Алфавитный указатель
палаты
Среди многочисленных помещений этого этажа своими размерами и убранством выделялись Патриаршая и Царская палаты.
Царская палата Митрополичьих покоев Патриаршая палата, располагавшаяся в восточной части здания, вскоре была
превращена в домовую церковь и украшена «лучшим свода и стен расписанием. . . с лепной резьбой».
паломник
К середине XIX века Сергиевский Посад стал крупнейшим городом Московской губернии — к 1859 году в нем значилось
15 700 жителей и его ежегодно посещало до 230 тысяч паломников. Открытие благоустроенного шоссе (1845) и железной
дороги (1862) между Москвой и Сергиевским Посадом способствовало еще большему увеличению числа посетителей монастыря.
памятник
Памятник дошел до наших дней без существенных изменений — были утрачены лишь белокаменные шары над углами нижнего
яруса (восстановлены в 1981 г.) да сняты четыре фронтона с криволинейной кровли второго восьмерика.
панагия
На верхней крышке ее из миниатюрных литых фигурок составлена композиция «Вознесение», четко разделенная на две
части и хорошо размещенная в пространстве круга. В целом панагия очень нарядна. Ее внешний ободок украшен накладным
ажурным растительным орнаментом.
паперть
В XVIII веке пристроили обширную паперть с северной стороны. Позднее прибавились еще две пристройки у южного фасада.
Сам собор тоже претерпел ряд изменений. Первоначальное позакомарное покрытие кровли было заменено четырехскатным,
узкие щелевидные окна растесаны, белокаменные стены оклеены холстом и расписаны «под мрамор».
Патриарх
В своих воспоминаниях известный архидиакон Павел из Алеппо, сопровождавший в середине XVII века Патриарха Антиохийского
Макария в его путешествии в Россию, передает, что все ими увиденное в Троицкой монастырской ризнице «поражает ум изумлением
и удивляет умного больше глупца».
Пересвет
Витязь в схиме — Александр Пересвет. Воспитанный большим патриотическим словом Преподобного старца Сергия Радонежского,
он видел всю битву на реке Непрядве «в духе единой народной жизни», он шел на врага «с молитвою за Отечество».
Переславль
В восточной части посада, между дорогами на Переславль и Юрьев (Польской), размещаются основные улицы Служних слобод.
Земли, оставленные в ведении Троицкого монастыря, фиксирует специальный план лавры и «принадлежащих ко оной большому и
малому конюшенному, плотничному, колесному, дровяному, лекарскому, семинарскому, гостиному дворам, пафнутьевскому и
конюшенному саду, капустным, терентьевскому, конюшенному.
пилястры
Фасады украшают плоские пилястры с большими арочными окнами между ними; стены покрывает сплошной ковер живописного
орнамента по золотистому фону. Криволинейная кровля в виде двухъярусного «колпака» устроена после пожара 1746 года —
именно такие кровли предполагалось тогда сделать почти на всех зданиях монастыря.
Пимен
Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода Русской Православной Церкви, прочитанное
в тот исторический день во всех храмах Московского Патриархата, выразило это самосознание всех чад Русской Церкви.
писание
Священное Писание осуждает накопление богатства и указывает на главное средство борьбы с нищетой — устранение несправедливых
социальных отношений. Иисус обличает фарисеев и законников, поедающих дома вдовиц.
план
Монастырь получил, таким образом, регулярный план в виде правильного прямоугольника: по его сторонам сто- яли кельи,
обращенные окнами на центральную площадь, где возвышались церковь и трапезная; весь монастырь, включая огороды, житницы и
другие хозяйственные постройки, располагавшиеся позади келий, окружила рубленая ограда (тын); над ее главным входом была
поставлена еще одна церковь, посвященная Дмитрию Солунскому.
плащаница
И внегда хотяше святый причаститися, той огнь свится якоже некая Божественая плащаница, и вниде во святый потыр. И тако
святый тем причастися, тъй Симон дивляшеся и неизреченному оному видению, и трепеташе от страха. Егдаже преподобный изыде
от святаго жрътвеника, разумев Духом Святым, и той Симон видению сподобльшеся быти, и призвав рече ему чадо Симоне почто
устрашися дух твой.
площадь
Четырехугольник низких деревянных келий обрамлял открытую площадь, по двум сторонам которой возвышались две группы
каменных зданий: с южной — Троицкий собор и Духовская церковь, а с северной, как бы уравновешивая их,— трапезная палата
и поварня.
победа
В овальных медальонах он изобразил сюжеты, повествующие о победах Петра I. Стены спальни, оконные ниши были оформлены
рельефным растительным орнаментом. Две голландские печи с цветными изразцами конца XVII — начала XVIII века, полушелковые
обои на стенах, паркетные полы завершали внутреннее убранство покоев.
поварня
Расположена она близ колокольни, на том месте, где прежде стояла каменная поварня XV века. В 1735 году скульптурная
икона «Смоленская Божья матерь», резанная Ермолиным и украшавшая фасад поварни, была объявлена «чудотворной», а здание
превращено в церковь.
подвиг
В XVII веке монастырь распространяет легенды о разного рода чудесах. Героический подвиг защитников крепости монахи
используют для прославления своих святых. Авраамий Палицын в своем «Сказании» старался представить стойкость обороны
как результат «божественной» силы и помощи первых игуменов монастыря — Сергия и Никона.
пожар
Двускатная кровля по металлическим стропилам устроена над Трапезной после пожара 1746 года и представляет значительный
интерес: выполнил ее артиллерийский кузнец В. Крестовщиков по чертежам архитектора И. Жукова «искуснейшим образом, ибо
она поддерживается одним равновесием, через уменьшение у одной части через другую тяжести».
портал
Главный западный вход в храм оформляет портал XVIII века. Слева от него — сооруженная в 1780 году усыпальница Бориса
Годунова и его семьи, единственное царское захоронение на территории монастыря. После осады, в начале XVII века, монастырь
приобретает все большее значение, сюда стекаются богатые вклады.
портрет
Ее стены и потолок, в клеймах которого укреплены портреты Петра I и Екатерины кисти неизвестных мастеров XVIII века,
украшены росписью и лепниной. Один из ярких элементов интерьера — украшенная цветными изразцами фигурная печь.
посад
Своими вдохновенными творениями иноки и посадские жители составили под руководством Преподобного Никона Радонежского
поистине гимн своему учителю, Авве Сергию, воздвигнув собор Святой Троицы, а затем созидая памятники всей последующей
истории Троице-Сергиевой Обители.
послушание
Сохраниши ли даже до смерти послушание ко игумену и ко всей о Христе братии? — Ей, Богу содействующу, честный отче.
Пребудеши ли до смерти в нестяжании и вольней Христа ради во общем житии сущей нищете, ничтоже себе самому стяжавая,
или храня, разве яже на общую потребу.
постройка
Самым ранним памятником ансамбля является Троицкий собор — первая каменная постройка монастыря, возведенная в 1422-1423
годах при ученике и преемнике Сергия игумене Никоне. Храм был сооружен на средства сына Дмитрия Донского — князя Юрия
Звенигородского, „в похвалу" Сергию.
посуда
Особенно широко в отделе представлены резьба и роспись по дереву, которыми украшались фасады крестьянских изб, интерьеры,
посуда и всевозможные бытовые вещи: рубели, вальки, прялки и т. д.
праздник
Типикон подробно излагает чин целования Евангелия. В дни учиненных праздников наряду с Евангелием (на воскресной Утрени)
совершается также целование икон, чем выражается особое почитание изображенных на них святых.
Преподобный
мая 1952 года в Троице-Сергиевой Лавре, где совершал свой миротворческий подвиг Преподобный Сергий, собрались представители
всех Церквей и 27 религиозных объединений нашей страны, видные церковные деятели из-за границы — православные и инославные.
престол
Главный собор монастыря долгое время служил крещальней для наследников московского престола; в нем крестили Василия III
(1479), его сына Ивана IV (1530), который в свою очередь крестил здесь своих сыновей.
придел
В последствии в 1548 году над гробницей с его останками был возведен одноапсидный бесстолпный храм — так называемый Никоновский
придел, отличающийся разнообразием декорировки стен. Придел вплотную примкнул к Троицкому собору, образовав с ним единый архитектурный
комплекс.
проем
Крепостная палата носит следы двух строительных периодов: нижняя часть с оконными проемами арочной формы без обрамлений относится
к XVI веку, а верхний этаж с фигурными окнами и нарядными наличниками надстроен в следующем столетии.
прославление
1970—10 апреля в Троице-Сергиевой Лавре состоялось прославление равноапостольного Николая, Архиепископа Японского. —17 апреля
скончался Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, Священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры.
пространство
Внутри Смоленская церковь не имеет столбов, и все ее пространство, перекрытое сводом с отверстием для светового барабана,
воспринимается единым; большие окна делают интерьер светлым.
протоиерей
Среди них особо выделяются профессор протоиерей Феодор Голубинский, профессор протоиерей Александр Горский, профессор
священник Павел Флоренский, Виктор Дмитриевич Кудрявцев-Платонов, Алексей Иванович Введенский, Митрофан Дмитриевич Муретов и
многие другие.
профессор
В предвоенное десятилетие его собрание расширилось за счет коллекций профессора А. А. Александрова, краеведческого Музея
местного края и Музея народных художественных ремесел. В эти годы окончательно определился и существующий до сих пор профиль
музея, представляющего древнерусское искусство, искусство XVIII — начала XX века, народное искусство XVII — начала XX века,
народные художественные промыслы и советское декоративно-прикладное искусство.
пруд
С этой башней связана легенда о том, что Петр I стрелял с нее уток на расположенном рядом Белом пруду. Интересна по своей
архитектуре и въездная Каличья башня, перестроенная в 1759-1778 годах.
|