Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Живопись второй половины XIV века

Древнейшие иконы в экспозиции относятся ко второй половине XIV века. Среди них можно видеть редкие памятники юго-славянского и византийского письма, оригинальные произведения некоторых древних феодальных княжеств Руси, свидетельствующие об устойчивых стилистических особенностях определенных художественных школ. Обращает на себя внимание редкая по иконографии и совершенная по письму икона «Анна с младенцем Марией». Анна, закутанная в красный мафорий, склонив голову, ласково прижимает к себе свою дочь Марию; глаза ее под густыми черными бровями полны печали. Художник создал удивительно мягкий, нежный образ, наделив его привлекательными чертами восточной женской красоты. Лик Анны написан теплыми сероватыми охрами, без подрумянки, с искусно наложенными тенями, что придает ему объемность. Совершенно иная манера письма чувствуется в одеждах. Колорит их яркий, построен на смелом сочетании киновари и зелени. Характер письма, цветовое решение, необычность иконографии заставляют отнести это произведение к кругу юго-славянских, и в частности сербских, памятников живописи. Существует предположение, что эта икона привезена на гробе одного из сербских бояр, а именно Воейка Войтеговича, перешедшего в XIV веке на службу к московскому князю и похороненного на территории Троице-Сергиева монастыря.

Икона «Никола Мирликийский». Вторая половина XIVв. Ростовская школа.
Икона «Никола Мирликийский». Вторая половина XIVв. Ростовская школа.

Великолепным памятником византийского письма является икона«Богоматерь Перивлепта».На золотом фоне красивым силуэтом вырисовывается фигура богоматери с младенцем. Все изображение проникнуто духом торжественной церемониальное™. Древние документы свидетельствуют, что икона — «царьградского письма». Примечательно и то, что она сохранила свое греческое название. Перивлепта в переводе с греческого означает «прекрасная видом». О нерусском происхождении иконы говорят и темное письмо ликов, и изысканный колорит лиловато-коричневых, темно-синих, золотисто-оранжевых тонов, и превосходный рисунок, подчеркивающие необыкновенную утонченность и аристократичность образов.

Богоматерь Владимирская. Икона московской школы. Конец XIV — начало XV века. Вклад М. В. Образцова
Богоматерь Владимирская. Икона московской школы. Конец XIV — начало XV века. Вклад М. В. Образцова

Неповторима и своеобразна живопись древнего Пскова. Некоторое представление о ней дает образ Богоматери Тихвинской, созданный псковским мастером во второй половине XIV века. Он отличается большой индивидуальностью решения. Образ запоминается своей суровостью и большой внутренней напряженностью, чему в немалой степени содействует несколько сумрачный, характерный для псковских произведений колорит.

Икона «Богоматерь Одигитрия». Конец XIV —начало XVв.
Икона «Богоматерь Одигитрия». Конец XIV —начало XVв.

Большой интерес вызывает икона «Никола Мирликийский»,принадлежавшая, по преданию, основателю монастыря Сергию Радонежскому и происходящая, по всей вероятности, из Ростова. В рамках традиционной иконографии безымянный художник создал образ, поражающий одновременно и человеческой простотой, и величием духа. Это, несомненно, русский Никола, в изображении которого часто воплощались народные представления о нем как об одном из самых добрых заступников и помощников во всех житейских делах. Общему замыслу произведения отвечает и колорит иконы, построенный на сочетании немногих, близких по тону, но очень насыщенных красок: желтых, коричневых, красных.