Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель


а б в г

  д  

е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ы э ю я






двор


Императорский завод поставлял изделия исключительно для царского двора. Поэтому их отличают особая живописность и тонкость отделки. Представленные в витринах тарелки украшены изящно выполненными пейзажными мотивами.


декор


Пристройка была произведена весьма тактично — на новых фасадах точно повторен изначальный декор Трапезной. Рядом с Ильинской церковью до 1958 года стояла летняя деревянная церковь Казанской Богоматери, возведенная в 1752 году.


декрет


В апреле 1920 года В. И. Ленин подписал декрет «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры». В нем подчеркивалась необходимость создания условий для «использования в целях демократизации художественно-исторических зданий, путем превращения этих зданий и коллекций в музей».


Дионисий


Хранит история имена таких архимандритов, как священномученик Иоасаф III (1605—1610), вынесший на своих плечах всю тяжесть осады и замученный поляками позже, 5 июля 1610 года, в Пафнутиевом Боровском монастыре; Преподобный Дионисий Зобниновский (1610—1633), вместе с Патриархом Гермогеном своими посланиями поднявший народные ополчения во время междоусобицы и нового польского нашествия в 1612 году.


документ


Сохранившиеся документы, а также подробное описание осады, составленное келарем монастыря Авраамием Палицыным, дают возможность достаточно точно представить события тех дней. Ни непрерывный обстрел из 63 орудий и многочисленные штурмы, ни подкопы и засылка лазутчиков с целью посеять панику или склонить к измене — ничто не смогло поколебать мужества и стойкости защитников крепости.


дом


Однако оказалось, что жители «главнейшей улицы приезда великолепнейшего монастыря» не в силах сами привести свои дома в порядок, так же как и город был не в состоянии перестроить обветшавшую ратушу и покосившиеся лавки.


доска


Писались иконы на хорошо обработанных досках, чаще всего липовых и сосновых. Для предотвращения деформации на обратной стороне доски врезались шпонки; лицевая ее сторона, как правило, проклеивалась холстом — паволокой, затем наносился тонкий слой грунта — левкаса, по которому делался контур изображения.


дух


Наиболее полно смысл этого духовного состояния раскрыт в каноне Пятидесятницы: Нлавающаго в молве житейских попечений, с кораблем потопляема грехи, и душетленному зверю приметаема, яко Иона, Христе, вопию ти: из смертоносным глубины возведи мя.


духовенство


Вкладчиками в Троицкий монастырь были цари, великие и удельные князья, бояре, духовенство, торговые и служилые люди. Наряду с земельными владениями и деньгами монастырю дарили произведения искусства: иконы, древние книги, выполненные из драгоценных металлов церковные сосуды, шитые шелком, золотом, серебром и жемчугом подвесные пелены, покровы, плащаницы.


душа


В монолитный хор сливаются мужественные голоса монахов, пробуждая в душах к жизни лучшие внутренние дарования, напоминая себе и другим известные Евангельские истины.