Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Красная башня

В отличие от Пятницкой Красная башня с главными воротами в монастырь не сохранила своего первоначального вида. Она была существенно перестроена в 1856 году с целью придать большую представительность главному входу к приезду сюда Александра II после его коронации. Из ряда предложений на перестройку башни был выбран проект архитектора И. А. Малышева, по которому она была значительно увеличена в высоту, увенчана сферическим куполом церковного типа, а к арке ворот пристроен богато декорированный лепными украшениями портал. На боевую башню, оборонявшую главный вход в монастырь-крепость, как бы надели не по росту сшитую придворную ливрею, которую она и носит до сих пор.



Красная башня перестраивалась. Кирпичная надстройка XVII века ясно отличается от облицованного белым камнем основания и как бы указывает границу объема древней башни. Существующее оформление башни и ее пристройки относятся к 1855 году (четырехскатная кровля устроена после пожара 1920 года). В конце 1950-х годов проведено исследование Красной башни и создан проект ее реставрации.

Изучение кладки стен башни дало возможность составить представление об этапах ее строительства: так, на высоту 7,5 м стены сложены из белого камня — это и есть первоначальный объем башни XVI века; при последующем увеличении высоты крепостных стен башня была надстрое на кирпичом. (Фрагменты ее машикулей и венчающих зубцов сохранились на чердаке портала и в местах примыкания башни к крепостным стенам: машикули были срублены в 1856 г.). Иконные изображения XVII века, а затем и гравюры XVIII—XIX веков показывают на Красной башне шатровое покрытие.

Красная воротная башня с мостом через ров и надолбами. Реконструкция В. И. Балдина
Красная воротная башня с мостом через ров и надолбами. Реконструкция В. И. Балдина

Крепостная воротная башня с надвратной церковью. XVII в. Реконструкция В. И. Балдина. 1956
Крепостная воротная башня с надвратной церковью. XVII в. Реконструкция В. И. Балдина. 1956

Несмотря на свое важное для обороны местоположение, Красная башня и после надстройки в XVII веке оставалась самой низкой среди всех других башен монастыря и отличалась предельно скромным оформлением: только скупые тяги, украшавшие крепостные стены, переходили на ее фасады, да традиционный киот с иконой отмечал арку входных ворот. При этом основным архитектурным акцентом, подчеркивающим главный вход, являлась не сама башня, а нарядная пятиглавая надвратная церковь Иоанна Предтечи, расположенная за ней. Низкая башня не заслоняла церковь, а своим строгим, подчеркнуто крепостным обликом еще более выявляла торжественную нарядность храма, «осеняющего» вход.

Хорошо продумана была также система обороны входных ворот Красной башни. В двух мощных белокаменных контрфорсах по сторонам проезда размещены боевые казематы (сейчас они частично закрыты пристроенным порталом). Их амбразуры, видные изнутри каземата, направлены вдоль крепостных стен, фронтально перед башней и в арку входа, непосредственно перед висевшими здесь полотнищами ворот. Из этих казематов можно было поражать врага как с дальних позиций, так и с ближних подступов. В случае, если враг брал штурмом ворота, его путь преграждали вторые, расположенные с другой стороны башни, и он попадал под губительный обстрел из обоих казематов. За вторыми воротами противника ожидал хорошо простреливаемый замкнутый дворик, а затем еще один проезд под каменной надвратной церковью со своей системой затворов и бойниц.

Стены и своды в проходах ворот под Красной башней и надвратной церковью впервые были украшены стенописью в 1807 году. Из-за постоянной сырости роспись здесь сохранялась плохо и ее часто переписывали, и даже с изменением сюжетов. Так, в 1857 году палехский иконописец Н.А.Сафонов заново написал здесь 33 фигуры святых, через тридцать лет их сменили картины из истории обороны монастыря, а затем— сцены из Жития Сергия (1904). В 1915 году штукатурка в проходах ворот была сделана по металлической сетке на некотором расстоянии от стен и в ней были устроены отверстия для циркуляции воздуха. Новая роспись повторила те же житийные сюжеты; восстановленная в 1948 году бригадой палехских художников, она сохраняется до сих пор (поновлена в 1984 г.).

Вдоль восточной крепостной стены проходил ров. Опись 1641 годэ указывает его размеры: «глубина две сажени с получетвертью, ширина — четыре сажени с полусаженью»: (4X8,86 м). Откос рва со стороны крепости был одет белым камнем и кирпичом; при засыпке рва в 1836 году камень употребили на ремонт цоколя Успенского собора. Против Красной башни через ров был перекинут мост. В его устоях располагались орудийные казематы с бойницами, направленными «по рву на обе стороны». При раскопках 1961 года было установлено, что этот двухпролетный арочный мост хорошо сохранился под землей. Около него были найдены также основания надолб — заостренных бревен, стоявших ранее сплошной стеной вдоль бровки рва с некоторым наклоном в сторону поля. Об этих надолбах упоминает Авраамий Палицын, описывая крепость в период ее осады (в XVII в.).