Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Надкладезная часовня (конец XVII в.)

В конце XVII века над родником, обнаруженным во время одного из ремонтов западной паперти Успенского собора, была поставлена оригинальная часовня с колодцем на месте алтаря. Небольшая по размерам, богато декорированная резьбой и росписью, она устроена по образцу московских ярусных храмов XVII века. Удачно ее местонахождение: изяществом пропорций, изысканностью форм, веселостью и цветистой нарядностью она подчеркивает строгость и монументальность Успенского собора.

Надкладезная часовня. Конец XVII века
Надкладезная часовня. Конец XVII века

Современный вид часовни отличается от первоначального: в 1806 году на ней была заменена глава и число фронтонов было уменьшено от восьми до четырех.

Надкладезная часовня (конец XVII в.) и Успенский собор (1559—1585)
Надкладезная часовня (конец XVII в.) и Успенский собор (1559—1585)

Поставленная в одно время с Трапезной и царскими Чертогами, также обильно украшенная спаренными витыми колонками, пышными наличниками окон, лепниной и пестрой раскраской, она является связующим звеном между этими двумя зданиями. Цветистая и нарядная часовня имеет определенное значение в композиции древней площади перед Троицким и Успенским соборами, подчеркивая ее масштаб.

Надкладезная часовня. Конец XVII в. Фасад и план. Чертеж XVIII в.
Надкладезная часовня. Конец XVII в. Фасад и план. Чертеж XVIII в.

Надкладезная часовня появилась на месте родника, который пробился на этом месте во время одного из ремонтов прежней паперти Успенского собора. Вначале над этим родником был поставлен сруб в виде кельи, а затем его сменила существующая ныне часовня.

Надкладезная часовня повторяет образец так называемых ярусных храмов, ставших одним из излюбленных типов алосковского зодчества в конце XVII века: над нижним квадратным в плане четвериком возвышаются три последовательно уменьшающихся восьмерика, верхний из которых увенчан куполом и крестом. При относительно небольших размерах (6X6 м в плане и 21 м в высоту с крестом) часовня Успенского колодца поражает изяществом пропорций и изысканностью своих форм. Кажется, будто строители после долгого и серьезного труда по возведению огромных зданий Трапезной и Чертогов как бы дали волю своему чувству и любовно вылепили эту игрушку, накинув на нее многоцветный кружевной покров из искусной каменной резьбы. Белокаменные витые колонки с причудливыми сплетениями из цветов и плодов располагаются парами по углам четверика, обрамляют окна и, выполненные в другом материале — в цветной майолике, украшают грани и окна второго яруса.

Внутреннее пространство Надкладезной часовни открыто от пола до купола; гладкие стены не имеют украшений. После вычурного убранства фасадов зодчие как бы давали возможность отдохнуть глазу внутри часовни, (Окраска и роспись в интерьере появились только в XIX в.).

Памятник дошел до наших дней без существенных изменений — были утрачены лишь белокаменные шары над углами нижнего яруса (восстановлены в 1981 г.) да сняты четыре фронтона с криволинейной кровли второго восьмерика.

Часовня примыкала к паперти Успенского собора, но после разборки последней стала самостоятельным центрическим объемом, что значительно усилило ее выразительность. (О связи с папертью напоминает отсутствие окон на северовосточной грани часовни.) Своими небольшими размерами, многогранной формой, насыщенностью резьбой и цветом Надкладезная часовня резко контрастирует с огромным Успенским собором и его гладкими белыми стенами. Этот контраст усиливает впечатление строгости и монументальности форм одного и подчеркивает почти ювелирную отделку и нарядность другого сооружения.