Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Кружевные изделия

Современное кружевоплетение свидетельствует о большом профессиональном мастерстве. Оно развивается в старинных прославленных центрах — Вологде, Ельце, Советске (бывш. слобода Кукарка), Михайлове, Киришах. Исполненные вручную на коклюшках, в характерной и традиционной для каждого района манере, эти декоративные кружевные салфетки, дорожки, скатерти и другие изделия представляют собой подлинные произведения искусства. Наиболее декоративным является вологодское кружево, с крупными, густыми, выразительными узорами. Образуются они из беспрерывной, одинаковой по ширине и плотности плетения извилистой белой плетеной тесьмы — полотнянки, называемой вилюшкой, четко выступающей белым силуэтом на сквозной решетке фона.

Г. Я. Гусева. Платок «Загорск». Текстильно-галантерейная фирма «Весна»
Г. Я. Гусева. Платок «Загорск». Текстильно-галантерейная фирма «Весна»

Елецкое кружево Орловской области отличается большим изяществом и легкостью. Этому способствует неоднородность тесьмы, имеющей различные дополнительные разработки. Они искусно используются для чередования ажурных и плотных участков растительного узора. Значительное внимание уделяется также фоновой сетке кружева, которая обогащается тонкими мелкими узорами.

Кировское кружево города Советска имеет лаконичные, с крутыми изгибами густые узоры с характерными декоративными разработками, отличающимися большой тонкостью и сложностью. Так, в ажурных частях полотнянки встречаются то оригинальные «паучки», то сетка, а в ее плотных участках местами мелкие дырочки. Фоновая сетка имеет более крупный и густой узор.

С большим мастерством и любовью выполнено декоративное панно «Дружба народов» 3. А. Вараксиной. Здесь современный сюжет гармонично переплетается со старинными мотивами коужева. Многофигурная композиция, состоящая из трех ярусов, приобретает особую графическую четкость благодаря белой скани — узкого, круто скрученного жгута, обрисовывающего все контуры оригинального рисунка.

Киришское кружево выплетается в нескольких деревнях Ленинградской области (Захожье, Заднево и др.). Простые, ритмически повторяющиеся узоры выполняются легкой ажурной полотнянкой. До последнего времени фоновая сетка у них отсутствовала. В обводе нередко используются цветные нитки.

Многоцветное михайловское кружево Рязанской области отличается своей яркой декоративностью и иной техникой плетения. Узоры, состоящие из одного повторяющегося рапорта, выплетаются «численной» техникой по памяти из более толстых ниток, только на простой решетке. Они образуют широкие узорные прошвы и края с крупными выступающими зубцами, составляющие нарядное украшение полотенец и скатертей. Эти красные и синие, зеленые и желтые кружева в готовых изделиях сочетаются с традиционной рязанской вышивкой или узорным ткачеством.

Особый интерес представляет тонкое кадомское кружево Рязанской области, шитое иглой. На мелкой сквозной сетке фона обрисовывается легкий геометрический рисунок с цветочными розетками. Эти ритмически повторяющиеся узоры заполнены тонкой штопкой и обведены белыми нитками.