Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Фарфор и стекло

Одной из важных задач, поставленных Петром I, было укрепление Русского государства, желание поднять свою, пока еще молодую промышленность. В связи с этим в начале XVIII века возник целый ряд новых отечественных производств: шпалерное, керамическое, стекольное. Спрос на произведения декоративно-прикладного искусства обусловил успешное развитие новых художественных промыслов.

Суповая миска.
Суповая миска.

Майолика и фаянс вырабатывались на заводе московского купца А. Гребенщикова, основанном в 1724 году. Изделия отличались монументальностью формы, строгой, почти геометрической росписью. Представленная в экспозиции фаянсовая миска— один из редких сохранившихся образцов того времени.

После открытия Д. И. Виноградовым секрета отечественного производства фарфора в 1744 году в Петербурге был основан императорский фарфоровый завод, а вскоре — еще несколько частных предприятий, среди которых в XVIII—XIX веках особенно славились изделия заводов Гарднера и Попова.

В музее хранятся фарфоровая посуда, статуэтки, чернильницы, декоративные вазы, изготовленные на этих заводах. Их отличают высокие пластические качества, удобство, простота форм, яркость и нарядность расцветки, где преобладают чистые, несмешанные цвета.

Первые изделия из фарфора являлись предметами роскоши. Императорский завод поставлял изделия исключительно для царского двора. Поэтому их отличают особая живописность и тонкость отделки. Представленные в витринах тарелки украшены изящно выполненными пейзажными мотивами. Мастера точно находили размер изображения в соответствии с объемом и формой всего предмета, роспись дополняла и подчеркивала архитектоническую цельность его.

П.Т.Марандин. Блюдо с видом Троице-Сергиевой лавры. Конец XIX века
П.Т.Марандин. Блюдо с видом Троице-Сергиевой лавры. Конец XIX века

В отличие от императорского, завод Гарднера ориентировался в основном на выпуск массовых изделий на продажу, поэтому они были проще, лишены, за редким исключением, даже скромной позолоты. Этот завод выработал устойчивые образцы, по которым впоследствии выпускали свою продукцию и другие заводы.

Однако, несмотря на массовость, качество изделий было настолько высоко, что завод получил в 1777 году царские заказы на изготовление специальных орденских сервизов: Георгиевского, Александровского и Андреевского. А в 1782 году, когда Екатерина II отмечала двадцатилетие своего правления и учредила Владимирский орден, для приема кавалеров нового ордена Гарднеру был заказан парадный дворцовый сервиз.

В музее представлены отдельные предметы из этих сервизов. В качестве основного декоративного элемента в их украшении удачно использован мотив ордена и яркой орденской ленты.

Мастерами было придумано много интересных и красивых форм различных предметов, составляющих в общем сервизе единое художественное целое. Так, салатница Александровского сервиза сделана в виде зеленого листа. Ее форма оригинальна, пластична и удобна. Яркая кайма орденской ленты придает изделию нарядность и праздничность.

В конце XIX века завод перешел к новому владельцу — Кузнецову, которого интересовало не столько художественное качество изделий, сколько коммерческие соображения. Общий художественный уровень продукции значительно снизился. В 1912 году в честь столетней годовщины Бородинской битвы завод выпустил тарелки с изображениями эпизодов Отечественной войны 1812 года. На многих из них были механически репродуцированы станковые произведения В. В. Верещагина в обрамлении густой позолоты. Несколько таких тарелок можно посмотреть в экспозиции.

Одновременно с производством бытового фарфора появилась замечательная область русского искусства — фарфоровая пластика. Многие заводы наладили выпуск в массовом количестве «фарфоровых кукол». Это и грандиозные многофигурные настольные украшения для царского двора, и отдельные предметы в виде фигур птиц и животных, и жанровые статуэтки, изображавшие все слои русского общества, и т. д.

В музее есть несколько жанровых статуэток, среди них знаменитая «Водоноска», выполненная по модели С. С. Пименова, «Башкир с саблей», «Женщина с венком».

Немаловажное место среди других видов художественной промышленности заняло стеклоделие. Потребности в нем с течением времени сильно возросли. Для строившихся дворцов, гражданских сооружений, жилых домов, наконец, в повседневном обиходе нужны были осветительные приборы, люстры, зеркала, смальта и цветное стекло. Модный, но дорогостоящий горный хрусталь вскоре был успешно заменен более доступным искусственным, нашедшим широкое применение. Замечательны кубки из такого хрусталя середины XVIII века с гравированными монограммами Елизаветы Петровны, портретами и жанровыми сценами, отличающиеся красотой формы и рисунка, тонкостью гравировки.

Находящиеся в музее хрустальные люстры выполнены во второй половине XVIII века. Легкий металлический каркас, красивый хрустальный узор, состоящий из хрупких страз и пирамидок, небольшое количество светящихся точек придают им вид изящных сооружений, прекрасно дополнявших убранство дворцовых интерьеров XVIII века.

Большой строгостью, тонко найденной пропорциональностью и красотой форм отличаются и другие изделия второй половины XVIII века. На смену пышным кубкам появляются рюмки, украшенные золотыми монограммами. Пользуется популярностью «молочное стекло», напоминающее изделия из фарфора. Благодаря деятельности М. В. Ломоносова успешно развивалось и отечественное цветное стеклоделие, шедшее на изготовление посуды, декоративных ваз, деталей, осветительных приборов, бисера и стекляруса. В музее экспонируется несколько таких изделий, а также вышивки, выполненные из цветного бисера.

В начале XIX века формы бытовых вещей тяготеют к монументальности. Для изделий из хрусталя характерны толстые стенки, покрытые «алмазной» гранью, вследствие чего они выглядели намного массивнее предшествующих. Большое распространение получило многослойное стекло, состоящее из нескольких слоев цветного, белого и бесцветного стекла.