Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Пятницкая башня

XVI столетие явилось важным этапом в архитектурной истории Троице-Сергиева монастыря.

Сложное внешнеполитическое положение Русского государства заставило правительство принимать меры по укреплению государственных границ. Вокруг Москвы был возведен комплекс оборонительных сооружений, в который вошел и Троице-Сергиев монастырь, стоящий на северных подступах к столице. Его территория расширилась, в короткий срок — с 1540 по 1550 год — деревянные рубленые стены были заменены новыми, выложенными из кирпича на сплошном двухметровом фундаменте из булыжника и белого камня. Высота стен, имевших два боевых яруса, составляла 5,5—6 метров, толщина — до 3,5 метра, а протяженность — около 1,5 километра. Стены прорезали ряды бойниц и машикулей — навесных бойниц, через которые можно было не только стрелять, но и лить смолу, кипяток, воду с известью. Вдоль крепостных стен было возведено 12 боевых башен, как правило, с тремя боевыми ярусами. Они сильно выступали вперед за линию стен, что обеспечивало ведение перекрестного и флангового огня.

Для укрепления обороноспособности монастыря в оврагах, окружавших его с трех сторон, были устроены запруды, а с южной стороны вырыт большой пруд.

Таким образом, к середине XVI века монастырь превратился в сильную крепость, выдержавшую в начале XVII века шестнадцатимесячную осаду польско-литовских интервентов.

Сильно пострадавшие во время осады стены и башни были капитально отремонтированы, частично перестроены заново. Так, толщина и высота стен увеличились почти вдвое, появился третий ярус. Нижний ярус, бывший до перестройки открытым, теперь состоял из изолированных казематов, где можно было разместить гарнизон, хранить оружие, припасы.

Большое оборонное значение придавалось башням крепости, четыре из которых располагались по углам, а остальные — по пряслам стен. Одна из самых мощных башен, стоящая на юго-восточном углу крепостной стены, носит название Пятницкой по находящемуся рядом бывшему Пятницкому монастырю. Как и остальные угловые башни, она восьмигранная, шестиярусная, междуэтажные перекрытия опираются на каменный пилон, проходящий по всей высоте башни. Полуколонны, арочки, бойницы различной формы на фасадах как бы смягчают впечатление ее массивности, суровости и неприступности.

Вдоль восточной стены расположены Красная (то есть красивая) и Сушильная башни. Подчеркивая особое положение Красной башни — она возвышается над главным входом в монастырь,— ее облицевали белым камнем. В то же время башня имела скромные размеры и отличалась строгой архитектурой. Очевидно, строители крепости сознательно перенесли основной архитектурный акцент главного входа не на башню, а на располагавшуюся за ней надвратную церковь.

Еще во время осады монастыря польскими интервентами у восточной стены был вырыт ров. В начале XVIII века по приказу Петра I, принимавшего меры на случай внезапного появления шведов под Москвой, были возведены земляные бастионы. В 1823 году ров был засыпан, бастионы уничтожены.

Уникальным памятником крепостной архитектуры Древней Руси являются оборонительные сооружения Троицкого монастыря. Построенные в середине XVI века и через сто лет надстроенные вдвое по высоте, крепостные стены с одиннадцатью башнями (от двенадцатой сохранился только фундамент) неправильным прямоугольником опоясывают всю территорию монастыря; две ленты навесных бойниц (машикулей) отмечают последовательные этапы их возведения. Крепостные стены имеют три боевых яруса: нижний (подошвенный) бой, состоящий из изолированных казематов с амбразурами на уровне земли, средний бой, имеющий открытую сводчатую галерею со вторым рядом бойниц, и верхний — галерею-гульбище с боевыми стрельницами (зубцами) и наклонными бойницами-машикулями (134, 135). По галереям ярусов можно было обойти вокруг монастыря: это создавало удобства для маневренности гарнизона и артиллерии во время боевых действий. Выступая из плоскости крепостных стен, башни обеспечивали наиболее эффективный перекрестный огонь местности перед ними.

Троице-Сергиева лавра. Вид с востока. Пятницкая башня (1640), Красная воротная башня
Троице-Сергиева лавра. Вид с востока. Пятницкая башня (1640), Красная воротная башня (XVI в.; XVII в.; XIX а.) и Успенские ворота (XVII в.)

Угловая Пятницкая башня видна первой при подходе к монастырю со стороны Москвы. Выстроенная в 1640 году на месте разрушенной взрывом «в осадное время», она имеет в высоту 22 м до верха зубцов (без шатра). Восьмигранная в плане форма придает ей особую конструктквную устойчивость. Искусные мастера-градодельцы оживили фасады башни тягами из тесаного кирпича, лопатками, полуколонками, арочками и валиками, включили в общий декор даже орудийные бойницы, придав им фигурную форму. Как и все другие угловые башни, она разделена по высоте на шесть боевых ярусов: самый нижний (пороховая камера) находится под землей. Внутри на всю высоту Пятницкой башни проходит каменный восьмигранный пилон, на который опираются своды и бревенчатые накаты междуэтажных перекрытий. Сохранилось предание, что столб этот был сложен полым, в виде трубы, и будто бы с верхних этажей бросали в него преступников на ножи и заостренные колья, установленные в подвальном ярусе. При реставрационных работах 1963 года в одном из верхних ярусов башни под толстым слоем штукатурки нами действительно была обнаружена узкая дверь, ведущая в небольшую камеру, скрытую в толще пилона; но ниже этого помещения пилон не пустой, а представляет собой сплошной массив кирпичной кладки. Может быть, в свое время эта дверь и послужила основанием для столь неправдоподобной, но часто повторяющейся в литературе о Троицком монастыре легенды.

Крепостная стена. Галереи верхнего боя
Крепостная стена. Галереи верхнего боя

Крепостная стена Троице-Сергиева монастыря. XVI в., XVII в. Реконструкция В. И. Балдина
Крепостная стена Троице-Сергиева монастыря. XVI в., XVII в. Реконструкция В. И. Балдина

Крепостная стена. Галереи среднего боя
Крепостная стена. Галереи среднего боя

Первоначально Пятницкая башня завершалась высоким шатром с дозорной вышкой — смотрильней; в XIX веке шатер сменили на сферическую кровлю, которая сгорела в 1920 году. Существующая временная кровля устроена после пожара и лишь весьма отдаленно напоминает характер первоначального завершения башни. Архитектор Д. П. Сухов, восстанавливавший кровлю Пятницкой башни, рассказывал автору, что в то трудное время он не смог получить лес нужного размера для устройства шатра необходимой высоты.