Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель


а б в г д е ж з и к л м н о п р

  с  

т у ф х ц ч ш щ ы э ю я






свод


Купол, восстановленный в 1979 году, свод и стены внутри покрыты росписью современной работы. Резной, выполненный из дерева иконостас состоит из деисусного, праздничного и местного рядов.


Святитель


Он вместе с братией отправился в Переславль-Залесский, где временно правил Святитель Волынский Афанасий, заменявший Святителя Алексия, отбывшего в Константинополь. Святитель Афанасий хиротонисал Преподобного Сергия в сан диакона, а на следующий день — в сан пресвитера.


Святой


В праздник Святой Троицы читаются особые молитвы о ниспослании Благодати на землю. «Чином о Панагии» завершается Божественная литургия в храме.


священник


Сын священника обучался рисованию у гравера А. Шхонебека, преподавал арифметику и рисование в «артилерной школе» в Москве. В 1716 году он был отправлен пансионером за границу.


священноархимандрит


В особо торжественные для Троице-Сергиевой Лавры дни богослужение в Лавре совершает ее Священноархимандрит — Святейший Патриарх Пимен, в иные воскресные и праздничные дни — его наместник в сослужении братии Обители.


село


Известным центром декоративной лаковой росписи по металлу является село Жостово Московской области. Жостовская роспись украшает разнообразные по форме подносы пышными густыми цветочными букетами или плодами.


семинария


В стенах лавры вновь действуют мужской монастырь, Московская духовная академия и семинария, закрытые в 1918 г. Лавра стала местом проведения представительных церковных форумов и встреч. Летом 1988 г. здесь состоялось открытие празднования тысячелетнего юбилея принятия христианства на Руси.


Сергиев


Таинство Евхаристии нередко соединяется здесь, в Сергиевой Обители, с таинством Священства, когда поставляется на свещницу Православной Церкви новый клирик — через благодатное возложение рук епископа, посредством особых тайносовершительных молитв, преемственно передающего благодать апостольского служения.


Сергий


Первый биограф Епифаний писал, что Сергий основал Троицкий монастырь для того, чтобы «воззрением на Святую Троицу побеждался ненавистный страх розни мира сего».


серебро


Это в основном облачения духовенства, а также пелены и покровцы, шитые золотом, серебром, жемчугом, украшенные драгоценными камнями, золотыми и серебряными пластинками с чернью, гравировкой, чеканкой. Используя все эти разнообразные материалы, русские мастерицы создавали вещи, отличавшиеся строгим великолепием.


силуэт


Сквозные растительные переплетения, заполняющие собой вазы, шкатулки, подставки, образуют красивые, причудливые силуэты. Авторами многих оригинальных произведений последних лет являются С. П. Манаенков, О. А. Скачков и другие.


Синод


И во исполнение онаго ея императорскаго величества высочайшаго указа святейший правительствующий Синод приказали: учинить следующее: (1) Когда о чем из вышепоказанного святейшему Синоду от оной Троицкой Сергиевой Лавры представлено будет исполнение, в святейшем Синоде чинить, как оным ея императорскаго величества указом повелевается непременно.


складень


К сожалению, сохранилась только одна подписная работа Амвросия — икона-складень 1456 года, созданная для троицкого игумена Вас-сиана Рыло. Исходя из манеры ее исполнения, ярко индивидуализированного почерка этого памятника мастеру приписывается ряд других незаурядных произведений мелкой пластики.


собор


Во время Описи 1641 года в Предтеченском корпусе жили соборные старцы, иконописцы и книгописцы. Переходы между Келарской башней и северной пристройкой. XVII в. Согласно монастырскому уставу, кельи не должны были сообщаться между собой и каждая из них имела самостоятельный вход.


Спас


Все в его облике дышит неземной мощью. Это не «милостивый» Спас Андрея Рублева, а образ грозного небесного царя, сила и мощь которого должны были как бы напомнить и о величии власти царя земного.


старец


Другой списатель Жития сообщает иные подробности: старец дал отроку частицу антидора или просфоры и произнес: «Приими сие и снеждь. Се тебе дается знамение благодати Божией и разума Святаго Писания».


стенопись


1778 — Возобновлена стенопись церкви Сошествия Святого Духа. 1779 — Устроен серебряный кивот к Тихвинской иконе Божией Матери (в 1838 г. переделан).


Строганов


Второе направление в живописи этого времени связано с именами богатейших сольвычегодских купцов и известных меценатов Строгановых, явившихся основными заказчиками и почитателями произведений нового типа. Для мастеров строгановского направления характерны тончайшее каллиграфическое письмо, изящность удлиненных пропорций, яркость и интенсивность колорита.


строительство


Когда опасность миновала, братия возвратилась на свое пепелище и вновь начала строительство. В 1412 году, в день памяти Преподобного Сергия, 25 сентября, игумен Никон уже освятил новый деревянный храм во имя Живоначальной Троицы.


студент


Через икону студенты приобщаются к опыту мировой культуры. По тонкому и мудрому слову одного из профессоров Академии священника Павла Флоренского об Апостоле Павле, здесь постигается «образ Великого Художника, Светом Зиждущего в похвалу славы благодати Своея.