|
Живопись
Экспозиция отдела русского искусства XVIII — начала XX века расположена в Наместничьих покоях, которые были построены
во второй половине XVIII века над западной крепостной стеной между Келарской и Пивной башнями. Анфилада залов была продолжена
верхним этажом Пивной башни. Интерьеры покоев в своем первоначальном виде до наших дней не сохранились, но, вероятно, они
были украшены достаточно пышно. Об этом свидетельствует плафон второго зала, покрытый лепниной и яркой росписью.
|
А. П. Антропов. Портрет Петра III. 1762 год
|
В коллекции представлены предметы церковного культа и убранства жилых покоев духовенства, предметы светского быта XVIII—XIX
веков, некогда украшавшие дворцовые интерьеры, и изделия, широко бытовавшие среди зажиточных слоев русского общества.
В отделе экспонируется много замечательных изделий русских серебряников, мастеров фарфора и стекла, уникальные коллекции
жемчужного шитья и дворцовой мебели.
Здесь можно познакомиться с произведениями выдающихся русских художников, И. Никитина и А. Антропова, гравюрами братьев
Зубовых, Г. Скородумова, акварелями Ф. Кампорези, работами советских художников К. Юона, В. Фаворского и В. Соколова.
XVIII век явился переломным этапом в жизни России, обусловившим крутой поворот и в ее культуре. Искусство вышло из-под
опеки церкви и приняло светский характер.
Активно развивалось изобразительное искусство, и на первых порах — гравюра, имевшая большое не только художественное,
но и просветительское, пропагандистское значение.
Особенно большие успехи были достигнуты в живописи, в искусстве портрета.
Бурное развитие получило декоративно-прикладное искусство, потребности в котором были особенно велики в связи с большим
дворцовым строительством, изменением векового уклада жизни и ее новыми запросами. Изменялось назначение вещей, их форма,
орнаментация, а в XIX веке и техника изготовления. Появились и совершенно новые предметы, и новые области искусства.
Новые вкусы эпохи, любовь к роскоши проникли и в сферы высшего духовенства Троице-Сергиева монастыря, сказались на укладе
его жизни. Троицкое духовенство по-прежнему играло важную роль при царском дворе, особенно в царствование Елизаветы Петровны,
которая часто посещала монастырь. В честь ее приездов в монастыре устраивались пышные иллюминации с фейерверками и пушечной
пальбой, устанавливались символические картины, прославлявшие царицу.
После некоторого строительного затишья в монастыре в первой трети XVIII века, вызванного строительством Петербурга и
другими важными мероприятиями Петра I, повлекшими значительные ограничения для монастыря, во второй половине XVIII века положение
изменилось. В течение нескольких десятилетий снова велось интенсивное
строительство и реконструкция ансамбля в соответствии с господствующими тогда вкусами:
роскошное оформление интерьеров Царских Чертогов, Митрополичьих и Наместничьих покоев, загородного «монастырского двора
Корбухи», загородной резиденции митрополита Платона — покоев в Спасо-Вифанском монастыре. Богатая лепнина в стиле барокко,
дворцовая мебель, парадные царские портреты, золотая и серебряная утварь составляли их убранство. Особенной роскошью отличались
предметы, принадлежавшие митрополиту Платону. Доверенное лицо Екатерины II, законоучитель наследника престола, друг известного
екатерининского вельможи князя Потемкина, Платон стремился играть роль просвещенного иерарха, которому не чужды современный
светский образ жизни, прогресс науки и искусства, нововведения в быту и обрядах, но всегда оставался при этом верным идеологом
самодержавия.
Большой пышностью и богатством в Троицком монастыре отличались и предметы церковного культа, на которых также сказалось
влияние стиля эпохи.
Значительная часть предметов убранства жилых покоев духовенства и церковной утвари XVIII—XIX веков составила коллекцию
этого отдела.
Перед входом в экспозицию находится позолоченная карета XVIII века, по преданию, подаренная Платону Павлом I.
Выезд митрополита отличался большой пышностью и великолепием. Сохранился рассказ о том, как «в торжественные дни митрополит
отправлялся на богослужение в золотой... карете, запряженной в шесть белых лошадей в шорах; перед ним шли скороходы, сзади
вершники, около кареты бежал народ». Большой многоместный дормез и линейка находились в каретном сарае местного помещика
графа Орлова-Денисова в селе Шеметове. Подобные кареты были в обиходе и у высших духовных лиц лавры.
Значительный интерес представляет небольшая, но высокохудожественная коллекция живописи, состоящая в основном из портретов
лиц царской фамилии и высшего духовенства. Именно в искусстве портрета полнее проявились национальное своеобразие и достижения
русской культуры XVIII века.
Самым ранним, возможно прижизненным, является портрет царя Ивана Алексеевича — брата Петра I. Братья были вместе посажены
на престол, но правление Ивана Алексеевича, отличавшегося болезненностью, было номинальным.
На портрете дано погрудное изображение царя в обрамлении пальмовых ветвей и атрибутов царской власти, которые написаны
очень схематично. Однако неизвестному автору удалось передать достаточно убедительно черты его характера.
В этом же зале представлены портреты Петра I и Евдокии Лопухиной работы неизвестных мастеров.
|
А. П. Антропов. Портрет Екатерины II
|
Одним из выдающихся русских художников, заложивших основы реалистического портрета, был Иван Никитич Никитин
(1680—1742). Сын священника обучался рисованию у гравера А. Шхонебека, преподавал арифметику и рисование в «артилерной
школе» в Москве. В 1716 году он был отправлен пансионером за границу. Петр I написал в Данциг жене о И. Никитине: «Попроси
короля, чтобы велел свою персону ему списать... дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры». Иван Никитин был
образованным человеком своего времени, «разумел латынь и счетную мудрость». После возвращения из-за границы его оставили
при дворе. В царствование Анны Иоанновны он подвергся опале, был бит кнутом и сослан в Сибирь. Возвращаясь из ссылки, художник
скончался.
В собрании музея кисти Никитина приписывается портрет Прасковьи Федоровны — супруги царя Ивана Алексеевича. Портрет является,
по-видимому, одним из ранних произведений художника. В некоторой статичности фигуры, в плоскостности форм, в ее довольно
темном колорите чувствуются отголоски парсунного письма конца XVII века. Однако талант Никитина сказывается не только в правдивой
передаче внешнего облика,
но и в пристальном внимании к внутреннему содержанию человека, его индивидуальности, непредвзятости взгляда на модель.
В грузной, тяжеловесной фигуре Прасковьи Федоровны, как бы втиснутой в рамки картины, в холодном выражении голубых глаз,
в упрямо сжатых губах чувствуется натура властолюбивая и деспотичная. Такой портрет мог написать только мастер реалистического
склада, цель которого — правдивость и точность характеристики, строгость и объективность в решении поставленной задачи.
Творчество другого известного русского портретиста XVIII века — Алексея Петровича Антропова (1716—1795) сложилось
в эпоху, когда развивалось искусство, призванное прославлять и утверждать высокое социальное положение заказчика, свидетельствовать
о его могуществе и богатстве, быть своего рода живописной «похвальной одой». В станковой живописи наиболее соответствовал
этим требованиям парадный портрет. Но у Антропова условности парадного портрета не мешали главному — реалистичности образа,
и в этом он был продолжателем лучших традиций русской живописи XVIII века.
А. П. Антропов родился в семье мастера слесарного и инструментального дела, специального художественного образования
не получил, служил долгое время в «живописной команде» Канцелярии от строений, а затем — при Синоде.
Портрет Петра III был написан Антроповым в Москве в 1762 году в связи с коронационными торжествами. Известно еще два
варианта этого портрета, находящихся в Третьяковской галерее и Русском музее. По правилам парадного портрета Петр III представлен
на фоне роскошного убранства дворцового зала, рядом, на бархатной подушке,— царская корона и держава, на кресле — горностаевая
мантия.
Нескладная фигура Петра III как бы придвинута к зрителю, но от этого она не становится более внушительной. Его духовное
и физическое убожество передано художником во всей своей очевидности.
Замечательны живописные достоинства портрета. Художник предпочитает звучную колористическую гамму, с большой смелостью
сочетая яркие зеленые, красные и желтые цвета,
тщательно пишет первый и второй планы, не впадая при этом в мелочную скрупулезную детализацию.
В том же 1762 году им выполнен портрет Екатерины II. Кисти Антропова, по-видимому, также принадлежит копия с портрета
Елизаветы Петровны, написанного придворным живописцем Л. Каравакком.
Среди иностранцев, работавших в России в XVIII веке, был художник Георг Гроот (1716—1749) из Штутгарта, искусство которого
пользовалось большим успехом при дворе, но сколько-нибудь заметного влияния на русскую живопись оно не оказало.
|
И.Н.Никитин. Портрет царицы Прасковьи Федоровны. XVIII век
|
Портрет Екатерины II написан Гроотом, когда она была еще великой княгиней. Поэтому будущая императрица была представлена
им без атрибутов царской власти. Однако позднее, после коронации, на портрете были приписаны корона, скипетр и орден Андрея
Первозванного. Художник, как истинный мастер стиля рококо, подчеркнул в юном облике Екатерины хрупкое изящество и миловидность,
но лицо, обращенное к зрителю, лишено индивидуальной психологической характеристики.
Художником В. Эриксеном (1722—1782), также работавшим при царском дворе, написан парадный детский портрет Павла I. Будущий
император изображен в военном мундире на фоне морского сражения, его фигура дана в рост, однако, несмотря на это, художнику
не удалось убедительно передать впечатления значимости самого образа.
Коллекция прикладного искусства представлена в музее значительно полнее и разнообразнее. Здесь и старинная техника ювелирного
дела, шитье, резьба по дереву и кости, и новые виды искусства, возникшие благодаря развитию отечественной художественной
промышленности.
В конце XVII века центром, где работали лучшие русские мастера, была московская Оружейная палата. Экспонируемый в музее
деревянный позолоченный двуглавый орел — герб Русского государства — сделан мастером Оружейной палаты Василием Коробовским
в 1684 году. Петр I и его брат Иван Алексеевич подарили герб Троице-Сергиеву монастырю. Это своеобразное произведение русского
декоративного искусства
находилось раньше в алтаре Успенского собора. Выразительный силуэт орла мастер искусно дополнил декоративными вазами
и завитками, создающими красивую пирамидальную композицию, увенчанную царской короной.
| |