|
Роспись и резьба по дереву
Наиболее крупным и прославленным центром так называемой хохломской росписи по дереву является Семеновский район
Горьковской области. Свое развитие промысел получил в XVIII—XIX столетиях. В музее имеется большая коллекция этого вида искусства.
Состоит она из различных мелких бытовых предметов, а также крупных декоративных произведений. Хохломская роспись свидетельствует
о высоком искусстве свободной кистевой манеры письма. Производится она масляными красками по серебряному
грунту и покрывается маслом и лаком. После специальной прокалки в печах лак на свободной от
краски поверхности сверкает, как золото. К числу известных традиционных приемов росписи относится «травка». Ее изящные узоры
в виде черных или красных сплетений из тонких гибких стеблей, с мелкими частыми завитками простых травинок вьются темным
контуром по светлому блестящему золотистому фону. Другой прием росписи «круглого» письма, или «Кудрины», характерен несколько
стилизованными, четко обрисованными узорами, выступающими золотым силуэтом на черном фоне или пламенеющими на киновари. Состоят
они из более крупных растительных побегов с мягкими, округлыми очертаниями и кудреватых завитков. Наиболее сложным является
письмо «под фон». Эти росписи, сверкающие золотом то на блестящем черном, то на ярко-красном фоне, отличаются особой торжественностью.
Здесь крупные, причудливые, густые растительные узоры с дивными махровыми цветами, с фантастическими птицами застилают собой
всю поверхность декоративных ваз, гарнитуров мебели, а также монументальных порталов. В работах последних лет художники
Е. Н. Доспалова, Н. В. Морозова и заслуженные художники РСФСР А. П. Савинова, Н. И. Иванова обогащают свои узоры новыми,
более сложными и реальными мотивами.
|
Ворносковы. Погранохрана. Портал. 1937 год. Фрагмент
|
Оригинальная загорская роспись по выжженному рисунку получила свое развитие в конце XIX — начале XX столетия под
руководством художника В. И. Соколова. В большинстве его произведений едва уловимый выжженный контур рисунка органически
сливается с яркими красками. Наибольшую декоративность приобретают эти росписи в работах А. И. Шишкина. Он впервые стал
обрамлять свои сюжетные композиции на ларцах и шкатулках густым, нарядным, ярко расцвеченным узором с темным коричневым
контуром.
|
В. И. Соколов. Демонстрация в Сергиеве. Коробка. 1930-е годы
|
Русские мастера издавна славились искусством резьбы по дереву. В современных художественных изделиях успешно развиваются
лучшие традиции этого искусства. Резчики Кировской области известны своими резными капокорешковыми изделиями. Простые
по форме чайницы, коробки, портсигары, шкатулки, табакерки изготовляются из редко встречающихся наплывов на
корнях или стволах берез. Они очень твердые, имеют совершенно необычный природный рисунок из круговых разводов
с темными мелкими вкраплениями. Расположенные то редко, то в виде густых причудливых гнезд, они составляют основное украшение
простых, удачных по пропорциям изделий, зеркально отполированных, с глубоким золотистым цветом.
|
О. П. Лушина. Конфетница. Фабрика «Хохломской художник», Горьковская область
|
Большой известностью пользуется шемогодская прорезная береста, искусно изготовляемая мастерами Великоустюжского
района Вологодской области. Обычная береста превращается в тончайшее светлое кружевное узорочье из изогнутых стеблей с мелкой
прорезью в лепестках. Растительные мотивы, букетные узоры, сюжетные сцены и сложные архитектурные изображения с прорезным
контуром четко выступают на поблескивающей под ними разноцветной фольге. Эти необычные узоры, образуя собой ажурные берестяные
вставки, наклеиваются на деревянные шкатулки, коробки и сухарницы.
Крупным центром художественной резьбы по дереву является Загорский район Московской области. На расположенной
поблизости от Загорска фабрике резных художественных изделий города Хотьково создается разнообразная продукция. Красотой
и большим своеобразием отличается так называемая кудринская резьба с рельефным кудреватым узором. Он состоит из крупных,
густых, прихотливо изогнутых завитков с лапчатыми, четко прорисованными листьями. Темный, зеркально отполированный, с богатой
игрой света и тени, он резко выделяется на матовом фоне. В некоторых работах последних лет Кудринский орнамент употребляется
довольно скупо. Преобладает гладкая полированная поверхность темного дерева, а незначительный резной декор как бы усиливает
его колористическую звучность.
Другие мастера работают в иной манере. В их произведениях проявляются давние местные традиции миниатюрной резьбы. Изделия
украшаются резными пластинками из твердых пород дерева, главным образом самшита, с орнаментальными или сюжетными композициями,
исполненными сквозной резьбой. Этот светлый резной ажур хорошо выделяется на темном ореховом дереве или золотистом капокорешке.
В некоторых более сложных произведениях, таких, как чернильный прибор «Охота» К. Г. Зорилова,
миниатюрная ажурная резьба сочетается с рельефной и объемной.
| |