Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель


а б в г д е ж з и

  к  

л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ы э ю я






кадило


Можно предположить, что своеобразным прообразом архитектурного облика Троицкого собора было серебряное кадило, сделанное в 1405 году по заказу игумена Никона.


Казначейский


Одновременно с ним строятся и другие келейные корпуса — Варваринский, Казначейский, Экономовский, Успенский и Инспекторский, в дальнейшем сильно перестраивавшиеся и переделывавшиеся. (Облик, близкий к первоначальному, возвращен реставрационными работами 1960 года только одному из этих корпусов — Предтеченскому.)


Каличья


Интересна по своей архитектуре и въездная Каличья башня, перестроенная в 1759-1778 годах. Ее шатер, покоящийся на высоком четверике, украшенном ордерной декорацией, позже был покрыт глазурованной черепицей.


канон


В задачу Церковноархеологического кабинета входит также подбор образцов основных иконографических канонов, на основе которых создается церковное искусство.


келарь


Знаменитый келарь монастыря старец Авраамий Палицын сообщал, что «тогда бе не едина беда и зрю: внеуду — меч, внутрь же юду — смерть... и по тридесяти и потом по пятидесяти и по сту умираху во един день... и всех во осаде померло старцов и ратных людей побито и померло своею смертью от осадные немощи слуг и служебников.


кельи


Высокие деревянные крыльца (в настоящее время не восстановленные) вели в кельи, состоящие из трех помещений: сеней, жилой комнаты и большой светлой комнаты, предназначавшейся для работы, так как жили здесь иконописцы и серебряники.


киот


Входной портал украшен колонками и киотом с пышными волютами по сторонам. Часовня Пятницкого колодца отличается оригинальностью композиции и совершенством архитектурных форм. Она играет заметную роль в общей панораме монастырского ансамбля, открывающейся с высокой насыпи дороги, идущей на юго-восток.


князь


7162 году как ходил великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя Росии самодержец на недруга своего на польского короля и взял из дому Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря три иконы образ Живоначальныя Троицы да образ чудотворца Сергия да образ Видение чудотворца Сергия.


колокол


Интересно, что сто лет спустя после подвески колокола крестьянин Иван Котков предложил модель сконструированной им машины для облегчения звона в царь-колокол и предлагал «устроить ее своими трудами с благонадежной прочностью».


колокольня


Но в это же время он обогатился такими интересными сооружениями, как церковь Смоленской Божьей матери (1745), Каличья башня (1778), а самое главное —появилась великолепная пятиярусная колокольня, которая заслуженно получила славу «красивейшей на Руси».


кондак


Кондак Преподобному Никону Радонежскому, глас 4: Духовному твоему настоятелю, отче Никоне, всячески прилепнвся, и от него наставляем во всём, Христдви поработйвся. Монахов был есй чиноначальник, и преподобных сожитель, с ними же Христа Бога моли непрестанно о всех нас.


Кончура


Все пруды, кроме Белого, были образованы с помощью плотин на небольших речках Кончуре и Вондюге, омывающих с трех сторон монастырский холм. Запруды эти не всегда содержались в порядке, и пруды периодически то спускались, то наполнялись вновь.


корпус


Совершенно очевидно, что подобную же структуру имели и все другие корпуса братских келий, возведенные в то же время. Монастырские архивы, опустошенные пожарами 1709 и 1746 годов, не сохранили документов, отражающих историю строительства в Троицком монастыре в конце XVII века.


крепость


Недаром сами поляки отмечали, что Троицкая крепость была вооружена людьми, железом и мужеством. Троицкий монастырь стал символом чести Родины в глазах народа, превратился в общерусский центр отпора захватчикам».


крест


По христианскому учению, Христос как «сын человеческий» умер на кресте и возродился (или воскрес) уже в новой сути — как «сын божий», после чего стал царем и судией небесным.


кровля


В XVIII веке позакомарная кровля была заменена четырехскатной, что повлекло надстройку барабана центральной главы, сферическая форма глав заменена луковичной, разобрана каменная паперть у западной стены, у трех фасадов появились ярко раскрашенные крыльца.