|
Живопись второй половины XIV века
Древнейшие иконы в экспозиции относятся ко второй половине XIV века. Среди них можно видеть редкие памятники юго-славянского
и византийского письма, оригинальные произведения некоторых древних феодальных княжеств Руси, свидетельствующие об устойчивых
стилистических особенностях определенных художественных школ. Обращает на себя внимание редкая по иконографии и совершенная
по письму икона «Анна с младенцем Марией». Анна, закутанная в красный мафорий, склонив голову, ласково прижимает к себе
свою дочь Марию; глаза ее под густыми черными бровями полны печали. Художник создал удивительно мягкий, нежный образ, наделив
его привлекательными чертами восточной женской красоты. Лик Анны написан теплыми сероватыми охрами, без подрумянки, с искусно
наложенными тенями, что придает ему объемность. Совершенно иная манера письма чувствуется в одеждах. Колорит их яркий, построен
на смелом сочетании киновари и зелени. Характер письма, цветовое решение, необычность иконографии заставляют отнести это
произведение к кругу юго-славянских, и в частности сербских, памятников живописи. Существует предположение, что эта икона
привезена на гробе одного из сербских бояр, а именно Воейка Войтеговича, перешедшего в XIV веке на службу к московскому
князю и похороненного на территории Троице-Сергиева монастыря.
|
Икона «Никола Мирликийский». Вторая половина XIVв. Ростовская школа.
|
Великолепным памятником византийского письма является икона«Богоматерь Перивлепта».На золотом фоне красивым силуэтом
вырисовывается фигура богоматери с младенцем. Все изображение проникнуто духом торжественной церемониальное™. Древние документы
свидетельствуют, что икона — «царьградского письма». Примечательно и то, что она сохранила свое греческое название. Перивлепта
в переводе с греческого означает «прекрасная видом». О нерусском происхождении иконы говорят и темное письмо ликов, и изысканный
колорит лиловато-коричневых, темно-синих, золотисто-оранжевых тонов, и превосходный рисунок, подчеркивающие необыкновенную
утонченность и аристократичность образов.
|
Богоматерь Владимирская. Икона московской школы. Конец XIV — начало XV века. Вклад М. В. Образцова
|
Неповторима и своеобразна живопись древнего Пскова. Некоторое представление о ней дает образ Богоматери Тихвинской, созданный
псковским мастером во второй половине XIV века. Он отличается большой индивидуальностью решения. Образ запоминается своей
суровостью и большой внутренней напряженностью, чему в немалой степени содействует несколько сумрачный, характерный для
псковских произведений колорит.
|
Икона «Богоматерь Одигитрия». Конец XIV —начало XVв.
|
Большой интерес вызывает икона «Никола Мирликийский»,принадлежавшая, по преданию, основателю монастыря Сергию Радонежскому
и происходящая, по всей вероятности, из Ростова. В рамках традиционной иконографии безымянный художник создал образ, поражающий
одновременно и человеческой простотой, и величием духа. Это, несомненно, русский Никола, в изображении которого часто воплощались
народные представления о нем как об одном из самых добрых заступников и помощников во всех житейских делах. Общему замыслу
произведения отвечает и колорит иконы, построенный на сочетании немногих, близких по тону, но очень насыщенных красок: желтых,
коричневых, красных.
| |