Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Предтеченский корпус (XVII в.)

Представление о характере рядовых братских келий помогает составить корпус, построенный в XVII веке у южной стены надвратной церкви и получивший позже название Предтеченского.

Двухэтажный корпус келий стоит на крутом косогоре, и поэтому его южная часть имеет три этажа. Фасад здания членят пилястры, соответствующие положению внутренних стен. Высокие деревянные крыльца (в настоящее время не восстановленные) вели в кельи, состоящие из трех помещений: сеней, жилой комнаты и большой светлой комнаты, предназначавшейся для работы, так как жили здесь иконописцы и серебряники.

В 1960 году в результате реставрационных работ корпусу братских келий возвращен его древний облик.

Предтеченский корпус келий построен в 1640 году. Он размещен на крутом косогоре, и его южная часть имеет три, а северная два этажа. Здание разделено на двенадцать изолированных друг от друга секций-келий: в первом этаже таких секций две, во втором и третьем — по пяти. Каждая келья состоит из трех помещений: сеней и жилой комнаты с окнами в сторону главной площади монастыря, а также большой палаты для «послушания» (работы), обращенной окнами к крепостной стене (так называемая «келья тройня»); торцевые секции келий несколько отличны по планировке — у них есть еще одна жилая комната. Во время Описи 1641 года в Предтеченском корпусе жили соборные старцы, иконописцы и книгописцы.

Переходы между Келарской башней и северной пристройкой. XVII в.
Переходы между Келарской башней и северной пристройкой. XVII в.

Согласно монастырскому уставу, кельи не должны были сообщаться между собой и каждая из них имела самостоятельный вход; поэтому число дверей на главном фасаде Предте-ченского корпуса соответствует числу келий—их двенадцать. В кельи верхнего этажа поднимались по деревянным наружным крыльцам (не восстановлены). Одно из крылец (южное) было более крупных размеров, так как вело сразу в две смежные кельи. Верхний этаж корпуса сообщался с восточной крепостной стеной деревянными переходами.

Предтеченский корпус братских келий. До реставрации. Фотография 1960 г.
Предтеченский корпус братских келий. До реставрации. Фотография 1960 г.

Помещения братских келий были отделаны довольно богато: подоконники некоторых комнат сохранили выстилку глазурованными («муравлеными») кирпичами с зеленой поливой. На стенах под штукатуркой были обнаружены следы раскраски в виде панелей высотой 123 см из вертикальных полос шириной в 6—7 см, чередующихся цветов — белого, оранжевого, голубого, желтого, зеленого, коричневого; были найдены также фрагменты красных опушек вокруг окон и орнаментальная роспись на их откосах.

Предтеченский корпус братских келий. 1640. Реконструкция первоначального вида. Чертеж В. И. Балдина
Предтеченский корпус братских келий. 1640. Реконструкция первоначального вида. Чертеж В. И. Балдина

Внутренняя структура Предтеченского корпуса четко выражена на его фасаде: горизонтальные тяги членят здание на этажи, а вертикальные лопатки соответствуют положению внутренних поперечных стен, как бы повторяя в камне конструктивную схему рубленных из дерева срубов. Небольшие, редко расположенные арочные окна и легкие конструкции деревянных крылец придают этому зданию монументальность. (Такое сочетание дерева и камня было излюбленным приемом зодчих XVII в.) При строительстве Предтеченского корпуса применены металлические связи: кованые железные полосы заложены в толще стен и несколькими поясами охватывают всю постройку. Совершенно очевидно, что подобную же структуру имели и все другие корпуса братских келий, возведенные в то же время.

Предтеченский корпус братских келий. План второго этажа. Реконструкция В. И. Балдина
Предтеченский корпус братских келий. План второго этажа. Реконструкция В. И. Балдина

Монастырские архивы, опустошенные пожарами 1709 и 1746 годов, не сохранили документов, отражающих историю строительства в Троицком монастыре в конце XVII века. Тем не менее с полной уверенностью можно сказать, что постройки этого времени велись по тщательно продуманному плану и под единым руководством: уж очень цельно, необычайно слитно и гармонично выглядит все, что было сделано в этот период, Строительная деятельность преследовала одну главную цель — придать торжественную нарядность всему монастырскому комплексу. Чувство живописности, никогда не оставлявшее русских зодчих, в это время проявляется с особой силой. Нам неизвестны имена мастеров, работавших тогда в Троицком монастыре, но это были, несомненно, высокоталантливые зодчие — не ограничиваясь повторением старых форм, они смело и успешно искали новые пути в архитектуре и достигали поразительных результатов.