Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Графика

Одним из популярных видов искусства в XVIII веке явилась гравюра, вошедшая в русскую культуру при Петре I.

В XVIII веке в основном бытовала техника резцовой гравюры на меди, которой превосходно овладели многие русские мастера. Техника гравировки по металлу употреблялась также мастерами золотого и серебряного дела. Одновременно существовала и старинная техника гравюры на дереве.

Резцовая гравюра на меди была популярна в различных слоях русского общества. Она служила и целям пропаганды важных государственных мероприятий, и могла быть украшением скромного крестьянского жилища. Предметом ее изображения были военно-исторические события, петровские морские баталии, портреты реальных и вымышленных лиц, сказочные сюжеты. Гравюра служила также целям популяризации и распространения различных знаний и сведений в области естественных наук, отечественной и зарубежной истории и т. д.

И.Ф.Зубов. Сергий и Никон. Гравюра. Первая половина XVIII века
И.Ф.Зубов. Сергий и Никон. Гравюра. Первая половина XVIII века

Приобреталась гравюра и духовенством Троице-Сергиева монастыря. Это были в основном портреты особ царской фамилии, высшего духовенства, виды монастырей, гравированные, а позднее литографированные иконы.

В монастыре хранились резные медные доски с изображениями Сергия, Никона, Троице-Сергиевой пустыни. С этих досок в 1954 году были сделаны оттиски. Они представлены в экспозиции. Доски с изображениями Сергия и Никона резаны известным гравером Иваном Зубовым, очевидно по заказу духовенства лавры.

В вифанских кельях митрополита Платона наряду с гравированными иконами были и гравированные репродукции с картин и фресок Андрея Рублева, Рафаэля, гравюры работы современника Платона мастера Гаврилы Скородумова, выполненные лучшими мастерами того времени портреты Ломоносова и Петра I, самого митрополита Платона, акварели с видами Москвы работы Франческо Кампорези, множество видов монастырей и т. д.

За годы существования музея старое монастырское собрание графики было пополнено работами русских и советских мастеров.

Известными мастерами «грыдорования» XVIII века были братья Алексей и Иван Зубовы — сыновья иконописца Федора Евтихиева Зубова. Славу Алексею Зубову принесли его изображения Петербурга и петровских морских баталий. Одной из интересных работ художника явилась гравюра «Брак Петра I», где мастер почти с документальной достоверностью постарался запечатлеть происходящее. В поле зрения художника весь парадный зал, где происходило торжество: огромные зеркала и гобелены, висящие на стенах, большие окна, сверкающие люстры, необычные туалеты гостей — то новое, что появилось в эпоху Петра I. И вместе с тем изображение не кажется лишь скрупулезной фиксацией, так как мастеру удалось сохранить непосредственность видения, свойственную народному искусству.

Гравюры Ивана Зубова «Сергий Радонежский» и «Сергий и Никон на фоне Троице-Сергиева монастыря» более традиционны по теме и манере исполнения, идущими от иконописи. Очевидно, это было обусловлено требованиями церкви — главного заказчика гравюр подобного рода.

Известным гравером XVIII века был Дмитрий Федорович Герасимов (1739—1784). Герасимов получил образование в Петербургской академии художеств, затем в течение двух лет путешествовал за границей. Работал он в технике резцовой гравюры. В экспозиции представлен поясной портрет генерал-фельдмаршала П. С. Салтыкова — героя Семилетней войны. Композиция гравюры характерна для XVIII века: овальный портрет на фоне каменной стены. В контраст «каменному фону» фигура генерала полна жизни и энергии. Поза Салтыкова свободна и непринужденна, голова несколько откинута назад, мундир распахнут. Художник четкими параллельными линиями изобразил камень и легкими быстрыми штрихами — объем фигуры, фактуру одежды.

Творчество талантливого русского гравера Гаврилы Ивановича Скородумова (1755—1792) получило общеевропейское признание. Родоначальник целой плеяды русских граверов-пунктиристов, он был великолепным мастером портрета, гравировал картины известных русских художников, писал акварели. В технике пунктирной манеры выполнен детский портрет царевича Константина Павловича, где мастер благодаря легкому пунктиру добился тончайшей градации светотеневых соотношений, передал нежную припухлость детского лица, пушистые волосы, мягкое кружево жабо, а хрупкая фигурка кажется окутанной воздухом.

Гравюра «Смерть Потемкина» выполнена Скородумовым по рисунку художника М. Иванова, находившегося при штабе Потемкина в качестве официального хроникера событий. Четко обрисовав фигуры первого плана, Скородумов большое внимание уделил природе, выступив тонким пейзажистом. Весь второй план как бы тает в легкой воздушной дымке, скрывающей очертания горы и растворяющей силуэты деревьев. Мягкое очарование природы контрастирует со сценой первого плана, исполненной театрального пафоса.

Русская гравюра XVIII — начала XIX века достигла большого совершенства не только в искусстве портрета, но и в жанре пейзажа. Кроме Скородумова большой известностью пользовались произведения Андрея Григорьевича Ухтомского (1770 — после 1858). В Академии художеств он учился по классу гравюры у известного гравера Клаубера. В музее находится его работа, выполненная по картине С. Щедрина «Вид города Павловска при лунном сиянии» (техника резцовой гравюры и офорта). Художник тонко чувствовал красоту родной природы и изобразил ее в несколько романтическом и идеализированном виде. Пейзаж словно соткан из ажурной листвы деревьев, нежных, тающих облаков и лунного света.

В русском искусстве XVIII — первой половине XIX века замечательная роль принадлежит народным лубочным картинкам. Родоначальниками медного лубка считаются братья Зубовы. В середине XVIII века в Москве была основана фабрика медного лубка. Здесь не только печатали новые картинки, но делали и оттиски со старых досок. Тематика лубка была самой разнообразной, изображения, нередко цветные, сопровождались обширными пояснительными текстами. В нашей экспозиции находятся два таких лубка: «Птица Сирин» и «Птица Алконост».

Рассматривая народные картинки, следует обратить внимание и на чрезвычайно любопытное живописное произведение «Весы» — остроумную карикатуру на европейское положение, сложившееся после русско-турецкой войны. Карикатура выполнена неизвестным художником.

Автор акварелей с видами Москвы — итальянский архитектор Франческо Кампорези (1747—1831). Он приехал в Россию вместе со знаменитым зодчим Кваренги. Кампорези строил дома и усадьбы для московской знати, занимался декоративной живописью, в течение некоторого времени работал вместе с выдающимся русским архитектором Ф. Казаковым.

Акварели Кампорези, хранящиеся в музее, украшали вифанские кельи митрополита Платона. Они доносят до нас несохранившийся облик Москвы конца XVIII века. Как зодчего, Кампорези, естественно, в первую очередь интересовала архитектура, все характерные особенности которой он старался запечатлеть, оживляя пейзаж стаффажными фигурками в русских национальных костюмах. В работах Кампорези замечательны виды Кремля из Замоскворечья с несохранившимися до наших дней соборами и дворцами, набережная Москвы-реки, в то время еще деревянная. На одной из акварелей показан Петровский дворец, построенный Казаковым в 1782 г. и названный современниками за свою причудливую архитектуру «дневной иллюминацией». Кампорези изобразил также деревянный театр в Лефортове, Тверскую и Владимирскую заставы и много других достопримечательных мест города.

В вифанских кельях находилась и любопытная гравюра художника Вальперги с изображением митрополита Платона в роли покровителя искусств, и этим объясняется не совсем обычная для русской гравюры XVIII века композиция всего листа. Небольшой овальный портрет Платона поддерживают амуры и аллегорические женские фигуры, заимствованные художником с гравированного портрета королевы Елизаветы работы Бернигерота. Механически перенесенные на портрет духовного лица и занявшие в нем большое место, они придали всему изображению несколько жанровый характер.