|
Резьба по кости
Художественные традиции косторезного искусства издавна развивались на Севере. Здесь изделия изготовляются из добываемой
на месте моржовой кости. Она обладает достаточной твердостью, имеет теплые оттенки и едва уловимую игру
естественных прожилок. Холмогорские резчики Архангельской области виртуозно владеют сквозной пропильной резьбой.
Мелкие прорезные растительные завитки, фигурки животных и охотничьи упряжки среди лапчатых еловых веточек и орнаментальных
побегов составляют тонкое ажурное обрамление в шкатулках, коробках, ножах для бумаги. Чукотские косторезы Магаданской
области сочетают объемную резьбу с цветной гравировкой. На моржовых клыках они обычно размещают сложные многофигурные
группы. Большим мастерством отличаются работы старейшего резчика Вуквутагина, заслуженного художника РСФСР, одного из организаторов
этого промысла. В произведении «Охота на песца» повествование дополняется изображениями на боковых частях изогнутого клыка.
Привлекают внимание также гравированные и слегка затонированные цветом рисунки на обеих сторонах клыка. Великолепны, например,
многофигурные композиции «Старая и новая Чукотка» Г. Тынатваль и «Чукотка строится» Е. Янку, рассказывающие о жизни жителей
Чукотки и являющиеся своеобразной летописью народов Севера. Миниатюрные фигурки тобольских косторезов Тюменской
области имеют плавные и выразительные округлые очертания, которые подчеркивают мягкую пластику форм и движений. Особенно
удачны небольшие групповые композиции с яркими образами рыболовов и охотников в произведениях В. П. Обрядовой, Г. Г. Кривошеина,
Г. А. Хазова, заслуженного художника РСФСР.
| |