Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Живопись XV века

Искусство Андрея Рублева оказало огромное влияние на последующее развитие древнерусской живописи. XV век — время ее блестящего расцвета, время, когда творчески перерабатывается наследие Рублева. Произведения этой поры отличаются настроением спокойной сосредоточенности, особой просветленностью. Для них характерно совершенство художественного языка: виртуозное владение линией, цветом, композицией, техникой письма. Все это давало возможность древнерусским мастерам создавать в пределах одного и того же иконографического типа яркие, не похожие один на другой образы.

Покровец «Распятие». Середина XVв.
Покровец «Распятие». Середина XVв.

В этом отношении коллекция икон XV века Загорского музея особенно интересна. Значительную часть ее составляют небольшие вкладные моленные иконы с преимущественным изображением богоматери. И что замечательно, среди них ни одна не повторяет другую.

Троица Ветхозаветная. Икона. XV век
Троица Ветхозаветная. Икона. XV век

Образ богоматери являлся одним из самых распространенных и любимых в древнерусской живописи. Русские иконописцы трактовали его чаще всего как символ материнства и воплощали в нем одновременно и самые высокие духовные качества человека, и самые привлекательные черты народного типа. Тонкой лирикой и легкой грустью проникнут образ Богоматери Владимирской на иконе, вложенной в Троицкий монастырь московским боярином Михаилом Васильевичем Образцовым. Безукоризненно правильный рисунок подчеркивает красоту лика и грациозность фигуры Марии. Необычайно свежая цветовая гамма, оживленная деликатным применением яркой киновари и звонкого голубца, как нельзя лучше отвечает внутренней гармонии и совершенству произведения.

Икона-складень. 1456 г. Работа мастера Амвросия
Икона-складень. 1456 г. Работа мастера Амвросия

Совсем иная трактовка образа отличает икону «Богоматерь Петровская», принадлежавшую старцу Троицкого монастыря Селивестру Ступишину. Образ богоматери глубоко человечен. Чуть склонив голову, она щекой касается головы младенца. Ее печальные глаза, тонкие, слегка сведенные брови, прекрасно переданный выразительный жест правой руки свидетельствуют о глубоких внутренних переживаниях за судьбу сына. Мягкий колорит иконы, построенный на сочетании коричнево-вишневых, золотистых и теплых охристых оттенков, вторит теплоте и задушевности образа.

Царские врата с изображением Благовещения и евангелистов. 1425-1427 годы
Царские врата с изображением Благовещения и евангелистов. 1425-1427 годы

С неподражаемым мастерством написана икона «Богоматерь Одигитрия», привезенная в Троицкий монастырь княгиней Неонилой Ростовской при погребении своего мужа князя Андрея Александровича. Тонкий, с прекрасными чертами лик Марии мягко обрамляет роскошный мафорий, украшенный драгоценными камнями и длинными золотыми кистями. Пропорции ее фигуры удлиненные и изящные. От всего образа богоматери веет изысканной утонченностью и необыкновенной хрупкостью. Вместе с тем в этом хрупком облике чувствуется огромное внутреннее достоинство. Гордо представляет она миру младенца, торжественно и свободно восседающего у нее на руке, как на троне. В этом произведении проявились лучшие черты ростово-суздальской живописи.

Кадило игумена Никона. 1405 г.
Кадило игумена Никона. 1405 г.

О превосходном таланте русских мастеров XV века, их любви ко всему возвышенному и прекрасному свидетельствуют такие произведения, как «Богоматерь Умиление», «Богоматерь Иерусалимская», «Софья, Вера, Надежда, Любовь», «Леонтий Ростовский» и многие другие.