Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)

В первой половине XVII века на территории монастыря вдоль крепостных стен развернулось строительство новых каменных зданий.

В 1635—1637 годах на месте старой больницы на средства Александра Булатникова, назначенного келарем из монахов Соловецкого монастыря, были поставлены новые Больничные палаты, включившие в себя ряд древних построек. Между двумя палатами, с трех сторон окруженная папертями, как на пьедестале, возвышается церковь Зосимы и Савватия Соловецких с высоким, взметнувшимся в небо шатром. Восьмерик церкви и шатер украшены зелеными поливными изразцами с изображением орлов, воинов с пушками. Переходы от одного объема к другому сглажены килевидными кокошниками. Апсида, как и у Духовской церкви, украшена тягами, соединенными гирляндой дужек с белокаменными вставками — крабами.

Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия. 1635-1638 годы
Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия. 1635-1638 годы

В середине XVIII века западную линию келий и Больничные палаты перестроили «по ранжиру», то есть в одну прямую линию с одинаковым ритмом окон, в XIX веке над двухэтажными кельями был надстроен третий этаж. Церковь Зосимы и Савватия оказалась со всех сторон застроенной кельями, ее древние окна и двери были растесаны. ,

К капитальной реставрации Больничных палат с церковью Зосимы и Савватия приступили в 1938 году. Здания освободили от поздних пристроек, в процессе исследования были проведены большие инженерные работы по укреплению всех конструкций. В начале 1950-х годов реставрацию полностью завершили.

Двухэтажные Больничные палаты с обширными белокаменными подвалами составлены из нескольких объемов, перекрытых высокими крышами. Второй этаж палат как бы разорван посередине, и на образовавшейся свободной площадке, как на пьедестале, поставлена стройная одноапсидная церковь Зосимы и Савватия. На четверике возвышается восьмерик, увенчанный высоким каменным шатром с изящной главой; стены церкви завершаются килевидными кокошниками, а в основании шатра расположен пояс окон-слухов. Фасады отличают стройность пропорций и богатое убранство, а внутреннее пространство весьма небольшое вследствие того, что шатер отделен от интерьера каменным сводом; иконостас не сохранился. На апсиде церкви Зосимы и Савватия точно повторен оригинальный декор апсид Духовской церкви, а грани шатра украшены множеством тяг, лопаток и поясков со вставками зеленых поливных изразцов. Эти изразцы обильно украшают всю церковь; они располагаются то поясами в фризах, венчающих четверик и восьмерик, то группируются на полях закомар и кокошников, то рассыпаются одиночными вкраплениями на гранях шатра; на белом фоне стен они выглядят особенно эффектно. Как отзвук недавних ратных подвигов, на многих изразцах изображены воины и пушки. Впервые зеленые поливные изразцы встречаются в московском зодчестве в убранстве именно этой церкви Троицкого монастыря.

Интересно отметить, что сложная композиция Больничных палат строится с расчетом наивыгоднейшего обозрения их с главной площади, от Троицкого собора: так, лоджии, расположенные по обеим сторонам церкви (на одной из них находилась открытая двухъярусная звонница на пять колоколов), разного размера; различную степень насыщенности декором имеют правое и левое крыло палат; несимметрично, со сдвигом в сторону Троицкого собора, расположены окна на апсидах церкви.

На примере Больничных палат хорошо видна наметившаяся в архитектуре первой половины XVII века тенденция к сглаживанию контраста в убранстве церковных и гражданских построек— рядовые палаты для престарелых старцев оформляются так же нарядно, как и церковь, которая сама выступает здесь всего лишь как составная часть общей композиции здания.

Церковь Зосимы и Савватия с Больничными палатами (1635—1638). 
 Каличья башня (1758—1778) и Смоленская церковь (1745—1748)
Церковь Зосимы и Савватия с Больничными палатами (1635—1638). Каличья башня (1758—1778) и Смоленская церковь (1745—1748)

Восстановленный переход, соединяющий Больничные палаты с еще не реставрированной частью Казначейского корпуса, наглядно показывает, что и дальше за однообразием его переделанного фасада скрыты другие древние сооружения: в подвале и двух нижних этажах сохранились сводчатые палаты, а под поздней штукатуркой местами обнаружены первоначальные оконные и дверные проемы.

Крепостная палата. XVI—XVII вв. После реставрации 1958 г.
Крепостная палата. XVI—XVII вв. После реставрации 1958 г.

Пройдя под аркой между Больничными палатами и Казначейским корпусом и повернув налево, можно увидеть небольшую прямоугольную башню, выступающую из общей линии здания,— это так называемая Крепостная палата. Каждый из четырех ее ярусов (один ниже уровня земли) перекрыт сомкнутым сводом с распалубками; некоторые сообщаются каменными лестницами в толще стен. В одной из палат второго этажа обнаружено сводчатое помещение, уходящее под стену («палатка с комнатою») — возможно, это тайник или сейф для хранения ценностей.

Крепостная палата носит следы двух строительных периодов: нижняя часть с оконными проемами арочной формы без обрамлений относится к XVI веку, а верхний этаж с фигурными окнами и нарядными наличниками надстроен в следующем столетии. Верхняя палата сообщалась мостиком-переходом с оградой крепости; такие переходы имели многие здания, располагавшиеся вдоль крепостных стен.

Вблизи Крепостной палаты, непосредственно на монастырской стене, находится сложный комплекс келарских служб XVII века; это, пожалуй, один из наиболее загадочных углоков древнего монастыря. Уже в документах 1593 года здесь упоминаются келарские гостиные палаты для знатных посетителей. Принимать гостей входило в обязанности келаря, и приемы эти обставлялись очень пышно и торжественно. Келарь был единоличным распорядителем огромного монастырского хозяйства, богатство которого не уступало даже царскому. Недаром Павел Алеппский писал, что в этой стране «почитают трех правителей — царя, патриарха и келаря Святой Троицы». Со временем прежние кельи келаря и гостиница стали тесны, и в 1643 году на их месте, непосредственно на крепостной стене, «созидаемы убо келарские службы каменным гостиным палатам ветхости ради наново, идеж гостей подчеваху и идеж служебницы тоя службы иноки и миряне живуще».

Но «неудобь сказуемая» роскошь жизни монастырской администрации и злоупотребления казной привели к тому, что в 1738 году царским указом в Троицком монастыре было введено соборное правление: «. . .чтоб архимандрит один, ниже келарь, ни казначей особливой власти отнюдь не имели, как прежде бывало, и что всяк из обители брали, расхищали и раздавали как свое собственное». А когда в середине XVIII века у монастыря были отобраны почти все его вотчины, должность келаря была упразднена совсем. В келарских палатах разместился Учрежденный собор лавры со своими канцеляриями; другие помещения были переделаны для хозяйственных нужд, а здания, «которые в ограде присовокуплены и в них ныне надобности никакой не имеется», были даже разобраны (1779).