Головные уборы
Существенную часть в комплексе русской народной одежды составлял головной убор. Каждая область России, а часто и район
имели свою определенную форму, свой декор и даже специфическое название головного убора.
Среди северных головных уборов интересны девичьи повязки районов рек Мезени, Пинеги и Северной Двины. Женщины из богатых
семей носили очень нарядные кокошники, расшитые жемчугом и золотыми нитями. Кокошники Каргопольского района Архангельской
области сплошь покрыты мелким речным жемчугом. Поверх кокошников принято было надевать белые платки, шитые золотом, или узорные
шали.
|
«Кика» — женский головной убор. Рязанская область-XIX в.
|
Узкий и высокий по форме женский головной убор Костромской области украшала жемчужная поднизь, спускающаяся до бровей,
а кокошники Псковщины делали с «шишками» тоже из жемчуга, что придавало самобытность этому головному убору.
На Смоленщине и в некоторых прилегающих районах Калининской области был распространен
маленький убор — ряска, с широкой жемчужной сеткой, спускающейся на лоб.
|
Головной платок. Начало XIX века
|
Почти во всех областях России для украшения головного убора применялась техника золотного шитья. Такое шитье покрывало
маленькие рязанские кики с красными рожками из кумача, изящные сороки Воронежа, кокошники бывшей новгородской земли. Вместе
с золотным шитьем использовали и всевозможные металлические блестки.
На сороках Калининской области вышивку делали по красному фону, и украшенные блестками очелья (лобная часть) сорок молодых
женщин выглядели яркими и праздничными. Очелья свадебных праздничных сорок часто украшали гуськи, шитые золотом. У народов
Поволжья головные уборы отличались разнообразием форм и декора. Многие из них изготовлялись из холста и почти сплошь заполнялись
вышивкой шелком, шерстью и золотной нитью. Но главными материалами для украшения были цветной бисер, металлические блестки,
монеты, находившие применение и в поволжском костюме.
|