|
Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
В первой половине XVII века на территории монастыря вдоль крепостных стен развернулось строительство новых каменных зданий.
В 1635—1637 годах на месте старой больницы на средства Александра Булатникова, назначенного келарем из монахов Соловецкого
монастыря, были поставлены новые Больничные палаты, включившие в себя ряд древних построек. Между двумя палатами, с трех
сторон окруженная папертями, как на пьедестале, возвышается церковь Зосимы и Савватия Соловецких с высоким, взметнувшимся
в небо шатром. Восьмерик церкви и шатер украшены зелеными поливными изразцами с изображением орлов, воинов с пушками. Переходы
от одного объема к другому сглажены килевидными кокошниками. Апсида, как и у Духовской церкви, украшена тягами, соединенными
гирляндой дужек с белокаменными вставками — крабами.
|
Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия. 1635-1638 годы
|
В середине XVIII века западную линию келий и Больничные палаты перестроили «по ранжиру», то есть в одну прямую линию
с одинаковым ритмом окон, в XIX веке над двухэтажными кельями был надстроен третий этаж. Церковь Зосимы и Савватия оказалась
со всех сторон застроенной кельями, ее древние окна и двери были растесаны. ,
К капитальной реставрации Больничных палат с церковью Зосимы и Савватия приступили в 1938 году. Здания освободили от
поздних пристроек, в процессе исследования были проведены большие инженерные работы по укреплению всех конструкций. В начале
1950-х годов реставрацию полностью завершили.
Двухэтажные Больничные палаты с обширными белокаменными подвалами составлены из нескольких объемов, перекрытых
высокими крышами. Второй этаж палат как бы разорван посередине, и на образовавшейся свободной площадке, как на
пьедестале, поставлена стройная одноапсидная церковь Зосимы и Савватия. На четверике возвышается восьмерик, увенчанный высоким
каменным шатром с изящной главой; стены церкви завершаются килевидными кокошниками, а в основании шатра расположен пояс
окон-слухов. Фасады отличают стройность пропорций и богатое убранство, а внутреннее пространство весьма небольшое вследствие
того, что шатер отделен от интерьера каменным сводом; иконостас не сохранился. На апсиде церкви Зосимы и Савватия точно
повторен оригинальный декор апсид Духовской церкви, а грани шатра украшены множеством тяг, лопаток и поясков со вставками
зеленых поливных изразцов. Эти изразцы обильно украшают всю церковь; они располагаются то поясами в фризах, венчающих четверик
и восьмерик, то группируются на полях закомар и кокошников, то рассыпаются одиночными вкраплениями на гранях шатра; на белом
фоне стен они выглядят особенно эффектно. Как отзвук недавних ратных подвигов, на многих изразцах изображены воины и пушки.
Впервые зеленые поливные изразцы встречаются в московском зодчестве в убранстве именно этой церкви Троицкого монастыря.
Интересно отметить, что сложная композиция Больничных палат строится с расчетом наивыгоднейшего обозрения их с главной
площади, от Троицкого собора: так, лоджии, расположенные по обеим сторонам церкви (на одной из них находилась открытая двухъярусная
звонница на пять колоколов), разного размера; различную степень насыщенности декором имеют правое и левое крыло палат;
несимметрично, со сдвигом в сторону Троицкого собора, расположены окна на апсидах церкви.
На примере Больничных палат хорошо видна наметившаяся в архитектуре первой половины XVII века тенденция к сглаживанию
контраста в убранстве церковных и гражданских построек— рядовые палаты для престарелых старцев оформляются так же нарядно,
как и церковь, которая сама выступает здесь всего лишь как составная часть общей композиции здания.
|
Церковь Зосимы и Савватия с Больничными палатами (1635—1638).
Каличья башня (1758—1778) и Смоленская церковь (1745—1748)
|
Восстановленный переход, соединяющий Больничные палаты с еще не реставрированной частью Казначейского корпуса, наглядно
показывает, что и дальше за однообразием его переделанного фасада скрыты другие древние сооружения: в подвале и двух нижних
этажах сохранились сводчатые палаты, а под поздней штукатуркой местами обнаружены первоначальные оконные и дверные проемы.
|
Крепостная палата. XVI—XVII вв. После реставрации 1958 г.
|
Пройдя под аркой между Больничными палатами и Казначейским корпусом и повернув налево, можно увидеть небольшую прямоугольную
башню, выступающую из общей линии здания,— это так называемая Крепостная палата. Каждый из четырех ее ярусов (один ниже уровня
земли) перекрыт сомкнутым сводом с распалубками; некоторые сообщаются каменными лестницами в толще стен. В одной из палат
второго этажа обнаружено сводчатое помещение, уходящее под стену («палатка с комнатою») — возможно, это тайник или сейф
для хранения ценностей.
Крепостная палата носит следы двух строительных периодов: нижняя часть с оконными проемами арочной формы без обрамлений
относится к XVI веку, а верхний этаж с фигурными окнами и нарядными наличниками надстроен в следующем столетии. Верхняя
палата сообщалась мостиком-переходом с оградой крепости; такие переходы имели многие здания, располагавшиеся вдоль крепостных
стен.
Вблизи Крепостной палаты, непосредственно на монастырской стене, находится сложный комплекс келарских служб XVII века;
это, пожалуй, один из наиболее загадочных углоков древнего монастыря. Уже в документах 1593 года здесь упоминаются келарские
гостиные палаты для знатных посетителей. Принимать гостей входило в обязанности келаря, и приемы эти обставлялись очень пышно
и торжественно. Келарь был единоличным распорядителем огромного монастырского хозяйства, богатство которого не уступало
даже царскому. Недаром Павел Алеппский писал, что в этой стране «почитают трех правителей — царя, патриарха и келаря Святой
Троицы». Со временем прежние кельи келаря и гостиница стали тесны, и в 1643 году на их месте,
непосредственно на крепостной стене, «созидаемы убо келарские службы каменным
гостиным палатам ветхости ради наново, идеж гостей подчеваху и идеж служебницы тоя службы иноки и миряне живуще».
Но «неудобь сказуемая» роскошь жизни монастырской администрации и злоупотребления казной привели к тому, что в 1738 году
царским указом в Троицком монастыре было введено соборное правление: «. . .чтоб архимандрит один, ниже келарь, ни казначей
особливой власти отнюдь не имели, как прежде бывало, и что всяк из обители брали, расхищали и раздавали как свое собственное».
А когда в середине XVIII века у монастыря были отобраны почти все его вотчины, должность келаря была упразднена совсем. В
келарских палатах разместился Учрежденный собор лавры со своими канцеляриями; другие помещения были переделаны для хозяйственных
нужд, а здания, «которые в ограде присовокуплены и в них ныне надобности никакой не имеется», были даже разобраны (1779).
| |