Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Плотничья башня

Вдоль западной стены расположены Плотничья, Келарская и Пивная башни.



Плотничья башня вынесена далеко вперед от крепостных стен и стоит на высоком обрыве.

Плотничья башня. Разрез. Чертеж В. И. Балдина
Плотничья башня. Разрез. Чертеж В. И. Балдина

Северо-западный угол крепости занимает эффектно поставленная на крутом обрыве восьмигранная Плотничья башня (XVII в.), получившая название по находившемуся недалеко от нее плотничьему двору. Подобно другим угловым башням, она разделена на шесть ярусов. В XIX веке шатровое завершение башни было переделано на сферическую кровлю, ее боевые амбразуры растесаны а огромные окна. а бревенчатые накаты между ярусами заменены каменными сводами. В 1960 году по сохранившимся фрагментам были восстановлены древние формы небольших шестигранных бойниц, что в значительной мере вернуло башне ее крепостной характер.

Возвышаясь над обрывом у слияния двух речек и несколько выступая вперед, Плотничья башня как бы прикрывает каменной «грудью» причудливо группирующиеся за ней силуэты колокольни, куполов Успенского собора, изящного шатра больничной церкви Зосимы и Савватия и других сооружений монастыря.

Западная крепостная стена проходит по крутому склону холма, у подножия которого течет мелководная речка Кончура. Эта сторона крепости больше всего пострадала в период боевых действий в начале XVII века—против нее на высотах Красной горы располагались основные силы вражеской артиллерии. Может быть, поэтому при последующем укреплении оборонительных сооружений стену с этой стороны не стали, как везде, просто надстраивать в высоту, а сочли необходимым заново сложить ее напольную сторону на новом фундаменте, несколько вынеся его вперед. Таким образом крепостная стена здесь получила новый фасад от основания до зубцов и на ней нет промежуточного ряда машику-лей XVI века. Их можно видеть только на небольшом участке стены к северу от Келарской башни — это часть фасада гостиных палат, которые раньше выступали вперед, а после перестройки крепостной стены составили с ней одну общую линию. Келарская башня, единственная из всех башен монастыря, не имеет бойниц и не выступает из плоскости крепостных стен.