Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Прялки и донца

Украшению некоторых предметов домашнего быта придавалось особенно много внимания. Это крестьянская прялка — древнее и простейшее приспособление для изготовления пряжи. В тех местах, где были сильно развиты художественные традиции обработки дерева, возникли центры прялочного производства. Такими районами были Ярославская, Нижегородская и северные губернии с их богатыми традициями орнаментальной резьбы и росписи по дереву.

Прялки. Архангельская губерния. XIX век
Прялки. Архангельская губерния. XIX век

Следует обратить внимание на прялки лопатообразной формы Вологодской области. Для них характерен широкий прямоугольный гребень на довольно тонкой, почти гладкой ножке. Лицевую сторону гребня обычно покрывали резным узором с крупной розеткой. Вся резьба у вологодских прялок крупная, сочная, декоративная. Прялки Тарногского района выделяются глубокой, четкой и строгой по своим композициям резьбой. Часто на лопасти не оставалось и сантиметра дерева, не тронутого резьбой, но все выдерживалось в одном ключе величавости, торжественности и наивной простоты, которые характерны лишь для подлинных произведений народного искусства.

В некоторых районах Архангельской области прялки также было принято украшать резьбой. Так, например, в Каргополье, на Кенозере, в Лядинах техника трехгранно-выемчатой резьбы имела широкое распространение. Необычной была здесь форма самой прялки — с более приземистой и низкой ножкой, которая подчеркивала ее устойчивость и тяжеловесность.

фрагмент
фрагмент

Черты монументальности характерны для прялок Калининской области. В основе их конструкции лежит прялка со стояком из сплошной широкой доски. Мастера покрывали лопасть крупной декоративной резьбой, в узоре которой основное место занимала розетка.

В Ярославской области бытовали два типа прялок. Одни прялки «столбчатые». Они состоят из донца и вставляющегося в него стояка в форме столбика с окошечками. Стояк заканчивается маленькой головкой, украшенной трехгранно-выемчатой резьбой. По форме и резному декору столбчатые прялки напоминают высокие стройные шатры колоколен XVII века. Резали их из твердых пород дерева.

Совсем иные «теремковые» прялки. Донце и стояк ярославской теремковой прялки делались из единого куска дерева, куда входил и корень. Широкая у основания ножка постепенно суживается и заканчивается маленьким гребнем в виде остроконечного кокошника. На ножке контурной и ногтевидной техникой резали сцены чаепитий, танцев, катаний, сцены свиданий, а выше помещали изображение терема с часами. Вероятно, поэтому за прялками закрепилось название «теремковые».

Не менее широко, чем резьба, применялась в декоре прялок и роспись. Особенно значительна по разнообразию и богатству художественных мотивов роспись, распространенная на обширной территории Северной Двины. Особое место среди северодвинских росписей занимает Пермогорье. Мастер сначала на лопасть прялки наносил кистью четкий контур рисунка черной краской, а затем уже раскрашивал его ярко-красной киноварью, зеленым и солнечно-желтым цветом. Прялки Пермогорья отличаются гармонией колорита и большим разнообразием' жанровых сцен, размещенных среди растительного орнамента. Особенно любили писать сцены чаепитий, посиделок и катаний.

В изображениях коней и выездов с молодцами и девицами в санях непревзойденными оказались мастера Борка, Нижней Тоймы и Пучуги. Обилие позолоты, композиция росписи с делением на «три става» (где нижний став занимает обычно возок) и нарядность отличают их от гармоничных по цвету прялок Пермогорья.

Совершенно оригинальна роспись прялок села Палощелья на реке Мезени. Для мезенской росписи характерен геометрический орнамент, который выступает в соединении с фризами с изображением оленей, коней и птиц. Колорит ее сдержанный, цветовая гамма скупа. Мастера Палощелья использовали для росписи только сажу и темно-красную береговую глину, которую потом заменил сурик.

Кроме прялок на Мезени широкое распространение получила роспись лубяных коробов.

В XIX веке большой известностью пользовалась городецкая роспись на донцах. В центральных областях прялкой служил гребень с резным донцем. Кленовый или березовый гребень с большим количеством тонких зубьев, поднятый на высокую ножку, вставлялся в головку донца. Исследователи предполагают, что трехгранно-выемчатая резьба на донцах бытовала в бывших Ярославской и Костромской губерниях.

В Городце (Горьковская область) возник в начале XIX века редкий в русском народном искусстве прием скобчатой резьбы с инкрустацией мореным дубом. На донцах изображались сцены охоты, выезды в каретах, всадники, дамы и кавалеры.

Во второй половине XIX века резьба на городецких донцах сменилась росписью. Мастер не наносил предварительного рисунка. Роспись исполнена быстрыми и свободными движениями кисти. Мастеров увлекали красочные сочетания яркой росписи, виртуозное исполнение пышных розанов и жанровые сцены, взятые из жизни городского мещанства. Писались даже исторические композиции, например, на донце 1881 года дана сцена сражения русских войск у стен Андрианополя. Роспись имеет подпись автора — Поляков Гавриил Лаврентьевич из деревни Хлебаихи.

В северных областях России, особенно в Архангельской, имели распространение в XIX веке прялки, украшенные кистевой росписью. Художественные особенности кистевых росписей в значительной степени обусловлены приемом выполнения орнамента кистью от руки, без предварительного рисунка. Поэтому в ней свобода и непринужденность композиции, нет точной симметрии, большое разнообразие мотивов. Живопись наносилась крупными, сочными мазками с применением белых оживок.

Кистевая роспись исполнялась на крупных бытовых предметах— люльках, сундуках и даже на стенах изб. Пышный цветочный узор покрывал во многих домах филенки перегородок и дверей, шкафов и судниц, подпечков и голбцев. Он шел по балкам и столбам полатей, украшал полочки для икон. Такой интерьер крестьянской избы выглядел весело, нарядно, празднично.