Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Изделия из металла

Кузнечное дело было одним из древнейших видов обработки металла и считалось на Руси почетной специальностью. Изделия кузнецов получили известность далеко за пределами Русского государства и своей выразительностью, смелостью, декоративностью вызывали восторг и удивление иностранцев.

А. Г. Вишняков. Поднос с видом Троице-Сергиевой лавры. 1901 год
А. Г. Вишняков. Поднос с видом Троице-Сергиевой лавры. 1901 год

П. М. Воробей. Суповая миска. XVIII век
П. М. Воробей. Суповая миска. XVIII век

В экспозиции музея изделия из кованого и узорного просечного металла по времени их изготовления охватывают период с XVII и до начала XX века.

Ковш новгородского посадника Григория Посахно. XV в.
Ковш новгородского посадника Григория Посахно. XV в.

Развитой отраслью художественного ремесла было сундучное производство. Особенно высоко ценились сундуки и шкатулки Великого Устюга. В музее есть несколько великоустюжских сундуков XVII—XVIII веков, имеющих форму теремка и обшитых железными полосами с просечным узором. Эта форма была традиционной в быту и сохранилась до середины XIX века.

Чарка. XVI в.
Чарка. XVI в.

В XVI—XVII веках пользовались небольшими плоскими сундуками-укладками со скошенной крышкой — «подголовником». Форма подголовников объясняется их названием и ролью — они служили подставкой для подушки во время сна. В таких сундуках хранились ценности и документы. Сундуки украшены широкими полосами железа и просечными жуковинообразными накладками. Часто в центре крышки или вокруг замка помещали круглые просечные пластины, под которые подкладывали цветную фольгу, и благодаря этому резной круг ярким пятном выделялся на поверхности сундука.

Старинные формы сундуков и несложные мотивы просечного орнамента сохранились вплоть до середины XIX века, но уже в XVIII веке появился спрос на более изящные вещи. Сундуки делались гораздо меньших размеров, легкими, просечные узоры стали мельче, ажурнее.

Братина. XVI в.
Братина. XVI в.

В музее хранятся изделия знаменитых сундучников не только Великого Устюга, но и Москвы, Невьянска на Урале и города Павлова Горьковской области.

Из кованых изделий привлекают внимание светцы для лучины, подсвечники, ключи, жуковины. Кованые железные светцы, в которых силуэт имел ведущее значение, скромны по форме, незатейливо украшены пучками побегов и несложными изгибами стержней.

Кувшин и часть клада медных монет. XVIII в.
Кувшин и часть клада медных монет. XVIII в.

Среди маленьких светцов, вбиваемых в деревянный стояк, особенно выделяются два: светец из Ярославской области с двумя стилизованными головками коньков и вологодское «светильно» с пучками отрогов, напоминающих три лилии с декоративными листьями.

Более художественную разработку получили высокие железные светцы, которые датируются XVIII и XIX веками. В музее представлены светцы из Ярославской, Тверской, Вологодской, Архангельской губерний.

Дарохранительница. XVIII в.
Дарохранительница. XVIII в.

Даже такой скромный по виду материал, как олово, разнообразно использовался в русском искусстве в XVI—XVII веках. Мягкость олова давала возможность делать из него пластины со всевозможными растительными мотивами и обрамлять ими стенки деревянных ларцев, зеркала, иконные киоты, декорировать выносные церковные фонари и т. д. В отделе экспонируется трехстворчатое зеркало XVII века, украшенное узорчатым ажурным оловом, прорези которого покрывала яркая роспись и слюда. Смелым сочетанием контрастных цветов народный мастер достиг горения красок, роспись напоминает узор, составленный из самоцветных каменьев.

Кувшин-рукомой. XVIII в.
Кувшин-рукомой. XVIII в.

Не менее интересны и медные спицы-зеркальца, которыми крепился лен на гребни прялок. Спицы декорированы головками коней, иногда над конскими головами помещалось изображение двух утиц, напоминающих ладью. Такое сочетание элементов декора говорит о древнейших традициях этих произведений.

Из меди и олова делали также посуду: всевозможные братины с чеканным узором, ендовы с носиком для слива, медные ковши различных размеров, которые спускались в бочку и плавали в ней, придерживаясь крючком ручки за край. В этих сосудах во время праздников подносили гостям пиво, брагу, хмельной мед.