Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Мебель

Коллекция мебели музея относится к XVIII—XIX векам. Наиболее разнообразна по своим стилевым особенностям мебель XVIII века, формы и пропорции которой часто были продиктованы той архитектурой, которую она должна была дополнять и украшать.

Табурет начала XVIII века отличается лаконичными, удобными, несколько массивными формами, которые соответствовали практическим требованиям и простому убранству интерьеров Петровской эпохи.

Интерьер зала исторического отдела
Интерьер зала исторического отдела

В эпоху барокко для пышного и красочного интерьера была необходима декоративная, нарядная мебель. Простота форм начала века сменилась более прихотливыми очертаниями. Привозимые из-за границы вещи не могли уже удовлетворить всевозрастающий спрос, поэтому в России начали изготовлять свою мебель самого разнообразного назначения. Для ее отделки использовали дорогие ткани, применяли резьбу, позолоту.

Кресло середины XVIII века замечательно цельностью и органичностью своей конструкции. Узкие внизу ножки с характерным для барочной мебели изгибом расширяются кверху, постепенно переходя в раму сидения и высокую спинку кресла. Не менее характерным образцом барочной мебели явился и столик-консоль, предназначенный для часов, декоративных ваз и других небольших вещей. Столик плотно прикреплялся к стене, обычно под зеркалом, и служил вместе с расположенными на нем предметами дополнительным украшением интерьера.

Прихотливые завитки, картуши, покрывающие подстолье и ножки, подчеркивали не конструкцию столика, а его пластическую массу и создавали впечатление, что столик вырезан из одного куска дерева, как единый декоративный узор.

Неотъемлемой частью дворцового интерьера были зеркала в роскошных резных рамах, отражающие и приумножающие блеск и великолепие зала.

Представленные в музее кресла второй половины XVIII века свидетельствуют о новой смене форм и господстве нового стиля — классицизма. Мебель стала строже, практичнее, больше соразмерна человеку и помещению. В отделке наряду с позолотой все более подчеркивались текстура и цвет древесины. Столик-бобик сделан из наборного дерева нескольких сортов, разная текстура и окраска которых хорошо гармонируют друг с другом.

Весьма интересной и редко встречающейся разновидностью мебели XVIII века является металлическое кресло тульской работы. Оригинальная конструкция с перекрещивающимися ножками, ажурный «травный» орнамент ставят его в ряд лучших произведений прикладного искусства того времени.

В музее представлена мебель XIX века, имевшая широкое бытовое распространение. Ее можно было видеть в городских домах и в помещичьих усадьбах. Целесообразная по устройству, она была удобна в пользовании. Гладкие полированные плоскости столов и спинок кресел давали возможность показать красивую древесину. Нередко встречалась нарядная мебель белого цвета.

Представленные в музее произведения искусства XVIII— XIX веков имеют своеобразную историю и специальный под бор. И хотя они не дают исчерпывающего представления об искусстве той эпохи, они — свидетели живой связи поколений и преемственности лучших традиций, свойственных русской национальной культуре более раннего времени — XIV—XVII веков.