Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель


а б в г д е ж з

  и  

к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ы э ю я






игрушки


История зарождения и развития этого промысла еще не получила своего полного отражения в литературе, но даже известные нам сведения, а также сохранившиеся произведения XIX века свидетельствуют о большом своеобразии и образности Сергиевской игрушки и скульптуры.


игумен


Авраамий Палицын в своем «Сказании» старался представить стойкость обороны как результат «божественной» силы и помощи первых игуменов монастыря — Сергия и Никона.


иерарх


Выдающиеся иерархи того времени, занимавшие Московскую кафедру, были не только настоятелями-священноархимандритами Троице-Сергиевой Лавры, определившими формирование и направление богословской мысли, они и личными трудами обогатили русское православное богословие.


иеромонах


Заведующий Церковноархеологическим кабинетом архимандрит Елевферий и его заместитель иеромонах Иосиф. С богословской точки зрения, икона в ее просветленной красоте возводит сознание верующего от видимого образа к Божественному Первообразу.


Иисус


Так, изображением крестного знамения выражается вера в силу воплощения и спасительных Крестных страданий и смерти Иисуса Христа. Сложением трех первых перстов воедино свидетельствуется вера в Пресвятую Троицу, другие два перста выражают веру в Божественное и человеческое достоинство Христа Спасителя.


икона


К наиболее древним относятся: храмовый образ Покрова Пресвятой Богородицы (XVI в.), а также икона преподобного Харитона Исповедника с житийными клеймами (XVII в.).


иконописец


Внутренний вид Успенского собора Стенопись Успенского собора претерпела относительно незначительные изменения. Так, палехский иконописец Н. Д. Сафонов только «поправил» живопись на сводах глав, где были протечки в местах крепления крестов (1858), а затем «поновил» некоторые участки на стенах и сводах, введя при этом позолоту (1866).


иконостас


Даже поздний (конца XVII века) иконостас с обильной позолотой органично вписался во внутреннее убранство собора. Многоярусный, украшенный ажурной резьбой иконостас — один из интереснейших памятников, созданных русскими резчиками.


инок


Можно предполагать, что воспитанниками этой дружины мастеров были такие иноки, как Преподобный Амвросий — Троицкий резчик, который работал вместе со своими учениками не только с деревом, но и с благородным металлом.


интерьер


Интерьер трапезной выглядит необычно из-за причудливой игры линий пересекающихся сводов, поддерживаемых восемью свободно расположенными опорами.


искусство


Троицкое искусство, соединившее в себе искусство книги, резьбы по дереву, кости и камню, тонкого литья и еще более тонкого ювелирного дела, требует особого научного анализа.