких мастеров были известны — это Фигурка, Ф. Челканов, А. Рыжов и другие,

В конце XIX века в Сергиевском Посаде наладили массовый выпуск токарных игрушек, из которых особенно интересны были матрешки разнообразных форм, тем и сюжетов. В музее имеются матрешки — витязи, бояре, воины, крестьяне, а также матрешки на мотивы литературных произведений и юбилейных дат. Уже на рубеже веков Сергиевская матрешка завоевала славу одного из лучших русских сувениров и удерживает ее до сих пор.

Широкую известность приобрели также резные изделия мастеров из деревни Богородской, что находится недалеко от Троицкого монастыря. Более трех веков делают здесь игрушки и мелкую скульптуру из липы, в которых сохраняется и выявляется натуральная красота дерева. Каждая фигурка или композиция из нескольких фигур представляет собой по-народному неторопливый, обстоятельный рассказ о русской деревне, о жизни и нелегком труде крестьянина. Среди этих высокохудожественных произведений выделяются скульптурные композиции семьи Чушкиных, работавшей здесь на рубеже XIX—XX веков.

Лесовики. Мох, шишки, дерево, береста. Вятская губерния. Начало XX в.
Лесовики. Мох, шишки, дерево, береста. Вятская губерния. Начало XX в.

Современные богородские мастера бережно сохраняют традиции и опыт, накопленный предшествующими поколениями. В этом смысле особенно характерны игрушки с применением простых, но остроумных механизмов: баланс, развод, кнопки, планки, которые сообщают игрушкам движение, придавая им занимательность. Любимый герой этих игрушек — смешной, забавный медвежонок, который выступает и дворником, и сталеваром, и футболистом, и мотоциклистом, и даже космонавтом. В таком мягком юморе и затейливости заключено особое очарование богородских изделий. Талант и труд мастеров древнего богородского промысла сегодня получают достойное признание: многие из них удостоены почетного звания «Заслуженный художник РСФСР».

Другие типы деревянных игрушек представлены в музее изделиями ряда районов Севера и Горьковской области. Они отличаются особой лаконичностью и своеобразием. Архангельские плотницкие игрушки {кони и куклы-«панки»), в которых почти нетронутой остается деревянная заготовка, впечатляют особой монументальностью и цельностью формы. Кони из Городца поражают выразительностью силуэта и экспрессией движения.

Интересны расписные игрушки из глины. Один из крупных центров их производства еще в начале прошлого века сложился в слободе Дымково близ Вятки (ныне город Киров). Зарождение и развитие этого промысла связывают с местным праздником «свистунья» или «свистопляска». Специально для этого весеннего, по-народному шумного праздника дымковские мастера и лепили свои игрушки. Это нарядные барыни, величавые кормилицы, разодетые водоноски, забавные всадники, фигурки животных.

Карусель. Глина. Дымковская слобода. 1970-е гг.
Карусель. Глина. Дымковская слобода. 1970-е гг.

Почти каждая дымковская игрушка является произведением искусства, Большая заслуга в этом принадлежит А. А. Мезриной, сохранившей ее традиции и передавшей свое мастерство новым поколениям. Многие авторы игрушек — О.И.Коновалова, 3. В. Пенкина, Е. И. Косс-Деньшина, Е. 3. Кошкина и другие— являются членами Союза художников СССР.

Большую популярность в последнее время приобрели игрушки, которые еще в XIX веке изготовляли в деревне Филимоново Тульской области. Им присущ особый художественный язык, Филимоновские глиняные игрушки-фигурки имеют вытянутые пропорции и «внутренне напряжены», расписаны ритмично повторяющимися полосами зеленого, желтого или красного цвета. Роспись зрительно усиливает необычность их формы, Особенно выразительны коровы, козлы, медведи, бараны— они воспринимаются как экзотические существа, имеющие свой особый характер. Традиции филимоновской игрушки успешно продолжают современные мастерицы.

Помимо названных промыслов в музее представлены игрушки других районов России — Каргополя (Архангельская обл.), Скопина и Выркова (Рязанская обл.), Абашева (Пензенская обл.), Жбанникова (Горьковская обл.). Все они по-своему оригинальны. Это свидетельствует о многообразии русских художественных промыслов, об умении народных мастеров в каждом произведении выражать свою творческую индивидуальность. В экспозиции музея находит отражение также развитие промышленного производства игрушек нашего времени.

Гармонист и девушка. Конь. Резное дерево с росписью
Гармонист и девушка. Конь. Резное дерево с росписью

Искусство народной игрушки, отличаясь особым своеобразием, сохранило до настоящего времени лучшие художественные традиции. Современная игрушка представлена в собрании музея известными традиционными центрами производства. Наибольшей известностью пользуется богородская игрушка народных мастеров деревни Богородское Загорского района. Многообразные по сюжетам, разные по сложности изделия обладают неповторимыми индивидуальными чертами и свидетельствуют о высокой культуре резьбы. Вырезаются они вручную из мягкой липы и сохраняют естественный цвет древесины. Помимо традиционной игрушки в «белье» в небольшом количестве изготовляется также и расписная игрушка. В различных занятных сценах предстает знакомый с детства сказочный мир с добродушными медвежатами, зайцами и козлятами. Такова работа известного резчика А. Г. Шишкина «Серенький козлик». С большим мастерством выполнены сборные, состоящие из многочисленных сцен игрушки, например «Заюшкина избушка» А. Ф. Бадаева и «Солнце, Месяц и Ворон-Воронович» В. Т. Полинова, талантливого мастера старшего поколения. Многие богородские игрушки словно оживают на глазах. Их фигурки вдруг начинают двигаться при помощи простых устройств: кнопки, передвижных планочек, подвеса или баланса. И даже листочки на деревьях, укрепленные на спиральных проволочках, иногда слегка колышутся. Отдельные игрушки, такие, как «Рассказ охотника» В. Ф. Бадаева или «Пожарники» В. С. Шишкина, исполнены с мягким юмором. В других, более сложных многофигурных произведениях воспроизводятся различные реальные события. Особенный интерес среди них представляет «Красный обоз» Н. А. Ерошкина. В работах последних лет наблюдается стремление расширить круг традиционных тем, полнее отразить в своем искусстве жизнь народа. Об этом свидетельствуют такие композиции, как «Строительная бригада» Н. И. Максимова, «Медведь-точильщик» Д. С. Горшкова, «Спутник» Н. Н. Бадаева.

Игрушка из папье-маше. Сергиев Посад. XIX в.
Игрушка из папье-маше. Сергиев Посад. XIX в.

Большой популярностью пользуется расписная деревянная игрушка Горьковской области, разнообразная по форме и по декоративным приемам. Топорная городецкая игрушка (рубленная топором) с лихо скачущими красными и черными конями И. С. Игнатьева украшается замысловатой росписью с белыми оживками. Особенно интересны сюжетные композиции талантливого мастера И. А. Мазина в наборе мебели для кукол. Резко отличается по росписи федосеевская игрушка Семеновского района. Праздничная, ярко-желтая, она покрывается простыми плавными контурными побегами и алыми цветами или лиловыми ягодками. Помимо меленок, пароходов, каталок одаренные мастера М, Седов, А. Л. Котиков, А. И. Мордашев создали сложные игрушки с движением: «Косцы», «Молотьба» и др. Особенно красочны и нарядны многоцветные росписи токарных игрушек. Семеновские игрушки славятся своей звучной, жизнерадостной росписью и дивными гибкими узорами. Ими украшаются различные наборы, каталки, водовозные бочки, самовары, карусели и раскрасавицы матрешки. Полховско-майданские игрушки Вознесенского района отличаются наиболее интенсивными по цвету росписями. Односложные крупные цветочные мотивы и пейзажи на коробках, погремушках и свистульках исполняются контрастными, несколько ядовитыми малиновыми, зелеными, синими, красными красками. В золотистых миниатюрных воротиловских наборах Городецкого района используются травные и цветочные хохломские росписи. Широкую известность снискала подмосковная токарная расписная игрушка. Загорская игрушка фабрики № 1, особенно матрешка, почти сплошь расписывается по заранее выжженному контуру. В работах С. М. Хованского очерченные темным контуром узоры выступают на золотистом фоне дерева. Подольские токари-«бирюлишники» (села Бабенки, Вороново) изготовляют миниатюрные полированные и расписные наборы. Не менее интересна коллекция глиняных лепных игрушек. В них наиболее ярко проявляются традиционные архаичные формы, ограниченные определенным кругом фигур. Красочная и праздничная дымковская игрушка (г. Киров) отличается своим особым, ярко выраженным стилем и колоритом. Ее причудливые разноцветные росписи на ослепительно белом фоне играют всеми цветами радуги. Прежние свистульки, нарядные кормилицы и барыни вытесняются в последнее время небольшими жанровыми сценками, исполненными с большой изобретательностью и выдумкой. Здесь и красные конники Л. Г. Фокиной, и «Мать-героиня» 3. В. Пенкиной, и «Русский чай» Л. С. Фалалеевой, и многое другое. Эти работы свидетельствуют о новых поисках одаренных мастериц. Каргопольская игрушка (деревни Гринево, Коншино Архангельской области) свидетельствует о тонком колористическом мастерстве художников. Ее орнаментальным росписям как на светлых, так и на темных фонах свойственна приглушенная цветовая гамма.

В некоторых районах до сих пор изготовляются нарядные свистульки. Среди них наиболее архаична по своим формам тульская игрушка (деревня Филимоново Одоевского района) с традиционными коньками, оленями, баранами, птицами, человеческими фигурками. Последние особенно отличаются удлиненными формами. Коньки и птицы украшаются узкими зелеными и красными полосками по желтому фону, и только женские фигурки с широкими колоколообразными юбками расписываются растительными узорами. К числу одноцветных

свистулек с незначительной росписью относится красная, зеленая, синяя жбанниковская игрушка (деревня Рыжухино Городецкого района Горьковской области) в виде уточек, баранов, коней, украшенная простыми цветочками и мазками. Нарядная абашевская игрушка (Беднодемьяновский район Пензенской области) со сказочными ярко-красными и малиновыми оленями и павами расцвечивается серебряными росписями.