Живопись XVI века
Творческие достижения Дионисия и мастеров его круга были восприняты и во многом продолжены художниками XVI века.
Искусство Москвы с этого времени становится ведущим. Произведения XVI века
сохраняют высокий художественный уровень, но содержание их глубоко отлично от
содержания произведений предшествовавшей поры, как и различны сами эпохи, породившие их.
XVI век — время, когда в политической, экономической и культурной жизни страны происходят существенные изменения. С одной
стороны, Русское государство окончательно утвердило свой международный престиж, значительно расширило границы, а с другой
— эти успехи сопутствовали укреплению центральной власти, усилению крепостничества.
|
Воздвижение креста. Икона. XVI век
|
Творчество иконописцев все больше и больше становится под контроль государства и церкви. В их произведениях ярко выступают
различного рода политические и морализующе-назидательные мотивы.
В это время широкое распространение получает изображение Спаса-Вседержителя. На одной из икон музея можно видеть интересный
образ его, отличающийся редкой индивидуальностью трактовки: овал лика удлиненный, твердый, пронзительный взгляд обращен
влево, брови высоко подняты, крупный нос с легкой горбинкой загнут книзу. Все в его облике дышит неземной мощью. Это не
«милостивый» Спас Андрея Рублева, а образ грозного небесного царя, сила и мощь которого должны были как бы напомнить и о
величии власти царя земного.
Интересным памятником эпохи является икона «Новозаветная Троица»,или, как она часто называется,«Отечество».Одним
из замечательных достоинств древнерусских иконописцев всегда было их умение воплотить в конкретных художественных образах
сложные, отвлеченные идеи.
|
Положение во гроб. Плащаница. Шитье. 1561. Мастерская Старицких
|
Икона «Новозаветная Троица» свидетельствует о поисках наиболее конкретной и понятной формы для выражения идеи единства
Троицы, где каждый из ее символов приобретает зримый образ. Произведение отличается мастерством исполнения, красивым колоритом,
построенным на сочетании насыщенных красных, темно-зеленых, белых и охристых красок.
Для XVI века характерны большие иконы с многофигурными композициями. Таковаикона «Воздвижение креста».Она происходит
из церкви села Воздвиженского, что находится недалеко от Троицкого монастыря и где был расположен путевой дворец московских
государей.
Икона двухчастная.
Основное внимание уделено верхней части, где запечатлено христианское предание о торжественном воздвижении креста на площади
перед Софийским собором в городе Константинополе.
Все произведение красочно и нарядно. Основная идея — прославление христианства, поднятие его авторитета — была созвучна
политике Русского государства, присоединявшего тогда нерусские народности и насаждавшего христианство.
Тот большой интерес, который проявлен в иконе к изображению архитектуры, передаче одежд, рассказу о поисках креста, свидетельствовал
о растущей любознательности к окружающему миру, об усилении повествовательности в живописи.
Эти черты в еще большей степени заметны в так называемых житийных иконах, дававших простор творческой фантазии мастеров.
Обычно это иконы больших размеров, где в центре помещено строгое, каноническое изображение святого или святой, а по сторонам
в маленьких клеймах-картинках подробно и последовательно развертываются сцены из их жизни.
Интересным типом такой иконы является икона «Ксения с житием»,вложенная в Троицкий монастырь княгиней Киликией
Ушатой в 1551 году. На среднике Ксения представлена с развернутым свитком в одной руке и с крестом в другой. Фигура ее стройная,
легкая. Вокруг, в шестнадцати клеймах, рассказывается о ее жизни: рождении, сватовстве женихов, намерении покинуть родительский
дом, о путешествии по бурному морю, об основании монастыря и других событиях. Все они происходят на фоне многочисленных
и весьма разнообразных архитектурных построек. Каждое клеймо пронумеровано и имеет киноварную пояснительную надпись.
Фон иконы золотой. Живопись отличается несколько темноватым колоритом, хотя местами много киноварных и белых пятен. Возможно,
что икона написана одним из троицких мастеров.
|