Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Живопись троицких мастеров XVI века

О существовании в Троицком монастыре в XVI веке собственных иконописных мастерских можно говорить вполне определенно. В интереснейшем историческом документе — монастырском синодике 1575 года—упоминается большое число троицких иконников. Их произведения часто преподносились великим князьям, московским царям и иностранным гостям, что свидетельствовало о высоких художественных качествах икон.

Одним из известных иконописцев этого времени в Троицком монастыре являлся Евстафий Головкин, оставивший подписи на своих произведениях. Это — не рядовой монах, а человек, занимавший видное положение в монастыре, бывший в течение многих лет его келарем. Евстафий Головкин пользовался большим доверием царей Ивана Грозного, Федора Ивановича; от имени Троицкого монастыря он подписывал грамоту о воцарении Бориса Годунова.

Икона «Богоматерь Владимирская». XVIв. Давид Сирах
Икона «Богоматерь Владимирская». XVIв. Давид Сирах

В экспозиции музея представлены два произведения, принадлежащие кисти Евстафия Головкина. Одно из них —трехстворчатый складень, на среднике которого характерное для Троицкого монастыря изображение«Явление Богоматери Сергию Радонежскому».Надпись середины XVII века, наведенная золотом на полях средника, свидетельствует, что икона написана в 1588 году Евстафием Головкиным и что в 1652 году царь Алексей Михайлович брал ее с собой в военный поход. Видимо, с этого времени икона-складень и стала считаться покровительницей русской армии, сопровождая ее во всех военных кампаниях.

Поэтому так понятны здесь изображения архангела Михаила в пламенеющем киноварном плаще, по церковной легенде,— грозного предводителя воинства небесного и покровителя воинов на земле — и ангела-хранителя в ослепительно белых одеждах. Выполненные в яркой цветовой гамме, они обогащают сдержанный колорит средника.

Одно из легендарных событий жизни Сергия Радонежского запечатлено на фоне интересных архитектурных сооружений, фигуры действующих персонажей — удлиненных пропорций. Мастеру удалось передать в иконе настроение тихой созерцательности и спокойствия.

Икона «Спас».XVIв.
Икона «Спас». XVIв.

Другое свое произведение — «Сергий в житии» Евстафий Головкин написал три года спустя, в 1591 году. На окладе иконы выгравирована интересная надпись, сообщающая, что автор создавал икону с молением «о государе царе великом князе Федоре Иоановиче и о его благоверной царице великой княгине Ирине и о их царском многолетнем здравии и о их царском благородном чадородии».

Венец. Деталь оклада иконы «Троица». Вторая половина XVI в.
Венец. Деталь оклада иконы «Троица». Вторая половина XVI в.

Цата. Деталь оклада иконы. «Троица». Вторая половина XVI в.
Цата. Деталь оклада иконы. «Троица». Вторая половина XVI в.

Икона повествует об отдельных эпизодах из жизни Сергия, излагая их согласно «Житию» в редакции Пахомия Логофета. Для произведения характерна большая графичность письма как в трактовке изображения на среднике, так и в клеймах; черты лиц, складки одежд подчеркнуты темными линиями. Живопись отличается скромным теплым колоритом, где большое место занимают розовато-красные, желтые и светло-зеленые тона.

К троицким иконописцам XVI века принадлежит, возможно, имя Давида Сираха. Оно встречается в надписи на иконе «Богоматерь Владимирская», написанной в 1571 году. Излюбленная русскими иконописцами тема ласкания матерью младенца получает в произведении Давида Сираха совершенно иное звучание. Изломанные линии силуэтов, характерный разворот правого плеча богоматери, ее большие глаза, полные тревоги и печали, стремительное движение младенца, прильнувшего к щеке матери, подчеркивают трагизм переживания обоих. А темный колорит иконы, включающий различные оттенки коричневого и золота, усугубляет напряженность образов. Так тревожное, суровое время второй половины XVI века находило свое отражение в произведениях изобразительного искусства, образы которого проникнуты настроением напряженного драматизма.