Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Живопись XVI века

Творческие достижения Дионисия и мастеров его круга были восприняты и во многом продолжены художниками XVI века. Искусство Москвы с этого времени становится ведущим. Произведения XVI века сохраняют высокий художественный уровень, но содержание их глубоко отлично от содержания произведений предшествовавшей поры, как и различны сами эпохи, породившие их.

XVI век — время, когда в политической, экономической и культурной жизни страны происходят существенные изменения. С одной стороны, Русское государство окончательно утвердило свой международный престиж, значительно расширило границы, а с другой — эти успехи сопутствовали укреплению центральной власти, усилению крепостничества.

Воздвижение креста. Икона. XVI век
Воздвижение креста. Икона. XVI век

Творчество иконописцев все больше и больше становится под контроль государства и церкви. В их произведениях ярко выступают различного рода политические и морализующе-назидательные мотивы.

В это время широкое распространение получает изображение Спаса-Вседержителя. На одной из икон музея можно видеть интересный образ его, отличающийся редкой индивидуальностью трактовки: овал лика удлиненный, твердый, пронзительный взгляд обращен влево, брови высоко подняты, крупный нос с легкой горбинкой загнут книзу. Все в его облике дышит неземной мощью. Это не «милостивый» Спас Андрея Рублева, а образ грозного небесного царя, сила и мощь которого должны были как бы напомнить и о величии власти царя земного.

Интересным памятником эпохи является икона «Новозаветная Троица»,или, как она часто называется,«Отечество».Одним из замечательных достоинств древнерусских иконописцев всегда было их умение воплотить в конкретных художественных образах сложные, отвлеченные идеи.

Положение во гроб. Плащаница. Шитье. 1561. Мастерская Старицких
Положение во гроб. Плащаница. Шитье. 1561. Мастерская Старицких

Икона «Новозаветная Троица» свидетельствует о поисках наиболее конкретной и понятной формы для выражения идеи единства Троицы, где каждый из ее символов приобретает зримый образ. Произведение отличается мастерством исполнения, красивым колоритом, построенным на сочетании насыщенных красных, темно-зеленых, белых и охристых красок.

Для XVI века характерны большие иконы с многофигурными композициями. Таковаикона «Воздвижение креста».Она происходит из церкви села Воздвиженского, что находится недалеко от Троицкого монастыря и где был расположен путевой дворец московских государей.

Икона двухчастная. Основное внимание уделено верхней части, где запечатлено христианское предание о торжественном воздвижении креста на площади перед Софийским собором в городе Константинополе.

Все произведение красочно и нарядно. Основная идея — прославление христианства, поднятие его авторитета — была созвучна политике Русского государства, присоединявшего тогда нерусские народности и насаждавшего христианство.

Тот большой интерес, который проявлен в иконе к изображению архитектуры, передаче одежд, рассказу о поисках креста, свидетельствовал о растущей любознательности к окружающему миру, об усилении повествовательности в живописи.

Эти черты в еще большей степени заметны в так называемых житийных иконах, дававших простор творческой фантазии мастеров. Обычно это иконы больших размеров, где в центре помещено строгое, каноническое изображение святого или святой, а по сторонам в маленьких клеймах-картинках подробно и последовательно развертываются сцены из их жизни.

Интересным типом такой иконы является икона «Ксения с житием»,вложенная в Троицкий монастырь княгиней Киликией Ушатой в 1551 году. На среднике Ксения представлена с развернутым свитком в одной руке и с крестом в другой. Фигура ее стройная, легкая. Вокруг, в шестнадцати клеймах, рассказывается о ее жизни: рождении, сватовстве женихов, намерении покинуть родительский дом, о путешествии по бурному морю, об основании монастыря и других событиях. Все они происходят на фоне многочисленных и весьма разнообразных архитектурных построек. Каждое клеймо пронумеровано и имеет киноварную пояснительную надпись. Фон иконы золотой. Живопись отличается несколько темноватым колоритом, хотя местами много киноварных и белых пятен. Возможно, что икона написана одним из троицких мастеров.