Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Графика начала XX века

Уникальное собрание произведений русского искусства, сосредоточенное в лавре, имело и имеет непреходящее значение для творчества многих советских художников. Об этом можно судить по представленным в музее работам В. Фаворского, К. Юона, В. Соколова и др.

И.С.Хрустачев. Оклад Евангелия. Начало XX века
И.С.Хрустачев. Оклад Евангелия. Начало XX века

Творчество выдающегося советского гравера Владимира Андреевича Фаворского (1886—1964) началось в предреволюционное время. Художник был очевидцем революционных событий. Им посвящен лист «Октябрь 1917 г.». В. А. Фаворский — один из непревзойденных советских иллюстраторов книги. Работая над произведениями классической русской литературы, художник находил свой образный язык для отражения идеи, стиля и характера произведений. Замечательные по линейной четкости и тональности, филигранной отточенности форм ксилографии Фаворского превращали иллюстрируемую книгу в единый художественный организм.

В экспозиции представлены иллюстрации к книгам «Слово о полку Игореве» («Бегство Игоря») и «Борис Годунов» А. С. Пушкина («Сцена в келье Чудова монастыря»).

Фаворским была выполнена и гравюра, изображающая загородную резиденцию троицкого духовенства — усадьбу «Корбуха», для одноименной книги А. Свирина.

Образы древних русских городов и их архитектурные ансамбли — одна из главных тем в разнообразном творческом наследии Константина Федоровича Юона (1875—1958). Тонко чувствовавший неповторимый национальный колорит, Юон явился создателем произведений, проникнутых любовью к творческому гению русского народа, его богатой культуре и истории. Как красочное, яркое видение предстает Троице-Сергиева лавра в акварели «Вид на лавру с привокзальной улицы».

Белый фон снега подчеркивает живописную палитру ансамбля.

На другой акварели изображен величественный Успенский собор. Немногими средствами художник сумел передать его по-весеннему праздничным и торжественным и сообщить всему произведению ощущение той свежести и ясности, какая бывает ранней весной.

Литографии К. Юона, посвященные Сергиеву Посаду, доносят до нас не только архитектурный облик лавры как центра города, но и жизнь этого города, проходившую у древних стен цитадели.

Имя Владимира Ивановича Соколова (1872—1946) пользуется также заслуженной известностью. Автор тонких пейзажей, жанровых произведений, замечательно владеющий различной живописной и графической техникой, он был и прекрасным мастером прикладного искусства.

В. И. Соколов — один из первых советских художников, создавших портрет В. И. Ленина. Теме революции посвящены его работы «В революционное время», «Митинг в с. Терпигорьевском».

Художник жил и работал в Загорске. Виды лавры и живописные уголки Сергиева Посада — любимый мотив его произведений. Он любил не только торжественную праздничность ансамбля, но и его тихие, невидимые с первого взгляда уголки, которыми художник подолгу любовался с карандашом в руках.