Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Резьба по камню

Русские мастера издавна славились искусством резьбы по камню. Самый крупный и прославленный центр камнерезного искусства — Урал. Свердловские мастера, использующие твердый пестрый камень, удивительно тонко чувствуют неповторимое своеобразие и богатство различных оттенков породы и ее расцветки. С большим искусством выполнены ими изделия из яшмы, известной своим бесконечным цветовым богатством и природной фантастической игрой прожилок. В музее представлено большое многообразие яшм красных оттенков — от густых темно-холодных до теплых сургучных и желтоватых тонов. Необычно выглядят предметы из редко встречающегося темно-розового камня орлеца (родонита), имеющего различные оттенки, вплоть до светло-розового с тонкими черными жилками и необычными «игольчатыми» вкраплениями. Но особенной славой пользуются произведения из необычайно красивого малахита, имеющего то прихотливые извивы светло-бирюзового «ленточного» узора, то темные изумрудные разводы. Составляются эти предметы из отдельных пластинок камня и искусно скрепляются малахитовой мастикой.

Особенно интересны работы замечательного резчика Н. Д. Татаурова, мастера-малахитчика А. Н. Оберюхтина и главного художника завода «Русские самоцветы» Е. Е. Васильева, заслуженного художника РСФСР.

Из мягких пород камня изготовляются резные художественные изделия, главным образом миниатюрная скульптура. Кунгурские камнерезы Пермской области используют пестро-цветный, с серыми и желтыми пятнами кальцит, очень хрупкий «солнечный» розовато-желтый селенит, почти черный серпентин, а также одноцветный белый и желтоватый ангидрит. В отдельных произведениях пестрый камень сочетается с гладким черным или белым.

Искусство резьбы по мягкому камню получило при содействии уральских мастеров новое развитие в камнерезном центре «Борнуковская пещера», созданном в 1929 году в Бутурлинском районе Горьковской области. Борнуковские камнерезы умело используют природную красоту обладающего богатейшими расцветками мрамороподобного ангидрита. Этот полупрозрачный камень легко полируется. Оригинальные скульптуры известного резчика П. А. Баландина «Полярный медведь» и «Тигр» были в 1937 году на Международной выставке в Париже отмечены золотой медалью. Полосатые разводы в пластичной по форме и движению фигурке отдыхающего тигра очень искусно выявлены светлыми прожилками желтоватого камня, мерцающего золотистыми искорками. Помимо мелких фигур животных здесь изготовляются точеные вазы, пудреницы, пепельницы, иногда дополнительно украшенные резьбой. Тувинские камнерезы создают свои скульптуры из агальматолита — светло-сероватого, бурого, охристо-желтоватого камня.