Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Казначейский корпус келий (XVII в.)

По другую сторону площади, напротив Успенского собора, стоит трехэтажное здание Казначейского корпуса, где расположена музейная экспозиция. Внутри современных помещений Казначейского корпуса, возникшего на месте западной линии келий, несколько вдаваясь в сторону крепостной стены, расположена Крепостная палата, представляющая собой четырехъярусную прямоугольную башню.

Ярусы перекрыты сомкнутыми сводами и соединены каменными лестницами, сделанными в толще стен.

Южная часть Казначейского корпуса келий. Обмерный чертеж
Южная часть Казначейского корпуса келий. Обмерный чертеж. Южная часть Казначейского корпуса келий в XVII веке. Реконструкция В. И. Балдина Северная часть Казначейского корпуса келий после реставрации 1938—1950 гг.: Больничные палаты с церковью Зосима и Савватия. 1635—1638

Пожалуй, ни один из русских царей не посещал Троицкий монастырь чаще, чем царь Борис, и не жаловал ему вкладов больше и богаче, чем он. И потому здесь в день смерти Бориса Годунова над этой скромной гробницей двух царей, царицы и царевны служили традиционную соборную панихиду, ударяли в большой годуновский колокол на колокольне, а на торжественной литургии употребляли сосуды, воздухи, покровы и другие драгоценные предметы из многочисленных вкладов опального царского семейства. В 1914 году лавра собиралась перестраивать гробницу «на подобие часовни с окнами и входом во внутрь ее для служения ежегодно совершаемой панихиды», но не получила поддержки у Археологического общества.

В обширном строительстве, развернувшемся в Троицком монастыре после героической обороны крепости в начале XVII века, отразилось характерное для русской архитектуры того времени стремление к нарядности и узорчатости. Это сказалось как в облике перестроенных крепостных башен, так и в архитектуре культовых и гражданских сооружений. Но, к сожалению, многие возведенные тогда здания со временем подверглись таким капитальным переделкам, что почти полностью утратили свой первоначальный вид, и только реставрационные работы последних лет постепенно начинают выявлять прежний облик некоторых из них. Так, в длинном Казначейском корпусе келий -— напротив западного фасада Успенского собора — оказались как бы замурованными несколько отдельных построек: палаты казначейские, палата крепостная (в которой хранились скрепленные печатью документы на вотчинные владения монастыря), палаты соборные, где сидели архимандрит, келарь и казначей «для расправы всяких монастырских дел», а также больничные палаты со своей церковью. Это произошло в середине XVIII века, когда стала производиться капитальная перестройка монастыря в духе нового времени. Разнообразные объемы палат объединили под один фасад с симметричным расположением окон, некоторые из которых оказались ложными, так как попали в места примыкания поперечных стен. Вместо деревянных крылец вдоль всего фасада сделали галерею на каменных столбах, а на южном конце корпуса, рядом с Троицким собором,— каменную лестничную башню «готической архитектуры» (1742) такая же башня должна была заменить шатер больничной церкви. В XIX веке галереи сломали, а над всем зданием надстроили третий этаж (1858). Реставрация северной части корпуса выявила здесь интересный комплекс нарядных Больничных палат с шатровой церковью Зосимы и Савватия (1635— 1638).

Вид Казначейского корпуса келий после перестроек XVIII в Чертеж 1789 г.
Вид Казначейского корпуса келий после перестроек XVIII в Чертеж 1789 г.