|
Предтеченский корпус (XVII в.)
Представление о характере рядовых братских келий помогает составить корпус, построенный в XVII веке у южной стены надвратной
церкви и получивший позже название Предтеченского.
Двухэтажный корпус келий стоит на крутом косогоре, и поэтому его южная часть имеет три этажа. Фасад здания членят пилястры,
соответствующие положению внутренних стен. Высокие деревянные крыльца (в настоящее время не восстановленные) вели в кельи,
состоящие из трех помещений: сеней, жилой комнаты и большой светлой комнаты, предназначавшейся для работы, так как жили
здесь иконописцы и серебряники.
В 1960 году в результате реставрационных работ корпусу братских келий возвращен его древний облик.
Предтеченский корпус келий построен в 1640 году. Он размещен на крутом косогоре, и его южная часть имеет три, а северная
два этажа. Здание разделено на двенадцать изолированных друг от друга секций-келий: в первом этаже таких секций две, во
втором и третьем — по пяти. Каждая келья состоит из трех помещений: сеней и жилой комнаты с окнами в сторону главной площади
монастыря, а также большой палаты для «послушания» (работы), обращенной окнами к крепостной стене (так называемая «келья
тройня»); торцевые секции келий несколько отличны по планировке — у них есть еще одна жилая
комната. Во время Описи 1641 года в Предтеченском корпусе жили соборные старцы, иконописцы и книгописцы.
|
Переходы между Келарской башней и северной пристройкой. XVII в.
|
Согласно монастырскому уставу, кельи не должны были сообщаться между собой и каждая из них имела самостоятельный вход;
поэтому число дверей на главном фасаде Предте-ченского корпуса соответствует числу келий—их двенадцать. В кельи верхнего
этажа поднимались по деревянным наружным крыльцам (не восстановлены). Одно из крылец (южное) было более крупных размеров,
так как вело сразу в две смежные кельи. Верхний этаж корпуса сообщался с восточной крепостной стеной деревянными переходами.
|
Предтеченский корпус братских келий. До реставрации. Фотография 1960 г.
|
Помещения братских келий были отделаны довольно богато: подоконники некоторых комнат сохранили выстилку глазурованными
(«муравлеными») кирпичами с зеленой поливой. На стенах под штукатуркой были обнаружены следы раскраски в виде панелей высотой
123 см из вертикальных полос шириной в 6—7 см, чередующихся цветов — белого, оранжевого, голубого, желтого, зеленого, коричневого;
были найдены также фрагменты красных опушек вокруг окон и орнаментальная роспись на их откосах.
|
Предтеченский корпус братских келий. 1640. Реконструкция первоначального вида. Чертеж В. И. Балдина
|
Внутренняя структура Предтеченского корпуса четко выражена на его фасаде: горизонтальные тяги членят здание на этажи,
а вертикальные лопатки соответствуют положению внутренних поперечных стен, как бы повторяя в камне конструктивную схему
рубленных из дерева срубов. Небольшие, редко расположенные арочные окна и легкие конструкции деревянных крылец придают этому
зданию монументальность. (Такое сочетание дерева и камня было излюбленным приемом зодчих XVII в.) При строительстве Предтеченского
корпуса применены металлические связи: кованые железные полосы заложены в толще стен и несколькими поясами охватывают всю
постройку. Совершенно очевидно, что подобную же структуру имели и все другие корпуса братских келий, возведенные в то же
время.
|
Предтеченский корпус братских келий. План второго этажа. Реконструкция В. И. Балдина
|
Монастырские архивы, опустошенные пожарами 1709 и 1746 годов, не сохранили документов, отражающих историю
строительства в Троицком монастыре в конце XVII века. Тем не менее с полной уверенностью можно сказать, что постройки
этого времени велись по тщательно продуманному плану и под единым руководством: уж очень цельно, необычайно слитно и гармонично
выглядит все, что было сделано в этот период, Строительная деятельность преследовала одну главную цель — придать торжественную
нарядность всему монастырскому комплексу. Чувство живописности, никогда не оставлявшее русских зодчих, в это время проявляется
с особой силой. Нам неизвестны имена мастеров, работавших тогда в Троицком монастыре, но это были, несомненно, высокоталантливые
зодчие — не ограничиваясь повторением старых форм, они смело и успешно искали новые пути в архитектуре и достигали поразительных
результатов.
| |