Надкладезная часовня (конец XVII в.)
В конце XVII века над родником, обнаруженным во время одного из ремонтов западной паперти Успенского собора, была поставлена
оригинальная часовня с колодцем на месте алтаря. Небольшая по размерам, богато декорированная резьбой и росписью, она устроена
по образцу московских ярусных храмов XVII века. Удачно ее местонахождение: изяществом пропорций, изысканностью форм, веселостью
и цветистой нарядностью она подчеркивает строгость и монументальность Успенского собора.
|
Надкладезная часовня. Конец XVII века
|
Современный вид часовни отличается от первоначального: в 1806 году на ней была заменена глава и число фронтонов было уменьшено
от восьми до четырех.
|
Надкладезная часовня (конец XVII в.) и Успенский собор (1559—1585)
|
Поставленная в одно время с Трапезной и царскими Чертогами, также обильно
украшенная спаренными витыми колонками, пышными наличниками окон, лепниной и пестрой раскраской, она является связующим звеном
между этими двумя зданиями. Цветистая и нарядная часовня имеет определенное значение в композиции древней площади перед Троицким
и Успенским соборами, подчеркивая ее масштаб.
|
Надкладезная часовня. Конец XVII в. Фасад и план. Чертеж XVIII в.
|
Надкладезная часовня появилась на месте родника, который пробился на этом месте во время одного из ремонтов прежней паперти
Успенского собора. Вначале над этим родником был поставлен сруб в виде кельи, а затем его сменила существующая ныне часовня.
Надкладезная часовня повторяет образец так называемых ярусных храмов, ставших одним из излюбленных типов алосковского
зодчества в конце XVII века: над нижним квадратным в плане четвериком возвышаются три последовательно уменьшающихся восьмерика,
верхний из которых увенчан куполом и крестом. При относительно небольших размерах (6X6 м в плане и 21 м в высоту с крестом)
часовня Успенского колодца поражает изяществом пропорций и изысканностью своих форм. Кажется, будто строители после долгого
и серьезного труда по возведению огромных зданий Трапезной и Чертогов как бы дали волю своему чувству и любовно вылепили
эту игрушку, накинув на нее многоцветный кружевной покров из искусной каменной резьбы. Белокаменные витые колонки с причудливыми
сплетениями из цветов и плодов располагаются парами по углам четверика, обрамляют окна и, выполненные в другом материале
— в цветной майолике, украшают грани и окна второго яруса.
Внутреннее пространство Надкладезной часовни открыто от пола до купола; гладкие стены не имеют украшений. После вычурного
убранства фасадов зодчие как бы давали возможность отдохнуть глазу внутри часовни, (Окраска и роспись в интерьере появились
только в XIX в.).
Памятник дошел до наших дней без существенных изменений — были утрачены лишь белокаменные шары над углами нижнего яруса
(восстановлены в 1981 г.) да сняты четыре фронтона с криволинейной кровли второго восьмерика.
Часовня примыкала к паперти Успенского собора, но после разборки последней стала самостоятельным центрическим объемом,
что значительно усилило ее выразительность. (О связи с папертью напоминает отсутствие окон на северовосточной грани часовни.)
Своими небольшими размерами, многогранной формой, насыщенностью резьбой и цветом Надкладезная часовня резко контрастирует
с огромным Успенским собором и его гладкими белыми стенами. Этот контраст усиливает впечатление строгости и монументальности
форм одного и подчеркивает почти ювелирную отделку и нарядность другого сооружения.
|