Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Вышивка

В современных вышивках превосходно развиваются глубокие народные традиции орнаментального и изобразительного искусства. В украшении оригинальных нарядных скатертей, полотенец, занавесей и других изделий умело используются известные приемы шитья и своеобразные специфические черты народной вышивки. К одному из древнейших видов русского шитья относятся строчевые вышивки со сквозными швами. Особенно высокими художественными достоинствами отличается тончайший ажур белой сновочной строчки, которой в совершенстве владеют мастерицы фабрики «Крестецкая строчка» Новгородской области.

С большим искусством используются здесь миниатюрные разработки рассыпного гипюра, представляющие сочетания насновки и настила. Из легкой паутинки ажурных переплетений составляется богатое узорочье одежд женских фигур в оригинальной композиции «Ансамбль «Березка» А. И. Кислиной. Эти необыкновенно тонкие вышивки похожи на изысканное кружево.

Л. Д. Шестакова. Ковер «Поля Родины». Московская область
Л. Д. Шестакова. Ковер «Поля Родины». Московская область

Легкая и нарядная катунская строчка (Горьковская область) представляет другую разновидность гипюра. Основные мелкие элементы геометрического узора исполняются плотным настилом. Исключение составляют густые пушистые веточки в покрывале «Ветка» В. Т. Куликовой. Орнаменты в этих вышивках обычно окружены сквозными клетками сетки, в то время как вся остальная ажурная часть фона заполняется мелкой узорной паутинкой, называемой тенью.

В отличие от белой строчки необычайной красочностью выделяется тарусская цветная перевить Калужской области. Крупный белый геометрический рисунок с многоцветными синими, желтыми, зелеными вкраплениями четко вырисовывается на красном ажурном фоне. Обычно сетка фона, плотно перевиваемая темными или ярко-красными нитками, используется как один из составных элементов орнамента. Помимо ромбических и растительных узоров встречаются различные сюжетные изображения. Многоцветная, довольно плотная, с незначительными ажурными просветами вышивка привлекает своей исключительной декоративностью и мастерством исполнения. Особенно красивы подарочные полотенца заслуженного деятеля искусств РСФСР М. Н. Гумилевской с надписями в широких узорных полосах на концах.

К другому распространенному виду шитья относятся гладьевые вышивки. Они имеют множество разновидностей. Белая гладь получила широкое развитие в Мстере Владимирской области. Характерной особенностью этой изящной вышивки с традиционными растительными узорами является тончайшая, филигранная разработка отдельных частей рисунка гладьевыми и ажурными разделками. В уникальных произведениях В. Н. Носковой такие разработки имеют бесчисленное множество вариантов. Иногда они выполняются золотыми нитями.

М. Н. Гумилевская. Полотенце. Фабрика «Художественная вышивка», Калужская область
М. Н. Гумилевская. Полотенце. Фабрика «Художественная вышивка», Калужская область

Здесь же создается очень красочная и декоративная цветная гладь или владимирские швы. Густые, четко обрисованные цветочные узоры, исполненные красными и синими нитками, имеют еще мелкие промежуточные орнаментальные мотивы. В лучших народных традициях, с большой художественной изобретательностью и юмором создан Т. М. Шульпиной, заслуженным художником РСФСР, декоративный коврик «Разгулялися девчонки».

Марийские и чувашские вышивки исполняются традиционными счетными швами. К наиболее распространенным относятся косая стежка, счетная гладь и роспись. Помимо шерстяных и шелковых ниток в изделиях широко используются яркие цветные нашивки. В чувашских геометрических узорах преобладают красные цвета с черными по контуру, при нескольких других дополнительных. Особенно изысканны по цвету мелкие, ювелирно проработанные узоры. Большой известностью пользуются произведения Е. И. Ефремовой, заслуженного художника РСФСР из Чувашской АССР. Нарядные марийские вышивки создаются в Йошкар-Оле известной художницей Л. А. Орловой, заслуженным деятелем искусств Марийской АССР. Крупные геометрические узоры выполняются плотными частыми стежками и отличаются густыми, насыщенными темными цветовыми сочетаниями. Сверкающие, словно кованые узоры золотошвейной вышивки города Торжка Калининской области, исполненные на цветной ткани, развивают старинные традиции искусства золотого шитья, которым Торжок славился еще в XVII веке.