Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель


а б в г д е ж з и к л м н о

  п  

р с т у ф х ц ч ш щ ы э ю я






Интерьер Серапионовой палаты. XVI в.

Интерьер Серапионовой палаты. XVI в.

Больничные палаты с церковью преподобных Зосимы и Савватия. 1635—1638 годы.

Больничные палаты с церковью преподобных Зосимы и Савватия. 1635—1638 годы.

Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия. 1635-1638 годы

Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия. 1635-1638 годы

Внутренний вид Трапезной палаты

Внутренний вид Трапезной палаты

Царские Чертоги. Фрагмент свода палаты с изображениями баталий Петра I. 1748

Царские Чертоги. Фрагмент свода палаты с изображениями баталий Петра I. 1748

Больничные палаты и Смоленская церковь

Больничные палаты и Смоленская церковь

Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия.

Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия.

Троице-Сергиева лавра. План.

Троице-Сергиева лавра. План.

Осада монастыря-крепости в 1608—1610 гг. План

Осада монастыря-крепости в 1608—1610 гг. План

Проект перестройки монастыря. План. Чертеж середины XVIII в.

Проект перестройки монастыря. План. Чертеж середины XVIII в.

Проект перепланировки Сергиевского Посада. Губернский землемер Г, Хомяков. 1792

Проект перепланировки Сергиевского Посада. Губернский землемер Г, Хомяков. 1792

План расположения сел и слобод вокруг Троице-Сергиевой лавры во второй половине XVI11 века.

План расположения сел и слобод вокруг Троице-Сергиевой лавры во второй половине XVI11 века.

План Сергиевского Посада. 1835

План Сергиевского Посада. 1835

Духовская церковь. 1476. Разрез, план. Реконструкция В. И. Балдина

Духовская церковь. 1476. Разрез, план. Реконструкция В. И. Балдина

Успенский собор. План

Успенский собор. План

Трапезная с церковью Сергия. Разрез. План

Трапезная с церковью Сергия. Разрез. План

Предтеченский корпус братских келий. План второго этажа. Реконструкция В. И. Балдина

Предтеченский корпус братских келий. План второго этажа. Реконструкция В. И. Балдина

Царские Чертоги. План второго этажа. Чертеж XVIII в.

Царские Чертоги. План второго этажа. Чертеж XVIII в.

палаты


Среди многочисленных помещений этого этажа своими размерами и убранством выделялись Патриаршая и Царская палаты. Царская палата Митрополичьих покоев Патриаршая палата, располагавшаяся в восточной части здания, вскоре была превращена в домовую церковь и украшена «лучшим свода и стен расписанием. . . с лепной резьбой».


паломник


К середине XIX века Сергиевский Посад стал крупнейшим городом Московской губернии — к 1859 году в нем значилось 15 700 жителей и его ежегодно посещало до 230 тысяч паломников. Открытие благоустроенного шоссе (1845) и железной дороги (1862) между Москвой и Сергиевским Посадом способствовало еще большему увеличению числа посетителей монастыря.


памятник


Памятник дошел до наших дней без существенных изменений — были утрачены лишь белокаменные шары над углами нижнего яруса (восстановлены в 1981 г.) да сняты четыре фронтона с криволинейной кровли второго восьмерика.


панагия


На верхней крышке ее из миниатюрных литых фигурок составлена композиция «Вознесение», четко разделенная на две части и хорошо размещенная в пространстве круга. В целом панагия очень нарядна. Ее внешний ободок украшен накладным ажурным растительным орнаментом.


паперть


В XVIII веке пристроили обширную паперть с северной стороны. Позднее прибавились еще две пристройки у южного фасада. Сам собор тоже претерпел ряд изменений. Первоначальное позакомарное покрытие кровли было заменено четырехскатным, узкие щелевидные окна растесаны, белокаменные стены оклеены холстом и расписаны «под мрамор».


Патриарх


В своих воспоминаниях известный архидиакон Павел из Алеппо, сопровождавший в середине XVII века Патриарха Антиохийского Макария в его путешествии в Россию, передает, что все ими увиденное в Троицкой монастырской ризнице «поражает ум изумлением и удивляет умного больше глупца».


Пересвет


Витязь в схиме — Александр Пересвет. Воспитанный большим патриотическим словом Преподобного старца Сергия Радонежского, он видел всю битву на реке Непрядве «в духе единой народной жизни», он шел на врага «с молитвою за Отечество».


Переславль


В восточной части посада, между дорогами на Переславль и Юрьев (Польской), размещаются основные улицы Служних слобод. Земли, оставленные в ведении Троицкого монастыря, фиксирует специальный план лавры и «принадлежащих ко оной большому и малому конюшенному, плотничному, колесному, дровяному, лекарскому, семинарскому, гостиному дворам, пафнутьевскому и конюшенному саду, капустным, терентьевскому, конюшенному.


пилястры


Фасады украшают плоские пилястры с большими арочными окнами между ними; стены покрывает сплошной ковер живописного орнамента по золотистому фону. Криволинейная кровля в виде двухъярусного «колпака» устроена после пожара 1746 года — именно такие кровли предполагалось тогда сделать почти на всех зданиях монастыря.


Пимен


Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода Русской Православной Церкви, прочитанное в тот исторический день во всех храмах Московского Патриархата, выразило это самосознание всех чад Русской Церкви.


писание


Священное Писание осуждает накопление богатства и указывает на главное средство борьбы с нищетой — устранение несправедливых социальных отношений. Иисус обличает фарисеев и законников, поедающих дома вдовиц.


план


Монастырь получил, таким образом, регулярный план в виде правильного прямоугольника: по его сторонам сто- яли кельи, обращенные окнами на центральную площадь, где возвышались церковь и трапезная; весь монастырь, включая огороды, житницы и другие хозяйственные постройки, располагавшиеся позади келий, окружила рубленая ограда (тын); над ее главным входом была поставлена еще одна церковь, посвященная Дмитрию Солунскому.


плащаница


И внегда хотяше святый причаститися, той огнь свится якоже некая Божественая плащаница, и вниде во святый потыр. И тако святый тем причастися, тъй Симон дивляшеся и неизреченному оному видению, и трепеташе от страха. Егдаже преподобный изыде от святаго жрътвеника, разумев Духом Святым, и той Симон видению сподобльшеся быти, и призвав рече ему чадо Симоне почто устрашися дух твой.


площадь


Четырехугольник низких деревянных келий обрамлял открытую площадь, по двум сторонам которой возвышались две группы каменных зданий: с южной — Троицкий собор и Духовская церковь, а с северной, как бы уравновешивая их,— трапезная палата и поварня.


победа


В овальных медальонах он изобразил сюжеты, повествующие о победах Петра I. Стены спальни, оконные ниши были оформлены рельефным растительным орнаментом. Две голландские печи с цветными изразцами конца XVII — начала XVIII века, полушелковые обои на стенах, паркетные полы завершали внутреннее убранство покоев.


поварня


Расположена она близ колокольни, на том месте, где прежде стояла каменная поварня XV века. В 1735 году скульптурная икона «Смоленская Божья матерь», резанная Ермолиным и украшавшая фасад поварни, была объявлена «чудотворной», а здание превращено в церковь.


подвиг


В XVII веке монастырь распространяет легенды о разного рода чудесах. Героический подвиг защитников крепости монахи используют для прославления своих святых. Авраамий Палицын в своем «Сказании» старался представить стойкость обороны как результат «божественной» силы и помощи первых игуменов монастыря — Сергия и Никона.


пожар


Двускатная кровля по металлическим стропилам устроена над Трапезной после пожара 1746 года и представляет значительный интерес: выполнил ее артиллерийский кузнец В. Крестовщиков по чертежам архитектора И. Жукова «искуснейшим образом, ибо она поддерживается одним равновесием, через уменьшение у одной части через другую тяжести».


портал


Главный западный вход в храм оформляет портал XVIII века. Слева от него — сооруженная в 1780 году усыпальница Бориса Годунова и его семьи, единственное царское захоронение на территории монастыря. После осады, в начале XVII века, монастырь приобретает все большее значение, сюда стекаются богатые вклады.


портрет


Ее стены и потолок, в клеймах которого укреплены портреты Петра I и Екатерины кисти неизвестных мастеров XVIII века, украшены росписью и лепниной. Один из ярких элементов интерьера — украшенная цветными изразцами фигурная печь.


посад


Своими вдохновенными творениями иноки и посадские жители составили под руководством Преподобного Никона Радонежского поистине гимн своему учителю, Авве Сергию, воздвигнув собор Святой Троицы, а затем созидая памятники всей последующей истории Троице-Сергиевой Обители.


послушание


Сохраниши ли даже до смерти послушание ко игумену и ко всей о Христе братии? — Ей, Богу содействующу, честный отче. Пребудеши ли до смерти в нестяжании и вольней Христа ради во общем житии сущей нищете, ничтоже себе самому стяжавая, или храня, разве яже на общую потребу.


постройка


Самым ранним памятником ансамбля является Троицкий собор — первая каменная постройка монастыря, возведенная в 1422-1423 годах при ученике и преемнике Сергия игумене Никоне. Храм был сооружен на средства сына Дмитрия Донского — князя Юрия Звенигородского, „в похвалу" Сергию.


посуда


Особенно широко в отделе представлены резьба и роспись по дереву, которыми украшались фасады крестьянских изб, интерьеры, посуда и всевозможные бытовые вещи: рубели, вальки, прялки и т. д.


праздник


Типикон подробно излагает чин целования Евангелия. В дни учиненных праздников наряду с Евангелием (на воскресной Утрени) совершается также целование икон, чем выражается особое почитание изображенных на них святых.


Преподобный


мая 1952 года в Троице-Сергиевой Лавре, где совершал свой миротворческий подвиг Преподобный Сергий, собрались представители всех Церквей и 27 религиозных объединений нашей страны, видные церковные деятели из-за границы — православные и инославные.


престол


Главный собор монастыря долгое время служил крещальней для наследников московского престола; в нем крестили Василия III (1479), его сына Ивана IV (1530), который в свою очередь крестил здесь своих сыновей.


придел


В последствии в 1548 году над гробницей с его останками был возведен одноапсидный бесстолпный храм — так называемый Никоновский придел, отличающийся разнообразием декорировки стен. Придел вплотную примкнул к Троицкому собору, образовав с ним единый архитектурный комплекс.


проем


Крепостная палата носит следы двух строительных периодов: нижняя часть с оконными проемами арочной формы без обрамлений относится к XVI веку, а верхний этаж с фигурными окнами и нарядными наличниками надстроен в следующем столетии.


прославление


1970—10 апреля в Троице-Сергиевой Лавре состоялось прославление равноапостольного Николая, Архиепископа Японского. —17 апреля скончался Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, Священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры.


пространство


Внутри Смоленская церковь не имеет столбов, и все ее пространство, перекрытое сводом с отверстием для светового барабана, воспринимается единым; большие окна делают интерьер светлым.


протоиерей


Среди них особо выделяются профессор протоиерей Феодор Голубинский, профессор протоиерей Александр Горский, профессор священник Павел Флоренский, Виктор Дмитриевич Кудрявцев-Платонов, Алексей Иванович Введенский, Митрофан Дмитриевич Муретов и многие другие.


профессор


В предвоенное десятилетие его собрание расширилось за счет коллекций профессора А. А. Александрова, краеведческого Музея местного края и Музея народных художественных ремесел. В эти годы окончательно определился и существующий до сих пор профиль музея, представляющего древнерусское искусство, искусство XVIII — начала XX века, народное искусство XVII — начала XX века, народные художественные промыслы и советское декоративно-прикладное искусство.


пруд


С этой башней связана легенда о том, что Петр I стрелял с нее уток на расположенном рядом Белом пруду. Интересна по своей архитектуре и въездная Каличья башня, перестроенная в 1759-1778 годах.