Изделия из металла
Кузнечное дело было одним из древнейших видов обработки металла и считалось на Руси почетной специальностью. Изделия
кузнецов получили известность далеко за пределами Русского государства и своей выразительностью, смелостью, декоративностью
вызывали восторг и удивление иностранцев.
|
А. Г. Вишняков. Поднос с видом Троице-Сергиевой лавры. 1901 год
|
|
П. М. Воробей. Суповая миска. XVIII век
|
В экспозиции музея изделия из кованого и узорного просечного металла по времени их изготовления охватывают период с
XVII и до начала XX века.
|
Ковш новгородского посадника Григория Посахно. XV в.
|
Развитой отраслью художественного ремесла было сундучное производство. Особенно высоко ценились сундуки и шкатулки
Великого Устюга. В музее есть несколько великоустюжских сундуков XVII—XVIII веков, имеющих форму теремка и обшитых железными
полосами с просечным узором. Эта форма была традиционной в быту и сохранилась до середины XIX века.
|
Чарка. XVI в.
|
В XVI—XVII веках пользовались небольшими плоскими сундуками-укладками со скошенной крышкой — «подголовником». Форма
подголовников объясняется их названием и ролью — они служили подставкой для подушки во время сна. В таких сундуках хранились
ценности и документы. Сундуки украшены широкими полосами железа и просечными жуковинообразными накладками. Часто в центре
крышки или вокруг замка помещали круглые просечные пластины, под которые подкладывали цветную фольгу, и благодаря этому резной
круг ярким пятном выделялся на поверхности сундука.
Старинные формы сундуков и несложные мотивы просечного орнамента сохранились вплоть до середины XIX века, но уже в XVIII
веке появился спрос на более изящные вещи. Сундуки делались гораздо меньших размеров, легкими, просечные узоры стали мельче,
ажурнее.
|
Братина. XVI в.
|
В музее хранятся изделия знаменитых сундучников не только Великого Устюга, но и Москвы, Невьянска на Урале и города Павлова
Горьковской области.
Из кованых изделий привлекают внимание светцы для лучины, подсвечники, ключи, жуковины. Кованые железные светцы, в
которых силуэт имел ведущее значение, скромны по форме, незатейливо украшены пучками побегов и несложными изгибами стержней.
|
Кувшин и часть клада медных монет. XVIII в.
|
Среди маленьких светцов, вбиваемых в деревянный стояк, особенно выделяются два: светец из Ярославской области с двумя
стилизованными головками коньков и вологодское «светильно» с пучками отрогов, напоминающих три лилии с декоративными листьями.
Более художественную разработку получили высокие железные светцы, которые датируются XVIII и XIX веками. В музее представлены
светцы из Ярославской, Тверской, Вологодской, Архангельской губерний.
|
Дарохранительница. XVIII в.
|
Даже такой скромный по виду материал, как олово, разнообразно использовался в русском искусстве в XVI—XVII веках. Мягкость
олова давала возможность делать из него пластины со всевозможными растительными мотивами и обрамлять ими стенки деревянных
ларцев, зеркала, иконные киоты, декорировать выносные церковные фонари и т. д. В отделе экспонируется трехстворчатое
зеркало XVII века, украшенное узорчатым ажурным оловом, прорези которого покрывала яркая
роспись и слюда. Смелым сочетанием контрастных цветов народный мастер достиг горения красок, роспись напоминает узор, составленный
из самоцветных каменьев.
|
Кувшин-рукомой. XVIII в.
|
Не менее интересны и медные спицы-зеркальца, которыми крепился лен на гребни прялок. Спицы декорированы головками коней,
иногда над конскими головами помещалось изображение двух утиц, напоминающих ладью. Такое сочетание элементов декора говорит
о древнейших традициях этих произведений.
Из меди и олова делали также посуду: всевозможные братины с чеканным узором, ендовы с носиком для слива, медные ковши
различных размеров, которые спускались в бочку и плавали в ней, придерживаясь крючком ручки за край. В этих сосудах во
время праздников подносили гостям пиво, брагу, хмельной мед.
|